Юрий Коваль. Рассказ "Белая лошадь": режиссура текста Юрий Коваль.

May 01, 2023 14:35


Анализ Ольги Ерёминой, литературоведа и педагога, автора книги о творчестве Юрия Коваля: «Юрий Коваль Проза не по-детски»

https://erema-o.livejournal.com/858742.html



В 2016-2017 году я много занималась со школьниками анализом художественного текста, используя рассказы Юрия Иосифовича Коваля. Тогда сделала много записей, но не успела об одном - о рассказе «Белая лошадь», который я считаю одной из вершин творчества Коваля. Прошло семь лет, и вот потребность написать всё же догнала меня и застала в разгар совершенно иной работы. Но понимаю: если сейчас это не напишу, то основное тоже не сложится. Закон: построннего, лишнего в творчестве не бывает.

Изначально писатели смотрели на произведение сверху: локус находился над героями. Автор своих героев переставлял как хотел, был над ними владыкой.
Однако уже Пушкин, сохраняя в основном позицию «над героями», поместил себя между Онегиным и Татьяной, замечая, что Татьяна взяла и вышла замуж - будто бы по своей воле.
Серебряный век дал писателям новое: они вживались в образ героя, пытались показать мир не таким, каким они видят его сами, и мир глазами героя. Словно бы помещали камеру внутрь героя. Не просто у него на лбу - чтобы показать, что именно видит герой, какие предметы, но словно бы внутри мозга - я имею в виду искажения, которые дают особенности психики. То есть читатель видит мир через психические фильтры героя. Возможно, первым здесь был Гофман со своим «Песочным человеком» - но там роман в письмах, и это даёт автору особое право. Максимально ярко проявилось это у Андрея Белого в романе «Котик Летаев»: там «камера автора» установлена прямо в сознании героя-мальчика, сознании, которое находится в стадии формирования, и Андрей Белый словно бы передаёт нам все нюансы осознания мира.

Но это я отклонилась, чтобы кратко дать понять: авторы искали пути отображения мира в художественном произведении, чтобы показать мир наиболее точно в соответствии со своим замыслом.
Юрий Коваль пишет рассказы пограничного цикла в 1968 году: командировку на границу СССР и Турции (в район Ленкорани) для создания рассказов о пограничниках он получил от журнала… «Мурзилка»! Главный редактор «Мурзилки» считал, что детям надо рассказывать о настоящих взрослых профессиях. И Коваль «поймал прозу за хвост»: написал повесть «Алый» и рассказы «Козырёк», «Елец», «Особое задание» и «Белая лошадь». В 1969 году в издательстве «Малыш» (!) вышла книга «Путешествие на границу». ( Читать дальше... )
Previous post Next post
Up