Крепость дома моего

May 11, 2008 20:19

Так назвала свою статью Алёна Алёхина, психолог-консультант, кандидат психологических наук, моя однокурсница, человек, очень близко к сердцу принявший историю девочки, десять лет тому назад принятой в семью, в которой уже росли два родных сына. Статья опубликована в журнале «Психология на каждый день», № 5, май 2008, с.60-64. Статья опубликована ( Read more... )

Leave a comment

gelievna May 15 2008, 05:35:51 UTC
> Я точно знаю, без поддержки нашего семейного психолога мы не смогли
>бы сейчас спокойно жить и воспитывать приёмную дочь и родных сыновей».
>
>И вот я думаю, на волне позитива, не дай бог ненароком превратить
>движение помощи сиротам в ловушку для добровольцев.

Поэтому вместе с позитивом обязательно стоит делать упор на необходимость подготовки приемных родителей. И сейчас по-моему уже в большинстве городов создаются Школы приемных родителей или хотя бы консультации специалистов. В Питере вообще без прохождения обучения не дают разрешения на усыновления и опеку. Слышала, что после таких школ сами решают не усыновлять процентов 30 слушателей.
В приемной конфе попробовали сделать подборку специально для новеньких, чтобы читали ДО усыновления:
http://faqconf.narod.ru/adapt.html
http://faqconf.narod.ru/vozrast.html
http://faqconf.narod.ru/badexp.html
Но эта информация уже все-таки не совсем для случайных людей.

Не обязательно будет так трудно, особенно если речь о малышах, но как говорится "готовься к худшему, надейся на лучшее".
Меня тоже усыновили в 5 лет, наверное и я была ужасна лет в 12-13, но думаю, что не ужаснее своих одноклассников. Вот мне описание Марины в 15 лет показалось почти обычным поведением подростка.

> «Этот рассказ отпугнёт усыновителей», - сказал один редактор (не
> этого журнала).
Может быть, стОит сделать упор на конструктив, если это возможно? На то, как именно прорабатывались проблемы и что ко многому просто нужно быть готовым.

Reply

Ответ Натальи verakotina May 16 2008, 17:02:33 UTC
Спасибо всем, кто откликнулся! Некоторые откликнувшиеся оставили свои комментарии "анонимно", вероятно, потому что не имеют своих журналов, а следовательно, они не смогут получить уведомление об ответе и не смогут прочитать ответ Натальи, если специально не заглянут сюда ещё раз.
Мне показалось, что Ваш отклик, дорогая gelievna, адресован автору статьи, тем не менее ответ Натальи всем откликнувшимся я решила разместить здесь.

"Мне хотелось бы обратить внимание на слова, которые встречаются
в откликах читателей статьи: «ад», «крест», «поступок». «Ад» - постоянное нахождение души в муках, «крест» - это тяжёлая ноша, которую необходимо нести пожизненно, «поступок» - в значении «этим можно гордиться». Все эти слова для усыновителей совсем не подходящие.

Родители, которые постоянно испытывают тяжкое бремя безысходности, не могут быть сами счастливы и этим чувством одарить ребенка.

Воспитание ребенка - это постоянный процесс совершенствования взрослого, т. е. это процесс познания, а знания не могут стать грузом. Мне совсем не хочется сказать этим, что и проблем-то совсем нет, но СЧАСТЬЕ заключается В ПОБЕДАХ над трудностями.
Семьи, которые берут из детских домов на воспитание самых, может быть, «незавидных» и не по одному, вероятно, не только из-за жалости. У меня есть уверенность в том, что это им необходимо, значит, они находят удовлетворение в том, что могут дать детям тепло и заботу. Поэтому речь о муках адовых, конечно же, не идёт.

