Скажу сразу, я - большая любительница посмотреть кино, интересное кино, вдохновляющее, расширяющее горизонты. Если позволяет свободное время, то с удовольствием посещаю премьеры, а в кругу друзей всегда поддержу предложение посмотреть или даже пересмотреть вновь какой-либо действительно стоящий фильм.
Но от просмотров старательно разрекламированных новинок (якобы шедевров мирового кинематографа всех времён и народов), почему-то всегда остаётся ощущение тоски смертной. Потом обязательно кто-либо из близких поинтересуется: «Ну, как фильм? О чём?» А что ответить? Уже не раз ловила себя на мысли, что за последние несколько лет ни один фильм пересказать не получается, а голливудский так вообще отправляет мозг в ступор.
Складывается такое ощущение, что кино сейчас живёт посредством двух примитивных способов. Первый способ заключается в привлечении зрителя через неимоверную жестокость, черноту, насилие, обилие шокирующих сцен, спецэффекты или своеобразный арт-хаус. Последнего, к сожалению, всё меньше и меньше. Второй подход подразумевает попытку собрать зрителя с помощью массового охвата - комедийное направление. Тут главное заманить зрителя в кинотеатры, а дальше не важно. Билеты куплены, фильм «отбит» с точки зрения затраты\доходы, а дальше - трава не расти. Попадаются, конечно, и действительно неплохие комедии. Но редко, очень редко.
Здесь не то, что пересказать фильм, даже поразмышлять над ним после просмотра не захочешь. А если и захочешь, то вряд ли получится. Смысловое содержание очередного полуторачасового многомиллионного проекта оказывается куда более скудным, чем «колобок-колобок» для двухгодовалых малышей.
Получается, что финал фильма не даёт чувства завершённости. Да, всё взрывалось в каждом углу экрана. Да, применена сверхсовременная и не имеющая доселе аналогов компьютерная графика. Да, над фильмом работали 5 лет. А что в итоге? Только ощущение незаконченности фильма.
Ещё большая трагедия - это категория детских фильмов. И один хуже другого. Настоящих человеческих ценностей, которые просто обязан нести в себе детский фильм, в них нет. Для детей на сегодняшнем экране почти нет для подражания положительного героя.
У меня вопрос: «Кино, по определению, есть высоконравственное искусство, содержащее идеалы и призывающие молодёжь к подражанию? Или нет?»
Если да, то какие идеалы заложены в современный кинематограф? Культ денег, насилия, садизма, предательства и других самых низменных человеческих чувств? Любовь, мне говорят, есть. Любовь к чему? К человеку, Родине, жизни или гаджетам?
В прошлом году Президент обратился к отечественным кинематографистам с призывом отсекать экранную глупость и безнравственность и даже предложил сформировать некую «Этическую Хартию». Всё очень и очень правильно. Но что в итоге? Со всех концов затрубили «борцы» за свободу слова и отсутствие любых ограничений, якобы идёт попытка ущемления интересов и свобод русского человека. Мол газеты, журналы, интернет зажали бесстыдно, а теперь и за кинематограф взялись. Кому это выгодно? Да только тем, кто уже давно вписался в «рейтинговую» гонку зарабатывания денег, не думая при этом ни о чём другом. Радует лишь то, что подавляющее большинство представителей отечественной киноиндустрии предложение Президента оценило, как своевременный и правильный шаг по спасению всей отечественной культуры.
А если обернуться на прекрасное прошлое отечественного кинематографа, то спасать нам, получается, есть что.
Я, конечно, не великий кинокритик и не известный режиссёр и в союзе кинематографистов не состою. Но, как зритель, желающий наблюдать вместо заката рассвет киноиндустрии своей страны, всё-таки выскажусь.
Во-первых, для возрождения настоящего детского кино необходима такая программа, которая была бы направлена на формирование нового поколения кинематографистов. Да, на это потребуется не 2-3 года и может даже и не 5 лет, а гораздо больше. Ведь созидать более затратный путь и по времени, и по силам. Для этого в регионах должна быть выстроена четкая поддержка кинематографических общественных организаций, которые, по сути, способствовали формированию культурного уровня страны в годы СССР. Технически и творчески восстановить все существовавшие киностудии в регионах сложно, но поднять хотя бы часть из них на базе региональных отделений СК РФ вполне возможно.
Во-вторых, идеология и пропаганда должны быть исключительно в государственных руках. Кто из частных кинокомпаний готов нести перед обществом моральную ответственность? Днём с огнём не сыщешь таковых! И не стоит недооценивать возможности государственной политики в области кино. В условиях непрекращающихся информационных войн значение киноиндустрии для государства не менее важно, чем государственная политика в сфере обороноспособности.
В-третьих, кинопроизводство и его прокат должны представляться, в первую очередь, как инструменты национальной культуры, а не её суррогата и типичных хозяйственно-экономических взаимоотношений.
В-четвёртых, необходимо регулировать прокатное время для качественных отечественных лент. Другими словами, корректировать даты релизов и высвобождать время от засилья иностранных картин. Несколько лет назад, посетив Китай, я обратила на это внимание. В Пекинских и Шанхайских кинотеатрах любой иностранный фильм может быть представлен к показу лишь тогда, когда нет премьеры отечественной картины.
А пока кино (в подавляющем большинстве) в нашей стране - это всего лишь тёмный зал с полуторачасовыми вспышками света в его передней части. Но я уверена, что наш кинематограф, в условиях сегодняшнего очевидного кризиса истины всей европейской цивилизации, способен стать для всего общества и государства необходимым конструктором идеологии и верного образа жизни.