Зависит ли практика йоги от конституции (пракрити)?
Практика для вата-доши /Узнать, что такое доши и определить свою Пракрити (аюрведическую конституцию) можно здесь
http://www.all-yoga.ru/section/tri-dosha, полные описания асан и пранаям вы найдете здесь
http://www.all-yoga.ru/section/1066 - примечание редакции./
Для начала, надо немного разобраться в механизме действия йогических техник: оно идет не только на самом плотном, физическом уровне, но и на более тонких: говоря обыденным языком, влияет на нашу энергетику и психику. Поэтому важно не только какие практики (например: Я делаю Триконасану), но и сколько держим (по 15 секунд \ по 3 минуты в каждую сторону), с каким дыханием (поверхностное \ глубокое \ Уджайи \ «не знаю.. а разве это важно?»), и в каком состоянии ума (размышляя о погоде и парижской моде \ вспоминая афоризмы Патанджали \ в режиме «ментальной паузы» и др.). Форма позы - далеко не самое важное в практике йоги!
Воздействие на Доши можно в этой системе поставить где-то в серединке, рядом с воздействием на прану (энергию). Очевидно, что ошибки воздействия на грубое тело ощущаются сразу же (хотя некоторые «йога-мазохисты» это просто игнорируют), а вот ошибки воздействия на Дошу еще надо заметить - и уж лучше раньше, чем позже. Фактически, при разнообразной практике и при неразмеренной жизни и питании, это довольно сложно (поэтому, скажем, и техники пранаямы рекомендуется осваивать под руководством мастера). Так что лучше сразу хорошо разобраться в этом вопросе, и делать практику в гармонии с Дошей.
Практика для Вата-доши
Люди, главным принципом конституции тела которых является Вата-доша, импульсивные и подчас нелогичные. Такая же и их практика йоги: то к одному преподавателю пойдут, то к другому, то занимаются по полдня на выходных, то за целый месяц только одно-два занятия посетят... Если таким людям «напирать» на практику, да еще сделать акцент на силовых элементах, они могут запросто «сломаться», потерять интерес, бросить занятия вообще, либо же в теле могут болезненно проявиться «слабые звенья». Этому типу телесной конституции нужна не тяжелая, но постоянная практика: «праздники» и выходные не должны быть поводом отлынивать от занятий - лучше заниматься понемногу, в расслабленном режиме, но каждый или хотя бы через день.
Вата-доша - «быстрая», поэтому для ее гармонизации практику надо делать медленно. Это конечно не означает, что в каждую позу надо «вплывать» как в замедленной съемке. Но никаких виньяс, прыжковых переходов, силовых выходов «в поте лица своего» и прочей акробатики Вата-доше категорически не рекомендуется. Динамическая практика йоги приводит к дисбалансу повышенной Вата-доши, нервозности и ментальной нестабильности, потере концентрации и ухудшению памяти, ухудшению сна, потере цели, иногда раздражительности и неспособности к целенаправленным действиям (дезориентация, ступор). Вата-доша может делать короткие серии поз, перетекающих одна в другую - но задерживаясь в каждой из них подолгу: то есть, опять же, динамичной такую практику не назовешь. Пожалуй, единственной динамической практикой, рекомендованной Вата-доше, следует назвать Сурья- и Чандра-намаскары, причем выполняемые в медленном ритме, под осознанное замедленное дыхание (можно Полное йоговское или Уджайи).
Человек Вата-доши в практике асан должен двигаться медленно, словно в полусне. Вдумчиво, с вниманием к правильной работе суставов, а не резким «отскоком» переходить из позы в позу. Включать в практику силовые элементы, особенно укрепляющие пресс и Манипура-чакру: это все позы со скручиванием: Триконасана, Ардха Матсьендрасана, Паривритта Джану Сиршасана и т.п. (аккуратно с поясницей и в целом позвоночником!) и силовые (Маюрасана, Шалабхасана среди прочих). Никаких резких движений, особенно в сочетании с прогибами, допускать нельзя (тот же Сурья-намаскар можно делать под глубокое дыхание - а можно даже на задержках дыхания после каждого вдоха или выдоха - медленно, причем не акцентируя прогибы). Практика асан для Ваты должна быть внимательно выверена по симметрии (делать ассиметричные позы на одну и на другую сторону тела!), по нагрузке (не перенапрягаться), и по времени (лучше 1 раз в день утром 1,5 часа, чем 5 раз по 15 минут в режиме ажиотажа, из которых последний раз посреди ночи).
Известный специалист по йога-терапии Дэвид Фроули утверждает, что Вата-доша нуждается в статичных асанах больше других типов конституции - т.к. именно Вата «откладывается» в ободочной и прямой кишке, спине, костях и суставах. Вата-доша - по природе «сухая», поэтому надо быть внимательным в практике, избегая износа суставов (и конечно их травм), а также перенапряжения. Регулярно и без агрессии, на спокойном дыхании и в спокойном модусе сознания прорабатывая в асанах мышцы и суставы, Вата-дошу можно сбалансировать и успокоить. Например, быстрые и силовые прогибы Вата-доше «противопоказаны», а вот нежные, аккуратные прогибы без дискомфорта способны гармонизировать Вату, убирая напряжение и мышечные блоки в спине и плечах.
Из пранаям Вата-доше хорошо делать: Агнисара Дхаути (укрепляет пищеварение и дает силу Манипуре), Уджайи (успокаивает, улучшает газообмен), Бхастрика и Капалабхати - умеренно, для разогрева тела,Нади Шодхана (лучшая пранаяма для Ваты! Успокаивает, «заземляет», очищает, дает силу), Сурья-Бхеда (особенно зимой. Согревающая пранаяма). Из бандх особенно полезно делать Мула-бандху и Маха-бандху (три замка на вдохе или на выдохе, техника делается без напряжения). Из мудр хорошо делать Маха-мудру и Йони (Шанмукхи) Мудру.
Йогу Вата-доши надо все время держать ум под контролем. Посторонние мысли и хаотичное, сбивающее дыхание - худшие враги Вата-доши после неумеренного динамизма. Сложность асан и время их выдержки надо подбирать так, чтобы дыхание не сбивалось, сердце не билось слишком сильно. «Спокойствие, только спокойствие» - вот правило практики для Ваты. Дышать в асанах надо глубоко (где нет скручивания корпуса) и медленно.
Лучшие медитации для Ваты - успокаивающие: Йога-нидра, Тратак, Со-Хам, Брамари, Ом-медитация и т.п. Взяв под контроль ум и эмоции, люди Вата-доши открывают для себя новое измерение и глубину практики, дисбалансы Доши проявляются в йоге гораздо меньше.
Казалось бы, доминирующая Вата-доша - проблема для практикующего йогу. Однако она имеет и свои плюсы: люди с преобладанием Ваты по природе Саттвичны (спокойны и чисты в помыслах), их легко заинтересовать перспективами практики йоги, они быстро «втягиваются». Обычно у них нет проблем с инертностью (как у Капхи) и излишней энергичностью, агрессией в практике (как у Питты), если организм сильно не зашлакован, то освоение практик йоги у Вата-доши идет быстро. Если человек Вата-доши практикует умеренно и регулярно, то, скорее всего, практика йоги принесет хорошие плоды!