Редкая «птица», которую нельзя потерять!

Jul 09, 2014 13:55

Столичные власти приняли решение перевезти из гайд-парка на ВДНХ макет единственного в мире космического корабля способного приземляться в полностью автоматическом режиме. Да, «Буран» был и остаётся уникальным «челноком» в истории человечества.



Полёт корабля «Буран» стал триумфальной сенсацией, а его посадка, говорят, вызвала в Пентагоне сначала всеобщее молчание, а затем замешательство. Ведь американцы уверенно считали, что подобные орбитальные самолёты слишком дороги для ослабленной перестройкой экономики СССР. Но, даже если правительство СССР в погоне за США и позволило бы себе вовлечься в копирование крылатого космического корабля «Спейсшатл», то ожидать от русских такого величественного и высокотехнологичного ответа как «Буран» они никак не могли.

Чем же наш «челнок» «нокаутировал» американское правительство? Почему оглушительный успех оказался в итоге единственным стартом? Чего лишилась наша держава? И полетит ли, теперь уже российский, наследник «Бурана» к звёздам?

Когда в 1972 году правительство США сообщило в 1972 году о создании подобных космических летательных аппаратов, министр обороны СССР Дмитрий Устинов принял решение утвердить новый советский космоплан, целью которого будет не просто фиктивный политический ответ США, а реальная разработка по освоению околоземного пространства в военных и гражданских целях.  Другими словами, выполнять военно-тактические задачи, доставлять и возвращать с орбиты космонавтов, космические аппараты, спутники и т.д.

Благодаря грамотной разведке, советские конструкторы уже через пару лет получили все чертежи и расчёты «Шаттла». Объединив собственные знания и полученную информацию, инженеры и учёные приступили к созданию прототипа космолёта, который  в 1984 году из Тушинского машиностроительного завода был тайно переправлен по частям с помощью баржи в Жуковский. Где был собран и отправлен в Байконур на специально разработанном и построенном самолёте ВМ-Т, который то ли из-за необычных очертаний, то ли из-за соображений секретности называли «летающая бочка».



Советские учёные не просто скопировали технические характеристики «Шаттла», а превзошли их в разы! Например, чистая грузоподъёмность равнялась 30 тоннам, а спустить на землю можно было груз весом в 20 тонн! Американский «челнок» тоже взлетал и садился не с «пустыми руками», но его возможности были в 1,5 раза менее «атлетичными». «Буран», если надо, мог бы и станцию «Мир» спустить с орбиты без единой царапины!

По системам безопасности «Буран» также обошёл конкурента. Были применены уникальные катапультные кресла пилотов и возможность отделения космоплана от носителя на взлёте при возникновении внештатной ситуации или опасности.

Американцы даже не задумывались о том, что «Буран» проектировался с целью возможной посадки на различных аэродромах, а не только, как было заявлено официально, на усиленной взлетно-посадочной полосе аэродрома «Юбилейный» космодрома Байконур. Только по официальным данным в мире насчитывалось 14 возможных мест посадки, включая такие страны как Куба или даже Ливия!

Объём программного обеспечения бортовых компьютеров составлял невероятные для тех времен 100 мегабайт! Кроме того, компьютерные системы управления  были не просто дублированы, подобно «Шаттлу», а четырёхкратно скопированы и сохранили работоспособность даже при отказе половины систем. Кстати, элементную базу советского космолёта изготовили не из кремния, а из других материалов, которые до сих пор хранятся в секрете.

Но, несмотря на все инновационные решения, запланированный на 29 октября 1988 года штатный запуск «Бурана» был отменён за 51 секунду до старта -  не отошла площадка с приборами прицеливания. Причину устранили, а новый старт назначили на 15 ноября, которому не помешали ни циклон, ни дождь со шквалистым ветром, ни обледенение ракеты. Командир пускового расчёта Владимир Гудилин, взял на себя всю ответственность, расписавшись на всех предупреждениях.

А вот первым в непогожее утро 29 октября 1988 года с аэродрома «Юбилейный» взлетел вовсе не «Буран», а МиГ-25 с телеоператором для наблюдения за стартом над слоем облаков. Такую красоту действительно пропустить было нельзя! J

Затем была дана циклограмма старта полностью автоматического режима. Все могли смотреть и пить кофе.

