Современная цивилизация: феномен "расчеловечивания" человека

Jul 17, 2012 16:50

В современной западной цивилизации сейчас наблюдается кризис нравственности и морали. Напоказ выставляются самые мерзкие, самые от-вратительные стороны человека, пороки часто объявляются свободным выбором свободных людей. Культ потребления и жажда наживы все больше и больше пронизывают общество во многих странах, и Россия здесь не исключение. Все чаще и чаще можно слышать фразу о «расчеловечивании» человека.

В нормальном обществе человек действует как социальное существо, т.е. существо, соединенное с другими существами. Но когда идет процесс «расчеловечивания» это утверждение перестает быть истиной. Обществен-ная, коллективная природа сознания перерождается в стремлении к одиночеству. Ультра эмансипированные женщины тяготятся семейными узами, жаждут свободных от каких бы то ни было обязательств отношений. Мужчины в этом плане не отстают от них. Все хотят быть счастливыми в одиночку.
Расцветает так называемая культура «чайлд-фри», представители которой сознательно отказываются от рождения детей, потому что это ограничит их свободу, их желание «делать, что хочу». Сайты этого «движения» переполнены насмешками над семьями с детьми. Многодетные семьи на таких ресурсах подвергаются всяческому осмеянию. «Чайлд-фришники» упражняются в словесных издевательствах над желанием иметь детей, при этом, часто не осознавая, что таким образом они издеваются и над своими родителями, которые дали им эту жизнь.
Появилась и другая крайность - куклы-реборны (reborn в переводе с английского «рожденный заново»). Казалось бы - невинная забава, кукла в точности воспроизводящая младенца, которого очень сложно отличить от живого человека. Появление реборнов на Западе приходится на начало 90-х годов, в России они появились несколько лет назад и успели завоевать огромную популярность. Уже принято не покупать реборнов, а «усыновлять».
Большинство людей, увлеченных реборнами - женщины: одинокие, бездетные, либо имеющие уже взрослых детей. Свою тягу к куклам-реборнам некоторые поклонницы объясняют попыткой реализовать материнский инстинкт. Кукле покупают кроватку, коляску, одежду по сезону, реборна купают ежедневно, смазывают кремом, фотографируют, а фото выкладывают в Интернет. Форумы наполнены постами о том, «как мы погуляли», предложениями «Оцените наш костюмчик» и даже вопросами «Как вы спите?». Обычный разговор молодых мам, не правда ли? Настораживает только, что речь идет о неживых.
Неподвижный неживой «живой» ребенок. Одно и то же выражение сморщенного личика. Одно и то же положение стиснутых кулачков. Сколько сможет оставаться психически сохранным человек, глядя каждый день в стеклянные застывшие глазки?
Можно говорить о том, что подобные игры - не что иное, как сублимация и эскапизм, уход от реальности. В самих куклах и их коллекционировании нет ничего предосудительного, они действительно могут благотворно влиять на психику, но погружение в их жизнь, замена живого человека игрушкой, невротическая привязанность приводят к тому, что любительницы младенцев-кукол становятся пациентами психологов, а иногда и психиатров.
«Очеловечивая» таким образом куклу люди «расчеловечивают» себя - стирается грань между реальность и игрой, правдой и вымыслом, уже сложно отличить героя от насильника, святое от будничного, истину ото лжи, войну от приключения, любовь от забавы, прекрасное от безобразного, свободу от распущенности.
Все больше и больше людей живет по принципу из мультфильма «Чертенок № 13» «Люби себя, чихай на всех и в жизни ждет тебя успех!» Ученые всего мира сломали множество копий, обсуждая преимущества индивидуализма перед коллективизмом и наоборот. Однако, все чаще и чаще индивидуализм вырождается в эгоизм, нежелание думать о других, выставление своего «Я» напоказ. А коллективизм имеет положительное нравственное значение. Сенека писал: «Запомним: мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду, который потому и держится, что камни не дают друг другу упасть». Древнеиндийская мудрость гласит: «Травинки, сплетенные в канат, могут слона связать». Еще одна мудрость, идущая из глубины веков: «Веника не сломишь, а прутья по одному все переломишь». Нельзя отрицать, что коллективизм может умножать силы людей и помогать в решении задач, которые не в силах решить отдельные, не связанные друг с другом люди.
Свобода ложно понимается как вседозволенность, желание «делать что хочу». А между тем есть классическое определение свободы, данное Дж. Локком: "Свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека, в то время как естественная свобода заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы".
Главным становится не жизнь, а возможность «казаться в выгодном свете», презентовать себя в любой форме. Становятся нормой иллюзии: игра ради игры, мысли ради мысли, религиозная вера ради имиджа. Замутненный ум выказывает постоянную заряженность на симуляцию чувств, скандал, глумление над общепринятыми нормами. И здесь нельзя не вспомнить и о карикатурах на пророка Мухамеда, и о сжигании американским священником Корана, и о недавней выходке группы Pussy Riot. Суть их - именно глумление над тем, что для многих людей свято. Сознательно наносится удар за ударом по т.н. «культурному ядру», разрушается душа человека.
