Вид из окна колокольни на дорожку, идущую от "Святых ворот", и на игуменский корпус.
В начале XX века монастырь, при небольшое количество братии - 8 человек (в 1907 г.), довольно крепко "стоял на ногах":
- внутри невысокой каменной ограды находились 3 храма: каменный двухэтажный Успенский (1707 г., нижний этаж тёплый), деревянный Покрова Пресвятой Богородицы (~1900 г., пятиглавый), надвратный Свято-Никольский храм (1834 г.);
- пятиярусная каменная колокольня (1774 г., пристроена к западной стороне собора Успения Богородицы), "Святые ворота", игуменский корпус, монашеский корпус, колодец с надкладезной часовней, 4 башни по углам ограды, хозяйственные постройки;
- в Успенском храме, в приделе прп.Александра Ошевенского, установлена рака, где под спудом сохранялись мощи святого;
- при монастыре был странноприимный дом (в некоторых источниках упоминается гостиница);
- хозяйство: пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел, несколько солеварней, мельница (возможно, не одна), коров 30 (+ коровник), лошадей 10 (+ конюшня);
- Ошевенская волость: 12 деревень, 2,5 тысячи человек - соответственно, часть из них монастырские деревни;
- собственное монастырское подворье в г.Санкт-Петербурге (участок получен в дар в 1903 г.) с часовней на 300 человек (с 1907 г.);
- капитал 23 тысячи царских рублей;
- для Русского Севера Александро-Ошевенский монастырь имел громадное значение: монахами, вышедшими из этой обители (начиная с XV века и в последующие столетия), были основаны многочисленные скиты, небольшие пустыньки и шесть(!) других монастырей.
После революции 1917 года монастырь оставался действующим до 1922 года.
Известны сведения, что в период с 1913 по 1922 год братии было 10 человек, храмы и корпуса монастыря уже нуждались в ремонте.
На фото руинированные остатки Успенского собора (храм Успения Богородицы).
Собор имел 6 приделов, и здесь же находились под спудом мощи преподобного Александра, которые после обретения были перенесены из первого Никольского храма в храм Успения (деревянный, 1528-29гг.).
Вид с восточной стороны - на алтарную часть, время фотосъёмки - лето 2008г. Фото
В.Яровинд.
Официальным поводом для объявления монастыря закрытым стало вскрытие раки прп.Александра. По инициативе коммуниста М.Попова, в присутствии жителей окрестных деревень, предствителей волостного и уездного советов. "Свидетелям" была продемонстрирована пустая рака (мощи были скрыты под спудом), чем якобы "обличили попов" в обмане.
После закрытия Александро-Ошевенского монастыря в 1922 г. многие монашествующие перешли в Кирилло-Челмогорскую обитель. (До этого, в 1919 году, ошевенские монахи вынуждены были покинуть своё подворье в Санкт-Петербурге.)
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. ошевенский иеромонах Павел (Распутин Д.И.) в течение небольших периодов служил в разных еще сохранявшихся, но закрывавшихся один за другим каргопольских храмах. С конца 1930 года, после того как крестьяне отстояли от закрытия церковь в Красной Ляге (мой рассказ о ней
здесь), иеромонах Павел служил в Сретенно-Михайловской церкви, сохраняя тесные связи с братией Кирилло-Челмогорского монастыря.
(Начиная с 1931 года имел несколько арестов. Осуждён в 1937 году на 10 лет ИТЛ. Скончался летом 1938 года в одном из лагерей НКВД.)
Некоторые из насельников обители были подвергнуты репрессиям.
Последний настоятель, архимандрит Досифей, осуждён тройкой при УНКВД в октябре 1937 года на 10 лет ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна. //
С 1922 года, после официального закрытия монастыря, все его постройки отдаются под хозяйственные нужды органов местного самоуправления.
С 1923 года в монашеском корпусе открывается школа. В помещении Покровской церкви - школьная столовая. По воспоминаниям одной из жительниц Ошевенска, пока на территории обители работала школа, поддерживался порядок, проводились необходимые ремонтные работы в помещениях.
