В детстве я любила бабушкины посты, хотя и не понимала их смысла - никто же не объяснял. Спросишь - отмахнутся, мол, не твоего ума дело. Но «у бабушки теперь пост» значило: будем есть кашу-блондинку - так романтично именовалась у нас бледно-желтая пшёнка, сдобренная золотистым лучком и огненно-красной морковкой. К ней полагался хрустящий огурчик - летом с грядки, зимой из банки, а иногда и алый лаковый соленый помидор, с которого тонкая кожура соскальзывала как шапочка.
Еще суп с душистыми белыми грибами и разваристой мягкой перловкой, кислые щи с ржаным хлебушком - корочку натереть чесноком. Капустную солянку с сушеными на печке белыми и черными сухариками. Картошку с квашеной капустой - духовитой, пересыпанной сладкой морковной стружкой и укропным семенем, сбрызнутой постным маслом. Налепим моих любимых манных котлеток, подрумяним на сковородке и пустим их плавать в розовом море сладкого киселя, сваренного из жидких остатков клубничного варенья. А длинные макароны с дырочками, обильно политые густой томатной пастой! А бабушкин винегрет, для которого сберегалась «в шкапу» баночка дефицитного зелёного горошка! А жареная картошка с солёными грибками, между которых опасно поблескивали горошины черного перца и сочно блестели бело-зеленые колечки репчатого лука! Если удавалось достать гречки - случалась разостава в меню: гречка с сахарком, а то с луком и насушенной с лета грибной мелочью. А постные пирожки «с кашей» - то бишь с рисом и изюмом! А пышные ватрушки с янтарным яблочным повидлом! А рассыпчатые хрусткие бараночки с маком к сладкому чаю! А лесных орехов наколоть!
Все прочее называлось непонятно: скоромное (скромное? - переспрашивала я) и бабушке не полагалось. А раз ей нельзя, то и я не буду. Отсутствия мясных блюд, и в обычные-то дни нечасто бывавших на столе, я и не замечала. Рыбу, когда пост не строгий, бабушке иногда разрешалось «вкушать». Тогда к картошке покупали пахучую черно-серебряную селёдку в каплях пряного рассола. А бывало, хек или минтай, который тушили в кастрюльке с толстым дном под маринадом из лука и моркови.
Посты назывались чудно и весело: Петровки, Успенки, Филипповки… А Великим постом было у бабушки какое-то говенье - на одном хлебе, да варёной картошке. Мне с ней говеть не разрешали, говорили, октябрятам нельзя. А бабушка не октябрёнок - ей можно. Я не спорила, взрослым лучше знать.
А вы как к постам относитесь - любите постные блюда?