Часть 2. Прагматичный Пекин или "как разгорелся "факел" от новой "искры"

Jan 21, 2014 02:14

Почему, собственно, хотелось встречи именно молодых учёных России и Китая, а не поездки любого другого формата или другую стану? Во-первых, Китай динамично развивается и добился за сравнительно короткий срок существенного подъёма экономики и благосостояния народа. Во-вторых, как говорил Вольтер: "Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более я стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлечёнными не из его недр". В-третьих, понять возможность заимствования положительного опыта Китая для нашей страны. Ну и последнее, кому, если не нам, это должно быть больше всех надо?

Наше знакомство с китайской наукой в Пекине началось с Академии общественных наук, которому китайско-российский форум молодых учёных официально дал "зелёный свет". Обсуждение состояния партнёрства и стратегического взаимодействия Китая и России, перспектив развития торгово-экономических отношений и научно-технического сотрудничества, позволило для себя сделать неутешительный вывод о том, что неподдельный интерес для Китая вызывают главным образом вопросы, так или иначе, связанные с энергетическим сектором. Дискуссии, доклады и вопросы, касаемые остальных сфер, интереса, на мой взгляд, не вызывали, а были лишь проявлением "джентельменского" уважения. Неужели нам больше нечем удивить теперь уже и китайцев? Окончательно убедиться в этом мне помогли наши визиты в технопарки и бизнес-центры Пекина.










Говоря о китайском инновационном прорыве, всех технопарках и бизнес-центрах вместе взятых, стоит отметить, что они выросли не поступательно, формируясь во времени согласно экономическим и технологическим предпосылкам (в последствии они тоже накладывали и накладывают свой отпечаток, но это уже потом), а были созданы сверху, под строгим руководством правительства Китая! Нам, конечно, рассказали, что «электронная улица» Чжунгуанцунь стихийно сформировалась еще в 80-х годах предыдущего столетия, что вагончики, торгующие компьютерами и нелегальными программами, первые программисты и предприниматели воссоединились здесь. Но этой грандиозной идее не суждено было бы привлекать иностранные инвестиции, стимулировать высокотехнологичные разработки и формировать успешные условия для их коммерциализации без утверждения государственной программы развития науки и высоких технологий 1986 года. С этого момента термины "микроэлектроника, оптико-волоконные технологии, генная инженерия и биотехнологии, энергосберегающие технологии и сверхматериалы" стали определять концепцию развития Китая на ближайшие десятилетия.  "Это было судьбоносное время для всего Китая!" - с неподдельной гордостью сообщила нам наш проводник по крупнейшему университетскому парку мира - TusPark.

Но одной госпрограммой и громкими словами тут не обошлось. Подготовка, конечно, имела место быть и длилась без малого 2 года. За это время были сформированы кадры, платформа, проработаны финансово-экономические вопросы, максимально упразднены бюрократические препоны. Программа «Искра», направленная на подъём сельского хозяйства на основе научно-технического прогресса, популяризацию науки и техники в деревне и подъём жизненного уровня крестьян, в купе с научно-производственной программой «Факел», стали первым, крупномасштабным, ориентированным на коммерциализацию и индустриализацию наукоёмких технологий, проектом в "поднебесной", в рамках которой Госсовет страны и решил учредить и первый технопарк - Экспериментальная пекинская зона развития высоких технологий (уже позднее сложилось название "Чжунгуаньцунь"). Вслед за Пекином сеть подобных технопарков должна была возникнуть по всему Китаю. Сейчас в стране их около 140 (!), включая формирующиеся.