Нам часто приходится слышать слова одобрения: «Вы молодцы! Своих двое, и ещё взяли ребенка из детского дома». В большинстве случаев люди говорят это искренне, но никому не приходит в голову, что воспитывать троих и более родных детей ничуть не легче, а такого труда как бы и не заметно, и хвалят почему-то реже. Поэтому мы не считаем, что усыновление является подвигом - это потребность отдавать…

Наталья"

Reply

alena_alekhina May 17 2008, 16:04:48 UTC
Знаете, бесценно то, что Вы отклинулись. На мой взгляд, то, чего очень часто нам не хватает в отношениях с другими - так это увидеть ситуацию с других, с разных сторон.
То, что Вы выросли в приемной семье говорит о многом. То, что пишите: "я была ужасна в 12- 13 лет" - очень важно. на мой взгляд. Надеюсь, что Наталья обратит внимание на этот момент.
А как Вы относились к своей приемной маме в этот период? Какие чувства к ней испытывали?
Сердились ли на ее замечания? Обижались? Или всегда принимали все замечания в свой адрес "безропотно"?

Reply

gelievna May 18 2008, 01:22:09 UTC
Как почти любой подросток (неприемный), сердилась, обижалась и маму не понимала. Но особо буйно не бунтовала, слушалась. Училась на пятерки, на дискотеки почти не ходила, сидела дома. Поэтому говорю, что я была менее проблемным ребенком, чем одноклассники в среднем.
С папой у меня проблем в отношениях не было никогда, но он вообще исключительный человек и он очень меня любил.

Почти все подростки невыносимы, это всем родителям неплохо бы понимать. И это нужно пережить, это пройдет. Но помощь психологов это хорошо, и знание корней проблем именно приемных детей - это тоже добавляет понимания в семье.

> Она никак не приучится к элементарной аккуратности.

(накрывшись тазиком) а к аккуратности я так и не приучилась. Мой муж и дети умеют наводить порядок в доме лучше меня ;-)
А самый занудный и порядочный - приемный сын ;-))))
Правда, дети же разгром в доме и устраивают :) Потому что они дети и им надо играть.

> Она то и дело затевает драки в школе. Друзей у неё нет, а отношения с ребятами в классе приходится улаживать классному руководителю.

Ой, было, дралась, класса до 7-го. Но и друзья были.

> Она влюбляется в каждого встречного мужчину или молодого человека, а единственной альтернативой этому отношению является ненависть.

Обычный подросток.

> Она охотно говорит о новых вещах, которые ей купят, но разговоры о том, как она будет жить, когда станет взрослой, вызывают у неё скуку.

Обычный подросток, и возможно еще осталась задержка в психическом развитии, Вере виднее.

> А самое неприятное, что те страхи, с которыми Маринка пришла в новую семью продолжают мучить её. Ей то и дело мерещится, что кто-то подстерегает её в кустах, и ей продолжают сниться страшные сны.

Вот это действительно проблема и с этим нужно работать специалисту, возможно психоаналитику. Но не каждый приемный ребенок такое страшное пережил. У меня мальчик с нами с 4х лет, а в Доме ребенка с рождения. Очень светлый, добрый. Психологи в реабилитационном центре посчитали, что работать не с чем, нет проблем (агрессивности, энуреза и т.п.).
С обычной задержкой в развитии мы за 2 года справились. Пока я вижу только излишнюю неуверенность в себе.

Reply

alena_alekhina May 18 2008, 15:56:51 UTC
Большое спасибо за такой подробный ответ.
Вы знаете, я думаю, что дело именно в непроработанной травме. Но такая работа (когда психотравма совмещена с сильной физической) требует очень специфической квалификации. Это не психоанализ ( в классическом смысле), да и вооще не анализ. Здесь телесно-ориентироанная психотерапия нужна.
В этом вся загвоздка. Я все время еще Макаренко вспоминала. У меня была в детсве любимая книга. (Я себя по ней в детстве воспитывала). Вроде понятно, какая должна быть педагогика в отношениях с трудным подростком.
И по-моему Наталья все "правильно" делает...но вот у меня очень стойкое впечателение, что именно "рубец в душе" затрудняет дело.
М.б. написать в психологическое собщество. Может там кто-нибудь знает специалиста такого где-нибудь поближе к ним. В Москве-то я знаю людей... но это далеко от них.

Reply


Leave a comment

Up