За 205 минут полёта «Буран» совершил два витка вокруг Земли в режиме «на спине», подставив Солнцу своё термозащищённое днище. А вот посадка корабля устроила сюрприз наземным службам, отклонившись от заданного курса. Некоторые паникёры из министерства обороны требовали взорвать «от рук отбившийся» корабль (на «Буране» была система самоликвидации на случай приземления не «в своём доме»), но космолёт, будто дразня всех критиков, чётко развернулся и встал на заданную траекторию, а затем мастерски приземлился.  Когда после полёта изучали ситуацию посредством математического моделирования, то выяснили, что «разум» «Бурана», исходя из текущих метеоусловий и реальных параметров траектории, принял самое верное решение! Ведь 100 советских мегабайт, это вам не американская дискетка! J

Американцы, безусловно, первыми создали и запустили подобный корабль, а «Шаттл» стал словом нарицательным.  Но первым, изложившим идею создания такого орбитального корабля на основе самолётных возможностей посадки на взлётно-посадочную полосу, был Сергей Павлович Королёв! Ещё в 1929 году Королёв отправляется к Циолковскому в Калугу, чтобы заручиться поддержкой и подписать письмо о целесообразности высотного полёта в стратосфере с полностью герметичной кабиной. Тогда Циолковский, конечно, раскритиковал идею, весьма разумно посчитав, что без жидкостного ракетного двигателя на большой высоте корабль будет неуправляемым, а при падении попросту сломается. Но советская наука не стояла на месте, в результате беспилотный полёт «Бурана» был занесён в Книгу рекордов Гиннеса, а сам аппарат как самая сложная машина, когда-либо созданная человечеством с возможностью беспилотной посадки, отсутствием токсичного топлива, невероятными горизонтальными лётными возможностями… Всё было! И было великолепно!

Первоначально корабль назывался «Энергией», а ведущий разработчик МТКК «Буран» Лозино-Лозинский предлагал назвать «Молнией». В результате дебатов появился консенсус - «Байкал». Но по требованию генерала Керимова корабль назвали «Буран». Надпись стали отскребать и наносить новую почти перед стартом.

Мало кто знает сегодня, но у «Бурана» было несколько прототипов. Один из них БТС-002 ОК-ГЛИ, совершивший 12 полётов в самолётном режиме, после закрытия программы «Буран» и какое-то время экспонировался на Московском авиакосмическом салоне, а затем был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм, став любимцем посетителей и центром экспозиции.L

Второй прототип, БТС-001, собственно, и переезжает с Пушкинской набережной на ВДНХ. Говорят, что должно быть ещё несколько полноразмерных макетов, создававшихся для разного рода испытаний, вычислений и измерений. Только в каком они сейчас состоянии, в каких НИИ искать их «прах»? Не ясно совершенно. L

Легендарный «Буран» был полностью разрушен в 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Второй готовый к старту космолёт - «Буря», сегодня находится в музее космодрома Байконур. Третий корабль  - «Байкал», достроили лишь частично, хранится он в Жуковском, иногда позирует на авиашоу МАКС. Говорят, что на  заводе в Тушино всё было готово к созданию четвёртого корабля, но грянул гром… не стало СССР.

Вместо сенсационного «Бурана», страну поджидала другая «сенсация» -  успешный инновационный проект закрыли, обосновывая решение новыми «экономическими» словечками:  «нерентабельно» и «рыночно нецелесообразно» и т.п.

Ошибались… заделы по «Бурану» дали жизнь нашим «утятам» Су-34 и Су-35, о которых я писала ранее. Технологии «бурановских» автовзлёта и посадки дали возможность создания тактических беспилотников, кстати, США вовсю используют эту наработку. Кроме того, набирающий популярность «космический туризм», представляется удобным и возможным только на базе «шаттло-бурановских» технологий. Не стоит забывать, что на смену углеводородам, как ни крути, придёт эра экологичной солнечной энергетики, а для создания высокопроизводительных космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям, потребуются и носители грузов на орбиту.

Получается, что целесообразность-то просто огромная! Не знаю о какой «эффективной» экономике и нерентабельном проекте «Буран» была речь в 90-е годы, если эти технологии в будущем будут обеспечивать львиную долю всех потребностей человечества...


Previous post Next post
Up