Первое, что я услышала о грибах в тундре: собирать и есть можно всё - даже самые поганистые на вид. То, что на материке отрава - на севере, дескать, не ядовито. На себе не проверяла, но факт: за 25 лет, которые прожила там (и за 40, прожитых сестричкой) случаев отравления грибами не было. Хотя мухоморов в тундре полно - и чёрных, и красных, и другие поганки есть, в последние годы, говорят, даже бледная появилась - климат потеплел.
Уже взрослой я заинтересовалась, Откуда эта повальная вера северян в отсутствие яда. И выяснила: яд для растений и животных удовольствие дорогое - чтобы его вырабатывать, нужно много энергии, а на севере всему живому не до жиру. Вырасти - и то тяжко, а уж яд синтезировать... Вот и сидят жуткие поганки в торфяных кочках - «на лицо ужасные, добрые внутри». Как говорится, почем купила, за то и продаю.
Да чего всякую гадость собирать - в тундре хороших грибов навалом. Лучшие из них подберёзовики и подосиновики. Но это они на материке «под…», а в тундре - «над…». Что ж делать, если гриб выше дерева! В настоящей тундре деревьев вовсе нет, а карликовая берёза - мелколиственный кустарничек. Вот грибы-то над ней и растут.
Зеленые веточки с мелкими круглыми листочками вокруг грибов - это и есть карликовая березка. Белый мох - ягель, красные ягодки - брусника, голубые - голубика, и черная бусинка шикши посередине
Вот еще, чтоб вы не думали, будто гриб выше дерева в тундре - это чудо. Здесь карликовая береза уже в осеннем наряде
Типичная картина в тундре: зеленые листочки вокруг гриба - береза
Тут береза вокруг подосиновика сплошным ковром стелится
Чего я там не видала, так это белых. И не слышала, чтобы кто-то их нашёл - только читала у одного геолога, что будто бы растут они на берегу Ледовитого океана, прямо россыпи. И никто их не собирает, не ест, кроме оленей. Местные - ненцы, нганасане - грибами брезгуют, говорят: «чёртовы уши»; что олени едят, то человеку - фу!
Ещё из приличных грибов, какие в корзинку положить не стыдно: маслята, моховички да козляки.
Маслята
А кто не привередлив, всегда может наковырять волнушек горькушек, рядовок, зонтиков и уж вовсе без счёта - растопыренных сыроег. Но серьёзные грибники на них взирают свысока, в смысле, не наклоняясь.
Иное дело - осенние сыроежки: молоденькие, твердые, сахарные на разломе, с подвёрнутыми внутрь краями - лакомая добыча.
По седому ягелю будто кто бусы растряс: жёлтые, зелёные, серые, розовые, синие, алые, фиолетовые - вот они: полярные самоцветы! Упругие шляпки блестят в торфяных кочках, холодные и сопливые, как озябшие ребячьи носы. Ножки отламываются: хряп, хряп - с кочерыжечным хрустом. Эй, не жадничать, наша прибыль - шляпки. Лучше этой пёстрой галантереи на засол ничего нету. Если отварить их в кипящей воде, добавив чуток лимонного сока - грибное мясо станет нежного сливочного цвета. Засолить их с укропчиком, чесноком, лаковыми горошинами черного перца и ломкой лаврушкой. Хрустят они не хуже рыжиков, и особенно хороши к рассыпчатой картошке - обложенные кружевами репчатого лука и взбрызнутые янтарными каплями подсолнечного масла.