Представьте: монументальный античный амфитеатр, где вместо крыши южное звёздное небо. Вообще-то он просто театр, без «амфи…» - но у нас в речи давно укоренилась ошибка. Амфитеатр - это Колизей, например, или цирк, а если полукруглый зал плюс сцена, то это просто театр. Вот его и представьте: высоченные (22 метра) стены с остатками былой роскоши, 39 ярусов щербатых каменных ступеней-сидений, увенчанных арочными галереями, где древние алчущие «Хлеба и зрелищ!» могли укрыться от палящего солнца. И в этих стенах - гудящая толпа зрителей, свезённых в Аспендос - так красиво называется театр - со всей Анталии (не города - курортного региона).
Это сцена
Снаружи подъезжают всё новые экскурсионные автобусы, стекаются толпы зрителей, ахают: «Как, прямо на голых камнях сидеть? А вон там по центру, огороженному цепочками, почему подушечки лежат? А, это VIP места...» - карабкаются наверх, рассаживаются. А камешки ничего, гладкие - и то сказать, за две с лишним тыщи лет отполировались. Как подумаешь, сколько задов тут намозолено...
Зал этот способен вместить многие тысячи зрителей - одни утверждают, что 5 тысяч, другие, что 17 тысяч, не знаю, кто прав. Но, говорят, в сезон - театр битком. У нас как раз эти самые VIP места с подушечками, и сцена как на ладони (вот и отлично, фоток для блога наделаю).
Скоро, скоро вспыхнут «Огни Анатолии». Нас всех привезли сюда ради великолепного танцевального шоу в исполнении одноимённого ансамбля.
Это не просто эффектные танцы, а история тысячелетней анатолийской культуры, рассказанная языком виртуозной пластики - 3000 народных танцевальных фигур под народную же музыку, собранную почти из каждого региона. В шоу две части: первая - о Прометее и добытом им огне, вторая - о переселенцах в турецкие земли, распространявших этот огонь местной культуры.
Ансамбль, знаменитый далеко за пределами Турции, создал четверть века назад (в 1999-м) некто Мустафа Эрдоган (нет, не родич того самого Эрдогана - однофамилец просто). Как он в интервью рассказывал: увидел в Дублине представление, основанное на ирландском риле, и очумел - у них один танец и они такое устроили, а у нас этих танцев! Да я… да мы!.. Словом, вдохновился и дал объявление в газету о наборе танцоров - теперь это один из трёх крупнейших в мире танцевальных коллективов. Так вот, эти молодые-задорные волшебники ритма (самому старшему под 50), умудряются сделать четыре движения в секунду - книга рекордов Гиннеса и та удивилась: как это 241 па в минуту?!
Расписывать, как «Огни» «зажигают» - дело неблагодарное, как говорится, лучше один раз увидеть. Освещение в театре меркнет, и стена за сценой превращается в задник, на который проецируются световые эффекты и мультимедийные декорации, помогающие зрителям понять, к какой эпохе относится эта часть танцевального повествования: турки-сельджуки, античный период, Византия, Османская империя, и т.д. - на этом фоне разворачиваются танцевальные истории: яркие, динамичные выразительные.
То искрометные (в буквальном смысле, искры так и летят!) битвы на мечах, саблях, ятаганах.
То трогательная сцена прощания женщин с любимыми, павшими на поле боя.
То мистическое ритуальное кружение дервишей (куда там 32-м фуэте!) под чарующие звуки дудука на фоне расширяющейся вселенной.
То томно-сексуальный танец-экстаз живота - обольстительные гаремные одалиски чудо как изящны. Извивы рук и бёдер подобны ароматным дымкам, поднимающимся из курильниц, звон монист ласкает слух, как шёпот любви - танцовщицы соблазнительны, как глоток шербета в знойный день.
А танец с огромными воинственно звучащими турецкими барабанами!
А огневая пляска на лоне открыточно прекрасной природы Анатолии - танец «Черное море», когда сотня ног с бешеной скоростью и гипнотизирующей синхронностью выстукивает ритм.
Право же, два часа в один конец и 75 евро, не такая уж большая плата за увиденное. Вернувшись в отель, первым долгом написала дочке, вылетавшей с мужем в Стамбул - тоже в отпуск: если «Огни Анатолии» будут выступать там - сходите, не пожалеете!
А вам случалось видеть что-нибудь подобное? Делитесь!