Nov 30, 2010 13:48
Только самый ленивый не написал про выступление Леонида Парфенова на вручении премии Листьева. Много постов по этому поводу я прочитала. В основном народ восхищается Леонидом Геннадиевичем. Наверное, это правильно: уважаемый журналист сказал с трибуны в зале полном телевизионных руководителей и корифеев о том, что телевидение у нас никудышное и лживое. Я, впервые узнав об этом выступлении, тоже как-то растерянно восхитилась, а потом разные факты и воспоминания начали воздействовать на мое отношение к этой истории. Я их для себя назвала ЧТО, ГДЕ и КОГДА. Три простых вопроса, которые заставили меня сменить восхищение на разочарование.
КОГДА
Полтора года назад я была на встрече студентов журфака МГУ с Парфеновым. Студенты многократно пытались спрашивать Леонида Геннадиевича о его отношении к современному ТВ, цензуре в СМИ и т.п. Ответ нам был один, я, мол, сейчас увлечен совсем другим, а именно изданием книг Намедни, я вообще предпочитаю заниматься тем, что мне интересно и т.п. Называя вещи своими именами, Парфенов элегантно уходил от темы современного ТВ и всего, что там творилось. А согласитесь, что ситуация два года назад в российских СМИ никак не была лучше нынешней.
ГДЕ
Почему Леонид решил сделать это именно в это время и в этом месте? Почему мы раньше ничего подобного от него не слышали?
Можно было бы оправдать Парфенова отсутствием площадки для высказывания своего несогласия с нынешней политикой в СМИ. Действительно, не станешь же зачитывать подобный манифест в фильме о Гоголе или не сделаешь же из него вступительное слово к очередному тому Намедни. Хотя на мой взгляд эта идея не такая уж бредовая, учитывая тиражи книг. В конце концов есть ЖЖ. Чем не рупор? У Парфенова этот рупор имеется, он даже здесь иногда поститься, хотя все его посты касаются исключительно выпуска очередной книги или автограф - сессий. Ну, только последний пост - это был клип с выступлением на вручении той самой премии.
за ЧТО
А теперь насчет самой премии, присуждаемой журналистам "воплотившим на экране творческие принципы В. Листьева". Мы, конечно, не знаем каким бы сегодня был Влад Листьев. Я не хочу порочить память человека, которого нет в живых давным-давно, но согласитесь, что трудно было предположить 15 лет назад как изменятся "творческие принципы" многих из его коллег. Зачем далеко ходить, возьмем к примеру Эрнста или Любимова. Люди, так увлеченно боровшиеся за гласность в начале 90-х, совсем забыли о ней в 00-е. А тут эта премия ... Кому вручить? Совесть не позволяет отдать ее, ну, скажем, Петру Толстому или Владимиру Соловьеву. Хотя, если вдуматься, жанры, в которых работают эти журналисты, ближе к тому, что делал Листьев последние годы своей жизни. Можно еще было наградить Якубовича. Чем не кандидат на получение премии, завещенное ему "Поле чудес" он хранит и развивает добросовестно. Но как-то некруто, видимо, решили телевизионные мужы. И тут всплывает Парфенов. Не политизирован, в грязных разборках не замечен, фигура вполне нейтральная, да и журналист талантливый, со своим стилем. Только вот не очень понятно чем он близок "творческим принципам" Влада Листьева. И ... на этом месте у меня все вдруг сложилось в одну картинку. Конечно, надо просто, чтобы Леонид прочитал подобающую речь и заявил о существовании своих принципов, которые соответствуют названию премии!
А дальше ... ну, что будет дальше? Продолжит Леонид Геннадиевич работать над своими ностальгическими проектами, которые по-прежнему популярны среди аудитории и в них можно честно говорить, что было хорошо или плохо 40 лет назад.
P.S. Я очень хочу, оказаться неправой в данной ситуации. Может мой пессимизм - это результат плохой погоды, отсутствия витаминов и т.п. Но убедить меня в обратном может только наличие продолжения у этой истории с Парфеновым и продолжения убедительного, ведущего к результатам, если не на нашем телевидении, то хотя бы в деятельности Леонида Парфенова.
Парфенов,
премия Листьева