Культпоход: Константин Коровин

Aug 05, 2012 21:56


   Первая выставка произведений Константина Коровина проходила в Третьяковке в 1922 году. Вторая проходит спустя 90 лет. Произведения для нее  были собраны из 22 музеев России, из Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций.
                                                                                      

Что же из 240 работ особенно запало в душу? После путешествия на Север все внимание было отдано  небольшому разделу выставки "Север".

На Севере художник побывал дважды: в 1894 и 1897 гг. Север покорил его.   "Какой чудесный край, Север дикий. И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, и какая красота! Я хотел бы здесь остаться навсегда», - писал Константин Коровин. 
  В первое путешествие по Северу Коровин отправился в августе 1894 г. вместе с Валентиным Серовым по приглашению Саввы Ивановича Мамонтова:"В Нижнем будет Всероссийская выставка, мы решили предложить вам сделать проект павильона "Крайний Север", и вы должны поехать на Мурман. ... Покуда Архангельская дорога еще строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе "Ломоносов" по Ледовитому океану./../
    На выставке можно увидеть самые значительные работы, навеянные путешествием по Северу:



Базар у пристани в Архангельске Другое название: Торговое оживление на пристани в Архангельске. 
Это одно из десяти панно, созданных для павильона Крайний Север. Панно представлено в  отреставрированном виде.



В норвежском городе Гаммерфесте - центре зверобойного промысла - Коровин создает этюд "Гаммерфест. Северное сияние". 
    Свои впечатления от Севера  К.А.Коровин воплотил на 14-й Всероссийской художественной и промышленной выставке в Нижнем Новгороде в оформлении павильона "Крайний Север" (архитектор Л.Н.Кекушев).  "Стараюсь создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителей то чувство, которое я испытал сам на Севере. Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей - чудовищные шкуры белух, челюсти кита". Павильон, срубленный из грубых бревен, украшали  панно: "Северное сияние", "Постройка узкоколейки в тундре", "Торговое оживление на пристани в Архангельске", "Тюлений промысел на Белом море", "Фактория на Мурмане", "Монастырь на Печенге"… К  работе над панно Коровин привлекал художников Сергея Васильевича Малютина и Николая Васильевича Досекина.      После выставки в Нижнем Новгороде панно перевезли в здание Ярославского вокзала в Москве, а затем - в 1961 г в Государственную Третьяковскую галерею. Четыре из десяти панно представлены на выставке.


    В 1899 году К.А.Коровин приступает к оформлению павильона России на Всемирной выставке в Париже. И здесь снова зазвучали северные мотивы. Русский павильон напоминал сказочный город с деревянными теремами, башнями, галереями, крылечками и переходами. О коровинских панно, выставленных в Париже, замечательно сказал Александр Бенуа: "Его стынущие в холоде и мгле северные пустыни, его леса, обступающие редким строем студеные озера, его бурные и сизые тучи, его стада моржей и вереницы оленей, наконец фонтаны желтого солнца, играющего на всплесках синих заливов, - все это является настоящим откровением Севера. <…> Коровину необходимо дать стены, вечные, каменные стены, в которых бы собирался русский народ, стены дворцов, музеев, училищ или других общественных зданий. Непростительно будет для нашей эпохи, если и этот художник пройдет, не сказав всего того, что он может и должен сказать, не излив всей глубокой и широкой любви к русской природе"..
За свою работу  на Парижской выставке художник  удостоился двух золотых и девяти больших серебряных медалей. "За хлопоты по устройству кустарного отдела".Коровин получил в России орден святого Станислава III степени и "высочайшую благодарность", а правительство Французской республики наградило его орденом Почетного Легиона.
     Кроме этюдов и набросков, К.А.Коровин оставил воспоминания о своих путешествиях по Северу. Часть из них опубликована  в выдержавшей два издания (1960 и 1990) книге "Константин Коровин вспоминает…"
     Какой Коровин замечательный рассказчик, какие картины он рисует словом, можно судить по описанию храма старинного северного села Шалукта: "Деревянная высокая церковь, замечательная. Много куполов, покрыты дранью, как рыбьей чешуей. Размеры церкви гениальны. Она - видение красоты. По бокам церковь украшена белым, желтым и зеленым, точно кантом. Как она подходит к окружающей природе!"

Репродукции картин взяты из открытых источников Интернета. Фотографии: http://www.livejournal.ru/themes/id/52001

Константин Коровин, Русский Север

Previous post Next post
Up