В чем же заключается феномен китайского инновационного развития? На этот вопрос мы частично получили ответ из личных бесед с некоторыми госуправленцами при TusPark.
Китайцы не стали изобретать пятое колесо, а адаптировали успешные механизмы, адаптировали набор административных и налоговых режимов со льготами для резидентов научного парка. Условия для резидентов доступны, просты, обнародованы! Здесь нет тени коррупции, лоббирования корыстных интересов узкой группы лиц или завуалированных сложностей с расчётом бюджета, всё как на ладони  - информация публикуется в ежеквартальных и ежегодичных изданиях и доступна каждому. Кроме того, администрация всегда прорабатывает дополнительные льготные условия для каждого из участников (и таких участников с каждым годом все больше, включая иностранных). "Каков % успешных проектов от общего числа?" - задали мы, как нам казалось, коварный вопрос. Ответ был крайне интересным! "Да, риски есть всегда, но у нас минимальное количество провальных проектов, не более 5% от общего объёма", -  было сказано с  невозмутимым спокойствием. На очередной вопрос о том, как удалось вывести инновационные проекты на такой практически нулевой уровень рисков, нам отвечали: "Дело в том, что государство не только заботится о проектах на законодательном уровне, но и активно помогает (!) вести проекты на всех этапах, при возникновении малейших затруднений. Представьте, молодые учёные или исследователи пришли к нам со своей инновационной идеей. Да, идея проекта безусловно перспективная, идея революционна, но у Вас нет восприятия общей картины пути её воплощения в жизнь. Вы либо разоритесь, либо в лучшем случае продадите её. Вот здесь мы (администрация технопарка и государство) предлагаем свою помощь Вам, ведь нам важно чтобы идеи не утекали из Китая, чтобы наша творческая и интеллектуальная молодёжь созидала на благо всего Китая. Именно поэтому технопарки формируются при крупных университетах, а с академией наук у нас тесная взаимосвязь в рамках обучения кадров, обкатки их идей и максимального сокращения разрыва между наукой и реализацией её потенциала. Иначе возникнет непреодолимая стена - бизнес начнёт искать идеи за пределами Китая, а наука будет уже не развиваться, а существовать для самой себя, что неизбежно приведёт к гибели последней, а затем и самого Китая. Нам нельзя этого допустить".

Стоить отметить, что проект внедрялся тогда, когда у Китая не было вообще высокотехнологичного сектора!  Да и собственной науки как таковой не было. Но и тут каких-то сюрпризов нам преподнесено не было. Сначала иностранные компании прибыли в технопарки на беспрецедентно выгодных условиях, китайская молодёжь работала на них, обучалась. Со временем Китай получил программистов, инженеров, биологов и других специалистов, но уже своих и теперь они не копируют, а производят  оригинальные инновационные продукты под собственными брендами и на мировом рынке в том числе. Это отчётливо видно сегодня на рынках композитных материалов, биотехники, электроники, альтернативной и солнечной энергетики. А главным барьером на пути развития своих инновационных планов считают не деньги, не пессимистические общемировые тренды в экономике, не отсутствие в должном объёме каких-либо земных ресурсов, а всего лишь времени. Хотя, если задуматься, ведь именно времени не хватает тем, кто действительно созидает!

После TusPark мы посетили Центр  развития научно-технического и интеллектуального потенциала, целью которого является содействие зарубежным компаниям, предприятиям, научно-исследовательским учреждениям, а также отдельным изобретателям в области трансфера технологий и коммерческой реализации объектов промышленной собственности на территории Китая. Приятно когда слышишь "есть, работает, даёт результаты...", а не наше традиционное - "будет, построим, возведём, запустим..."






Чтобы в общих чертах иметь представление об академии наук Китая, мы посетили несколько институтов. Что скажешь...  Нам бы работать в таких великолепных зданиях, где рабочее место оборудовано всем необходимым, где есть весь спектр шикарной приборной базы и библиотеки упорядочены в единый электронный каталог, а когда задачи и цели перед научным коллективом ставятся реальные, то и результат всегда будет.












После такого переполненного эмоциями дня, нам оставался короткий вечер, чтобы вновь прогуляться по Пекину и побыть простыми туристами. Немного о метро. Станции хоть и оформлены гораздо проще московских, но в большей степени выполнены из мрамора и гранита. Как замечают сами китайцы, это они заимствовали у метростроя СССР, ведь мрамор и гранит, хоть и увеличивают стоимость строительства каждой из станций, но являются самыми стойкими к износу, легко поддаются чистке и мойке, что снижает уже эксплуатационные расходы станции. И вот этот здоровый прагматизм витает всюду! У меня это вызывает только симпатии, также считаю, что если делать, то лучше один раз и качественно.






Присмотритесь к этому парню на "мотопеде". Он тоже надменно горд за свой Китай :-)


Подземные переходы все до единого оборудованы скатами для колясок, тележек и другого колёсного инвентаря. Очень удобно! Нашим службам на заметку! А то понаставили горбатых рельсов - ни мама с детской коляска, ни пенсионер с тележкой по ним взобраться не могут. Ощутила на себе и своём чемодане по пути на вокзал... Нет, не переживайте, не назад в Москву, а в "южную столицу" - Шанхай. :-) Но об этом уже в следующий раз..

Продолжение следует...
Previous post Next post
Up