дагестан

Sep 28, 2021 20:10

Побывала в Дагестане (10 дней). Я люблю ездить туда, где много архитектуры, однако выбора не было. В Дербенте крепость, но отдохнула душою лишь в мечети начала VIII века (без сомнения, переделана из византийской цистерны). Много природных диковинок: теснины, водопады, бархан (снимали «Белое солнце пустыни»), серпантин в Гунибе примерно в петель шесть на узком отрезке и высотою метров в 60, и так далее. Готовятся к тому, чтобы стать туристическим местом. Кажется, нам повезло: последний год с низкими ценами и отсутствием кассы на пути к местным красотам.
Но главное не это. Дагестан понятие административное, на этой территории несколько народностей, мюридизм, на который по первости не обратили внимание (какая разница, что они себе думают?) и благодаря которому кавказская война затянулась на десятилетия, вроде как был уничтожен со взятием Шамиля; из Союза объединенных горцев Кавказа (1917 и далее) ничего не вышло. А вот теперь может выйти. В Дагестане, похоже, рождается новая самоидентификация - через ислам. Весь старый город в Дербенте в скорбных плакатах о смерти Хусейна, внука Магомета, (накануне годовщины его гибели), в каждом селе мечеть (по силам: от пристройки башенки к домику до вполне разработанных проектов), молодые дамы (до девочек 10 лет) облачились в хиджабы и соответствующие платья (в полном никабе видела в Кизляре) и явно носят это с удовольствием. На рекламе медицинских услуг врач в белом халате и хиджабе, девочка-экскурсовод в музее в Махачкале в таком же платке и в длинной юбке, на магнитиках портрет Шамиля и его высказывания; улица имама Шамилы упирается в центральный проспект Петра Первого. По дороге к Гунибу (где брали Шамиля) плакаты с арабскими надписями и переводом только на местный язык. Гуниб расположен на жуткой высоте, самое это место - памятник русскому оружию, а здесь стоят лишь два памятника с XIX века - ворота Барятинского и «Шамильские». Рядом с крепостью объявление, что здесь будет построен зиярат (место паломничества) Шамиля - и картинка.
Я сначала испугалась этого напора ислама, потом попыталась успокоить себя, что они шииты, а Ирану и Ираку сейчас не до единоверцев. Нет, сегодня возврат к традиции происходит по постмодерновому сценарию, так что различием с суннитами пренебрегут - и вольются в строительство халифата. Турция настороже (и в 1917 горцы обратились к ней); шиитский Азербайджан армию возрождал в Турции. Однако более вероятно, что новая общность будет создана на основании только имени Шамиля (как это произошло недавно, на наших глазах на Украине), будет неважным, что назовут мюридизмом на этот раз. Он вернулся через 170 лет. Имамат с говорящими на русском языке.
На границе на въезде и выезде КПП, дежурят командировочные МВД, внутри территории они встретились дважды. Но в Дагестане, похоже, рванёт. И даже скоро.
Previous post Next post
Up