В 1967-68 годах школу перевели из помещений Ошевенского монастыря в центр села.
После этого начинается постепенное разграбление и разрушение как храмовых, так и хозяйственных построек.
Фото Е.Шелковникова Обратите внимание на оставшиеся "следы" фундамента деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы: внутри неправильного овала из дорожек - между каменным храмом, настоятельским и братским корпусами. После ухода школы из монастыря Покровская церковь стояла ~ до 1990 года, затем обрушилась. Её руины были убраны жителями Ошевенска, расчищен фундамент, установлен крест.
В конце 60-х, начале 70-х и в 80-х годах XX века были попытки начать
реставрационные работы на территории монастыря. Из под спуда Успенского собора были извлечены мощи преподобного Александра и перезахоронены. Реставраторы разобрали на этом храме текущую крышу. Но в результате уехали, оставив храм без крыши вообще. В результате здание храма полностью утратило каменно-деревянную крышу и межэтажное сводчатое перекрытие.
Началом воссоздания монастырской общины Александро-Ошевенского монастыря стала дата 15 марта 2001 года. Первым настоятелем стал иеромонахом Феодосий. На его плечи легли труды по расчистке территории от мусора, ремонт часовни прп.Александра (в Святой роще - за пределами территории пустыни), открытие воскресной школы. Постепенно возрождался монастырский приход. Но уже летом следующего года из-за болезни монаху пришлось покинуть монастырь.
Службы стали проводиться лишь несколько раз в год местным ошевенским священником (В.Пантиным), так продолжалось с июня 2002 до начала декабря 2008 года.
За это время стараниями прихожан и жителей Ошевенска были расчищены завалы на всей территории и внутри храма Успения Богородицы, на деньги благотворителей был проведен первый этап восстановления кровли колокольни, все храмовые постройки "законсервированы" перед наступлением осенне-зимних периодов.
В декабре 2008 года настоятелем был назначен иеромонах Киприан.
В феврале 2009 года в монастыре было уже два монаха (включая настоятеля).
В это время колоколов на звоннице Успенского храма не было. Крыша была дырявая - это видно на фото 2008 года. Два колокола висели под аркой колокольни - чуть выше человеческого роста над вымощенным камнем полом.
После ремонта купола колокольни, колокола (теперь их 7) перевесили наверх, на площадку колокольного звона, ~весной 2016 года.
~ В 2010 году на пожертвования меценатов и прихожан были изготовлены и переданы монастырю деревянная резная рака прп.Александра и новая икона с изображением святого-основателя.
Стараниями отца Киприана были отремонтированы надвратная Никольская церковь и несколько келий в братском корпусе, проведено отопление в этих помещениях. Символично, что именно храм, который носит имя Николая Чудотворца, не сдал своих позиций. В нём, как в единственно пригодном, был установлен иконостас и возобновлены монастырские службы.
Мы, группа проекта "Неизвестная Провинция", побывали в монастыре в июне 2016 г.
Уже после, в августе (2016 года), произошла смена настоятеля монастыря.
На январь 2017 года в монастыре было два священнослужителя: отец настоятель Феодосий и иеромонах Анатолий. И два постоянных трудника.
Есть места для послушников и для трудников, келья для мужчин-паломников. Для женщин-паломниц в Ошевенске есть гостевой дом.
О том, в каком состоянии находятся постройки монастыря, и что намечено сделать, можно прочитать в открытом письме настоятеля обители
здесь и в
интервью (с ним же).
В этот раз я не буду призываю Вас отдать свои деньги или время своей жизни на восстановление обители. Вы сами решите этот вопрос для себя.
Могу сказать только, что пока я писала эти посты про судьбу Александро-Ошевенского мужского монастыря, информация, которую я постепенно узнавала, не всегда меня радовала...
Но в итоге произошло событие, которое показало лично мне: ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА до сих пор СМОТРИТ на этот монастырь.
Продолжение следует...