Первая выставка произведений Константина Коровина проходила в Третьяковке в 1922 году. Вторая проходит спустя 90 лет. Произведения для нее были собраны из 22 музеев России, из Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций.
Что же из 240 работ особенно запало в душу? После путешествия на Север все внимание было отдано небольшому разделу выставки "Север".
На Севере художник побывал дважды: в 1894 и 1897 гг. Север покорил его. "Какой чудесный край, Север дикий. И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, и какая красота! Я хотел бы здесь остаться навсегда», - писал Константин Коровин.
В первое путешествие по Северу Коровин отправился в августе 1894 г. вместе с Валентиным Серовым по приглашению Саввы Ивановича Мамонтова:"В Нижнем будет Всероссийская выставка, мы решили предложить вам сделать проект павильона "Крайний Север", и вы должны поехать на Мурман. ... Покуда Архангельская дорога еще строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе "Ломоносов" по Ледовитому океану./../
На выставке можно увидеть самые значительные работы, навеянные путешествием по Северу:
Базар у пристани в Архангельске Другое название: Торговое оживление на пристани в Архангельске.
Это одно из десяти панно, созданных для павильона Крайний Север. Панно представлено в отреставрированном виде.
В норвежском городе Гаммерфесте - центре зверобойного промысла - Коровин создает этюд "Гаммерфест. Северное сияние".
Свои впечатления от Севера К.А.Коровин воплотил на 14-й Всероссийской художественной и промышленной выставке в Нижнем Новгороде в оформлении павильона "Крайний Север" (архитектор Л.Н.Кекушев). "Стараюсь создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителей то чувство, которое я испытал сам на Севере. Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей - чудовищные шкуры белух, челюсти кита". Павильон, срубленный из грубых бревен, украшали панно: "Северное сияние", "Постройка узкоколейки в тундре", "Торговое оживление на пристани в Архангельске", "Тюлений промысел на Белом море", "Фактория на Мурмане", "Монастырь на Печенге"… К работе над панно Коровин привлекал художников Сергея Васильевича Малютина и Николая Васильевича Досекина. После выставки в Нижнем Новгороде панно перевезли в здание Ярославского вокзала в Москве, а затем - в 1961 г в Государственную Третьяковскую галерею. Четыре из десяти панно представлены на выставке.
В 1899 году К.А.Коровин приступает к оформлению павильона России на Всемирной выставке в Париже. И здесь снова зазвучали северные мотивы. Русский павильон напоминал сказочный город с деревянными теремами, башнями, галереями, крылечками и переходами. О коровинских панно, выставленных в Париже, замечательно сказал Александр Бенуа: "Его стынущие в холоде и мгле северные пустыни, его леса, обступающие редким строем студеные озера, его бурные и сизые тучи, его стада моржей и вереницы оленей, наконец фонтаны желтого солнца, играющего на всплесках синих заливов, - все это является настоящим откровением Севера. <…> Коровину необходимо дать стены, вечные, каменные стены, в которых бы собирался русский народ, стены дворцов, музеев, училищ или других общественных зданий. Непростительно будет для нашей эпохи, если и этот художник пройдет, не сказав всего того, что он может и должен сказать, не излив всей глубокой и широкой любви к русской природе"..
За свою работу на Парижской выставке художник удостоился двух золотых и девяти больших серебряных медалей. "За хлопоты по устройству кустарного отдела".Коровин получил в России орден святого Станислава III степени и "высочайшую благодарность", а правительство Французской республики наградило его орденом Почетного Легиона.
Кроме этюдов и набросков, К.А.Коровин оставил воспоминания о своих путешествиях по Северу. Часть из них опубликована в выдержавшей два издания (1960 и 1990) книге "Константин Коровин вспоминает…"
Какой Коровин замечательный рассказчик, какие картины он рисует словом, можно судить по описанию храма старинного северного села Шалукта: "Деревянная высокая церковь, замечательная. Много куполов, покрыты дранью, как рыбьей чешуей. Размеры церкви гениальны. Она - видение красоты. По бокам церковь украшена белым, желтым и зеленым, точно кантом. Как она подходит к окружающей природе!"
Репродукции картин взяты из открытых источников Интернета. Фотографии:
http://www.livejournal.ru/themes/id/52001