Детские кружки и секции. Что имеем в сухом остатке?

Aug 19, 2014 11:59

Весной Президент поставил перед тремя министерствами (Минобрнауки, Минкультуры и Минспорта) задачу вовлечь в программы дополнительного образования не менее 75% всех детей от 5 до 18 лет.

Минкультуры сразу же заявило, что около 30 % детских школ искусств в регионах в аварийном состоянии или нуждаются в капремонте. Минобрнауки, в унисон главе государства, моментально сообщило, что такой охват достижим, но вот образовательные программы никуда не годятся, детям уже не интересны устаревшие кружки советского типа. В Минспорта посетовали на то, что у современных детей мало спорта, да много уроков, поскольку общая нагрузка образовательной программы запредельно велика, одни только тестирования и подготовка к ним лишают ребенка возможности заниматься чем-либо ещё.

Президент, тактично выслушав министерские «замечания», твёрдо добавил, что «... причём осуществить это в ближайшие годы...» А вы как думали господа-министры? Поговорить, пожурить карму и разойтись? Не получится!

В советское время любой ученик школы мог выбрать себе занятие по интересам (от бальных танцев и фехтования до конструирования техники и единоборств), причём бесплатно. Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования, руководитель рабочей группы по разработке программы дополнительного образования заявляет, что «сегодняшним подросткам надо предлагать дополнительное образование как развлечения, как открытия, как исследования». Да, господин Асмолов прав в том, что дополнительное образование должно заинтересовать, но это вовсе не означает, что необходимо критиковать существующие программы советской педагогической базы, которые, замечу, вырастили в школах, кружках и домах творчества в своё время и талантливых учёных, и великих врачей, и знаменитых артистов, и спортсменов-чемпионов. Подросток в 15 лет не всегда знает кем хочет стать, не говоря уже о 5-10 летних детишках. Советская система дополнительного образования решала эту задачу просто. Ребёнок мог попробовать себя бесплатно в абсолютно любой секции, кружке, клубе и, опираясь на свои собственные чувства, а не на советы психологов родителям, выбрать то, что действительно по душе. Рушить программу дополнительного образования, о которой так лестно отзывается не одно выросшее на ней поколение, по-моему, дело пустое. А вот параллельно и экспериментально вводить какие-то улучшения, конечно, надо. Будет лучший результат, который отметят и сами дети, и их родители, тогда пожалуйста, реформируйте.



Как обстоят дела сегодня с бесплатными «пробами» в секциях и кружках при школах? Из бесплатных кружков остались разве что вышивание крестиком, лепка да шахматы. Не удивительно, что это под силу администрации, ведь организовать подобное могут и бабушки на подъездных лавочках и деды-пенсионеры в ближайшем сквере. Ведь выходит совсем дёшево. А вот старшеклассникам, которым найти себе какое-нибудь полезное увлечение куда нужнее, чем младшим классам, учитывая всевозможные риски и соблазны подросткового возраста, школа и предложить-то ничего не может. Дворцы пионеров развалились, школы искусств не обеспечены материалами, зачастую единственный бесплатный кружок в районе, если и найдёшь, то не всегда войдёшь. Почему? А потому, что бесплатно, если и возьмут, то исключительный талант. Другим мест нет.

Кроме того, теперь многие секции открыты для детей только днём, если выражаться точнее, то таким днём, что по времени ближе к утру. Почему? Да просто к вечеру эти помещения оккупируют всевозможные «качки», дамы, бескомпромиссно ведущие борьбу с лишним весом и прочие категории, готовые  платить немалые деньги за лицезрение себя в зеркале до и после занятия.

Конечно, и для детей сейчас всё есть, правда, только для тех, чьи родители имеют возможность платить. Другим остаётся самовыражаться в лучшем случае, гоняя собак по улице, таращиться в экран телевизора или пропадать в компьютерном мире «стрелялок» и прочих «гонялок».

Хочешь заниматься теннисом- только за деньги, даром этому виду спорта уже не учат нигде, как и единоборствам с парусным спортом. Если у родителей есть большие деньги, то мотоспорт и фехтование для тебя.

А вот пресс-секретарь столичного Департамента образования Александр Гаврилов уверяет, что более 20 тысяч объединений бесплатные. Действительно, бесплатные кружки есть. Только как потом оказывается, сами занятия в них бесплатные, а вот за поездки, материалы и прочие расходники в процессе творчества платить придётся. Кроме того, для дошкольников бесплатных кружков не осталось.

Арифметика дело нехитрое, когда честное. Посещение от одного до трёх условно бесплатных или платных кружков выливается бюджету семьи от 2 до 10 тысяч  рублей ежемесячно. А какой зарплаты хватит, если ребёнок в семье не один?

Вот и посещают обычные дети раз-два в неделю уроки школьной физкультуры, а сами чувствуют, что им чего-то не хватает. Школьный баскетбол превращается в несуразный бег толпы за мячом, на футбол или футзал нет возможности приобрести экипировку, теннисом «занимаемся» только взглядом через сетку, кружки конструирования тоже финансово не тянут родители. Вот и остаётся побегать и попрыгать... и то не на стадионе. А где? Да прямо на улице, ведь у детишек с периферии, в отличии от крупных городов, нет даже такого счастья, как обычная дворовая площадка.

«Мы одна из немногих стран в мире, в которых дополнительное образование бесплатно для граждан. И в наших планах не только сохранение объёма этих социальных гарантий, но и расширение охвата детей и молодёжи различными видами дополнительного образования», - констатировал Дмитрий Ливанов, министр образования и науки.

Слова,  конечно, хорошие. Будем надеяться, что с делом они не разойдутся. Ведь дети - наше будущее.

А тем, кто желает занять свободное бюджетное место в каком-либо кружке или секции для своего ребенка, необходимо как можно быстрее записаться в электронную очередь на портале госуслуг города. Может повезёт.

спорт, дети, кружки, секции, искусство, школы

Previous post Next post
Up