Личная жизнь каждого человека все больше и больше выставляется напоказ, в этой сфере тайн больше нет. Стремление все «вывести на чистую воду», даже непристойности, характеризует «раскованность сознания», именуемую «новым гуманизмом» и либерализмом. И здесь мы можем сколько угодно ругать журналистов, но не спрос ли рождает предложение? Сотни бульварных газет и журналов «соревнуются» в том, кто больше выльет грязи, кто найдет пикантнее новость, кто раньше других подглядит в замочную скважину. И обществу уже не важно, что именно сделал для страны маршал Жуков и какой подвиг совершил Маринеску, гениальны ли стихи Пушкина или проза Достоевского, - увы, на первый план выставляется личная жизнь известных людей, начинается бесконечное копание в их грязном белье, смакование их любовных похождений и прочие неприглядные факты их биографии. Конечно, может кто-то и скажет, что мы должны знать всю правду о гениях, но только за этой правдой меркнет сам гений, его творения отходят даже не на второй, а на третий план.
«Масла в огонь» расчеловечивания подливает интернет с его возможность бесплатно размещать ролики самого мерзкого содержания. Конечно, владельцы некоторых сайтов идут на встречу общественности и убирают видео, но до этого момента его могут посмотреть тысячи человек, видео может быть скачено и размещено на других ресурсах. Вот, например, случай, произошедший с воспитанниками петербургской школы-интерната № 5. Мальчишки повеселились, сняли ролик, где один из мальчиков вертится перед камерой в обнаженном виде, а после ребята, якобы устраивают потасовку. Журналисты раздувают этот скандал до предела. «Под опубликованной статьей в Интернете - шквал комментариев, в том числе довольно гнусных. Их, естественно, читают и воспитанники интерната… И тут самое время поговорить вот о чем: о славе, которой жаждут многие любители выкладывать в Сеть «прикольные кадры». Телевидение тоже во всю поощряет «народное видеотворчество»: предлагает присылать интересные события, обещает даже гонорар. И незрелые отроки снимают сюжеты с насилием, в том числе в школе, и даже в отношении учителей, и выкладывают их в Интернет, шлют на ТВ. Зрители балдеют от очередного подсматривания в замочную теле-скважину, балдеют и герои сюжета. «Мне конечно стыдно, но зато я прославился», - сказал герой нашумевшего видеоролика».
Культ смерти, насилия, суицид и облегченные формы ухода из жизни все больше заполняют сознание человека. И здесь нельзя не отметить, что именно молодежь особенно подвержена этим «новомодным» тенденциям. Возьмем, например, «готов» (от англ. goths - готы, варвары) - квазирелигиозную молодежную субкультуру и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни. Идеология движения «готов» основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующие стиль некромантического декаданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной стороне бытия», что как-то связано со смертью, с фатализмом.
В обществе теряется естественные различия между полами. Исчезает чувство пола, извращается натура. Обновление ее сущности видится в смене пола, в изменении характера и привычек. Мужчины ведут себя подобно женщинам, а женские привычки приобретают мужскую окраску.
Входят в моду женщины-террористки. За последние 15-20 лет было отмечено появление террористических организаций, состоящих исключительно из женщин. Так, в США, например, возникла феминистская группа SCUM (Society for Cutting Up Men - «Общество Борьбы с Мужчинами»). Террористические группы, состоящие исключительно из женщин, были образованы непальскими маоистами и Рабочей Партией Курдистана (Kurdistan Workers Party). Особенно много женщин насчитывают террористические структуры, созданные в Германии, Латинской Америке и Палестине.
В подавляющем большинстве культур мира женщины исполняют «мирную» роль, поскольку «военная» роль традиционно принадлежала мужчинам. Поэтому женщины традиционно ассоциируются с мирными и ненасильственными формами политической борьбы. Их переход в иное качество - в ряды террористов, использующих наиболее брутальные методы, взывает своеобразный шок.
Женщины-члены организации «Хезболла» совершали единичные террористические акты против Израиля с середины 1980-х гг., а уже с начала 1990-х ряд исламистских террористических групп поставил этот процесс «на поток» и начал массовое рекрутирование молодых женщин на роль самоубийц. Подготовка подобного теракта относительно простое дело - они более управляемы, чем мужчины и лучше подвергаются «промыванию мозгов». Женщины привлекают меньше внимание у сотрудников служб безопасности и полиции, им легче спрятать на теле взрывное устройство. Фактически, они выступает в роли одноразового и дешевого оружия.
Число террористок-самоубийц постоянно увеличивается. К середине 1990-х гг. примерно 40% терактов совершали женщины. Известная американская писательница и публицист Элизабет Донелли (Elisabeth Donnelly), яростная сторонница феминизма, сказала о женщинах-камикадзе: «Это шаг назад по пути феминизма и шаг вперед по пути бесчеловечности».
