Нынешнее, так называемое русское общество, не заглядывает вперед, потому что будущее пугает. Мы боимся, и вполне обоснованно, что наша огромная, богатая страна со временем будет все больше отставать от развитых держав и скатываться на уровень развивающихся стран. Это очень унизительно, и с этим трудно смириться. Мы не хотим заглядывать в будущее, потому что боимся, что в нем нас просто нет. Нет того огромного русского сообщества, которое когда-то заполняло эту великую страну. Не секрет, что население России стремительно сокращается. А если так, кто же будет здесь жить? Кто будет хозяйствовать, населять и властвовать? Страшно представить себе, что наши дети на своей родной земле окажутся в меньшинстве, что их мир будет совсем другим, не таким, к какому привыкли мы.
<...> Но что же тогда делать? Мне кажется, наша духовная задача сегодня - преодолеть свой страх перед будущим. А задача пастырская - говорить об этом, пробуждая энергию созидания. Все наши переживания и опасения вполне понятны и естественны. Но духовный подвиг - это всегда преодоление естества. Требуется особое духовное усилие, чтобы открыть глаза, увидеть реальность и начать ее созидать. Не под мифотворческими лозунгами типа «Возродим былую мощь России». А под реалистическим призывом
А. И. Солженицина - «народосбережения».
Надо включаться в процесс созидания той России, которая действительно будет. А в некоторых аспектах мы сейчас уже точно знаем, какой она будет. Например, данные ООН говорят о том, что в 2050 году 50% населения нашей страны будут составлять мусульмане. А Православие перестанет быть чисто русским по этносу. Это будет татарское, чеченское, таджикское, китайское Православие. Катастрофа ли это? Нет, просто другое устроение жизни. И если мы хотим принять жизнь вообще, мы можем со смирением согласиться с теми изменениями, которые ожидают нашу страну. Смирение - вот тот духовный подвиг, который требуется от нас сегодня.
Подобное уже бывало в нашей стране. В XIV веке в российском народе царила такая оторопь в ожидании конца света, что даже не писалась пасхалия. Митрополит московский Зосима тогда (накануне 1400 года) переломил ситуацию, заставил написать пасхалию и вернул народ от отчаяния к жизни. Так и сейчас. Нам нужны духовные силы, чтобы сказать: «Нет, мы будем жить. Будут жить наши дети, внуки. Правнуки. А если так, стало быть, нам нужны какие-то представления об этой жизни».
http://www.pravmir.ru/protoierej-andrej-lorgus-zaglyanut-v-budushhee-i-ne-ispugatsya/