Выставка "Уроки рисования" к 190-летию Строгановской Академии. (2)

Apr 05, 2015 09:30

Сборный коллаж фотографий преподавательского состава Строгановского училища в 1898 г.
(ныне Академии - МГХПА им.С.Г.Строганова).




Продолжаю показывать работы учеников и преподавателей Училища в разные годы XIX-XXвв.

Оригинальный текст выставки: "Задания, которые ученики осваивали в натурных классах, должны были находить своё применение в декоративно-прикладном искусстве. Ведущее место среди них занимало рисование цветов и плодов. Самые ранние работы этого зала относятся к периоду 1860-х - 1870-х. Они принадлежат кисти выдающегося акварелиста, академика Михаила Васильевича Васильева и его учеников."

Васильев М.В. Изображение ветки цветущей настурции. (- работа преподавателя). ~1860-1870. (Бумага, акварель.)



Оригинальный текст выставки: "Выпускник Школы рисования, основанной графом Строгановым, Васильев М.В. с 1844 года вёл здесь занятия живописи маслом, живописи цветов по жести, геометрии, первоначального черчения и рисования, с 1860 года - курс рисования цветов акварелью. Васильев также возглавлял керамическую мастерскую училища. ..."

Работы учеников М.В.Васильева.



Ученик П.Овчинников.



Автор неизвестен. Преподаватель Васильев М.В. Эскиз цветочного бордюра для набивной ткани. Начало XX века. (Бумага, акварель.)



Стилизация растений.

Оригинальный текст выставки: "Осенью 1898 года в учебную программу училища вводится новый предмет "Стилизация цветов", который преподавали Павел Пашков и Михаил Врубель - один из самых культовых художников своего времени, представитель стиля модерн. Мастер-классы Врубеля стали особым событием в жизни училища. ..."

Автор неизвестен. Эскиз росписи фарфорового блюда в китайском стиле. Конец XIX века. (Бумага, карандаш, акварель, белила.)



Студенты должны были выйти из училища художниками, архитекторами, готовыми выполнять заказы, обеспечивающие их работой. Поэтому на IV и V курсах много времени было посвящено выполнению всевозможных проектов, имеющих связь с реальным миром.

Шехтель Фёдор Осипович. Проект выносного креста и кадила для церкви в усадьбе С.П. фон Дервиза "Кирицы", 1888. (Картон, акварель, белила.)



Про связь с реальным миром: вот здесь представлены семь работ Ф.О.Шехтеля - архитектора. (В том числе Церковь Николая Чудотворца у Соломенной Сторожки - рядом с парком моего детства. Восстановлена по оригинальным чертежам в 1997г.)

Декор жилых помещений.

Ученик Н.Колупаев. Проект интерьера в стиле модерн. 1901. (Картон, акварель, тушь, перо.)






Создание орнаментов (обои, набивные ткани) и проектов предметов декора (посуда, мебель).

Автор неизвестен. Эскиз ткани со стилизованным цветочным орнаментом. Начало XX века. (Бумага, темпера, гуашь.)



М.Ягужинский. Ученик V класса. Изображение шкафа-секретера в стиле ампир. Начало XX века. (Бумага, акварель, карандаш.)



И.Кондаков. Ученик V класса. Проект фарфорового сервиза в стиле ампир. 1915. (Бумага, акварель, белила.)



Искусство декорации.

Оригинальный текст выставки: "В декоративно-театральной мастерской, открытой в 1909 году, изучали такие аспекты, как устройство сцены, её освещение, театральную перспективу и прочее. Организация мастерской была вызвана небывалым подъёмом русского драматического театра, оперы и балета, (например, "Частная русская опера", организованная Саввой Мамонтовым, - впоследствии Оперный театр Сергея Зимина). Изображение сценических декораций создавались воспитанниками училища и до этого. ...
Именно в театре Зимина начинали свою профессиональную деятельность Фёдор Федоровский и Владимир Егоров - ученики Фёдора Шехтеля."

Федоровский Ф.Ф. Эскиз декорации оперы Н.А.Римского-Корсакого "Садко", 1949. (Холст, масло.)
Постановка Государственного академического Большого театра 1949 года. Режиссёр-постановщик Борис Покровский.



Монументальное искусство.

Оригинальный текст выставки: "1945 год открывает новую страницу в истории Строгановки. Одной из первостепенных задач, стоявших перед страной после Великой Отечественной войны, стало восстановление городов. Создание проектов зданий, их внутренней отделки, реставрация разрушенных памятников искусства требовало привлечение новых кадров. ... Студенты участвовали в разработке самых грандиозных проектов 1940-1950-х годов: строительство станций метро, высотных зданий в Москве, павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. ..."

Орловский А.Л. "Танец", 1950. (Бумага, темпера.)



Естественно, я показала лишь малую часть работ, представленных в 10-ти залах.

Для "сильно опаздавших" не всё потеряно - при Академии есть музей (посмотрите по ссылке закладки: "Живопись и графика/История музея/Керамика и стекло/.../...".)

P.S.
Вот странное впечатление произвела на меня выставка в итоге (на выходе): поняла, что я этим (даже при обеспеченной материальной стороне дела) заниматься вряд ли стала. Это надо быть очень терпеливым, усидчивым, образно говоря "заточенным" Судьбой под это дело, чтобы высиживать все эти классы (теорию и практику) из года в год, ездить в любую погоду и в худож.школу, и "на натуру". Необходима природная предрасположенность ребёнка и посыл от родителей - чтобы все эти занятия переросли в "твёрдую почву" профессионального поприща.

В памяти "всплывали" картинки: в нашем классе, в школе, трое ребят (два мальчика и девочка) занимались в художественных школах. И, насколько я помню, лишь девочка закончила. Затем поступила в какой-то институт того же направления (возможно, МАРХИ).
Но у неё мама была профессиональным архитектором и "двигала" дочь все эти годы по этой стезе "и кнутом, и пряником", в том числе: материально обеспечивала это обучение (професс.бумага, карандаши/пастель/сангина/краски, кисти/стеки/др.инструменты и пр.) + профессиональные советы + умение находить общий язык с преподавателями во всех школах. :))

Природные данные + годы, годы, годы занятий + спонсор(ы) обучения + близкие люди => профессиональный, успешный художник / архитектор / дизайнер.

А, может быть, это "...вряд ли..." было просто впечатлением от выставки?!

"Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам; ..."     (Библия)

Мастерская, Живопись, Сделано в России

Previous post Next post
Up