«Расчеловеченный» человек стремится удивить непривычным словосочетанием и произвести, таким образом, впечатление. Нет ясности и простоты, есть нагромождение слов, двусмысленности, подтекстов, за которыми трудно понять смысл, но зато ощущается накал эмоций. Слово теряет ценность, язык девальвируется, утрачивая смысл.
Освобождение от «подлой реальности» видится в свободе высказываний, за которую цепляется безумец, потерявший дорогу к цивилизованной речи. Письменное и устное слово уже не претендует на высокий стиль, опирается на эмоции, сленги, блатной жаргон. Дисциплина ума и речи безвозвратно теряется. Речь, как правило, превращается в длинный монолог, часто бессвязный, или в «стрельбу одинокими фразами». Основная мысль исчезает за длинными повторами, либо не доказывается в силу сверхкраткости.
А между тем, язык народа - это неувядаемый и бессмертный цвет всей его духовной жизни, показатель сознания. В языке воплощена творче-ская сила духа народного. Однако в глубинах народного языка отражается не только природа родного края, а и история духовной жизни народа. Изменяются поколения, но плоды их творческой работы остаются в языке как наследство потомкам. Благодаря языку мы получаем основательные знания об истории народа, вероисповедании, взглядах, заботливо сохраненных нашими дедами и прадедами.
Общество все больше и больше пронизывает историческое беспамятство. И вот уже в Польше власти выдают разрешение на открытие дискотеки на территории бывшего кожевенного завода, где в годы Второй мировой войны трудились заключенные Освенцима. Ведь, как заявили представители местного муниципалитета, «люди, живущие в окрестностях бывшего концентрационного лагеря, имеют право на нормальную жизнь». Трагедия Освенцима, превращенного ныне в мемориал, помешала экономическому развитию региона, муниципалитет считает, что из-за этого международные инвесторы избегают вкладывать деньги в этот регион.
Решение муниципальных властей вызвало возмущение Международного совета бывших заключенных Освенцима. Их особенно покоробило то, что дискотека разместится в здании, которое непосредственно связано с трагической историей концлагеря, где было истреблено около 4 миллионов человек. Несмотря на протесты, танцевальный клуб просуществовал почти год.
Сведение высших форм жизни к ее теневым аналогам: духовного мира к биологическому и телесному, социального к физиологическому, нравственного к вседозволенности, блага к наслаждению - вот опасные тенденции сегодняшнего времени. Однако, не стоит думать, что человечество впервые столкнулось с этими угрозами. Печальную картину представляла собой Римская цивилизация в начале нашей эры. Религия тогда утратила внутреннюю духовную силу, выродилась в формальное обрядоверие и откровенное суеверие. Жрецы превратились в гадателей, распущенные императоры в земных богов, религиозные празднества в вакханалии, духовная жизнь в оккультные процедуры.
В обществе рушились семейные узы, верхушка утопала в разврате. Корнелий Тацит так описывал этот период: «Поруганы древние обряды, осквернены брачные узы, море покрыто кораблями, увозящими в изгнание осужденных, утесы красны от крови убитых. Еще яростнее бушует злоба в самом Риме - все вменяется в преступление: знатность, богатство, почетные должности, которые человек занимал или от которых отказался, наградой добродетели - неминуемая гибель. Плата доносчикам вызывает не меньше негодования, чем их преступления. Некоторые из них за свои «подвиги» получают жреческие и консульские должности, другие управляют провинциями императора и вершат дела в его дворце. Они распоряжаются по своему произволу, внушая каждому ужас и ненависть. Рабов подкупают и угрозами восстанавливают против хозяев, вольноотступников - против патронов. У кого нет врагов, того губят друзья».
Такое положение в обществе расчеловечивало людей, живущих в условиях торжества зла, несправедливости и всеобщей распущенности. Остановить этот процесс духовно-нравственного распада могла только какая-то новая духовная сила, противопоставленная этой бездуховности и нравственному распаду. Такой силой оказалось христианство. Это учение поставило перед человечеством сверхзадачу - формирование нового человека, очищенного от греха, достигнувшего духовного и нравственного совершенства.
Но на данном этапе развития общества христианство теряет свои позиции. Периодически появляющиеся скандалы о сексуальных злоупотреблениях священников в католических странах, нападки на православных деятелей церкви в связи с различными «финансовыми» скандалами, разрешение на брак гомосексуалистов - все это не приносит пользы для института церкви. Таким образом, христианство навряд ли сможет сыграть роль опытного хирурга, который вылечит больное общество.
Для преодоления «расчеловечивания» человека в современном мире необходима новая объединяющая сила, которая, наподобие христианства две тысячи лет назад, способна будет вывести общество из того глубочайшего кризиса, в котором оно находится сейчас. Что же это за сила? Может стоит оглянуться в недавнее прошлое нашей страны? У нас уже был опыт построения полноценного общества, свободного от вышеназванных пороков, но мы от него так предательски отказались.

упадок нравов, римская цивилизация, чайл-фри, реборны, террор, ссср

Previous post Next post
Up