На наших дубах созрели желуди и яблоки. Ну или орехи. Дубовые, само собой. Что - дубовых яблок не видали? Да бросьте! Вот же они!
Урожай нынче, что надо. Еще недавно эта новость порадовала бы всех, кто что-нибудь пишет: от школяров до бородатых классиков. Поскольку чернилами, сделанными из этой «диковины», вся мировая литература написана! Да-да, и Пушкин, и Лермонтов и Толстой, и чертежи Леонардо и ноты Баха - все-все - до середины 20 века. А прежде того сажей писали.
Смешно сказать, но вся наша письменная культура в каком-то смысле обязана своим существованием… несимпатичной мухе-паразиту, и дубам конечно. Муха называется дубовая орехотворка, а эти славные шарики не что иное, как «колыбельки» для ее потомства. Летом муха откладывает яйца на изнанке дубового листа, и когда личинки начинают развиваться, вокруг них формируется эдакий «скафандр» - дубовый орешек.
Идеальное обиталище, где ни голод, ни погодные капризы не страшны.
Называются такие штуки галлами, и бывают конечно не только на дубах.
Я этим явлением заинтересовалась зимой прошлого года, когда в феврале нашла на иве… «розу». Сухую (зима же!), но очень изящную.
Сделано паразитом, да-с. Извольте видеть произведение комарика - ивового желвачника. Комарик мелкий, личинка у него безногая, слепая и даже безголовая. Эта «роза» ее дом. Там таких «роз» на каждой ветке! Я все хочу летом на них посмотреть, пока они зеленые, но те ивы растут на заболоченном участке Шишкиного леса, и комарья там столько, что никаких роз не захочешь.
А потом я увидела на елке странные «шишки».
Там и обыкновенных хватало, и я как раз присматривалась к ним на предмет, зачем ёлка шишки переворачивает, и увидела эти хм… наросты. Тоже галлы, да. Живут в них личинки крылатой тли - елово-лиственничного хермеса, так ёлкин паразит называется.
Ну вот, а про дубовые орешки я с детства знала - дубов вокруг росло и-и-и… Если разломить такой шарик, скажем, в июле, внутри пористой яблочно-белой мякоти обнаружится крошечная полость, а в ней прожорливый червячок. А если разломить в начале осени - там муха. Когда она «дозреет», то сама прогрызет ход наружу.
Мякоть орешка содержит дубильное вещество - танин, так дуб защищается от вредителей, изолирует их от себя. Так что во времена оны собирать урожай дубовых яблок отправились бы не только писари, но и кожевенники, им дубильные вещества нужны для обработки кож. Они же и для чернил требуются.
В детстве я их сама делала - это просто: крошила орешки ножом, заливала дождевой водой и кипятила на газу. На стакан воды - горсть орешков. Потом оборачивала ватку марлей и процеживала отвар, получалась прозрачная желтоватая жидкость. Брала у бабушки чуток железного купороса (она покупала его для опрыскивания огорода от вредителей), разводила водой и сливала оба раствора. Вот и все - можно писать.
Сначала написанное ореховыми чернилами кажется очень бледным, хотя раствор темный. Но строчки чернеют прямо на глазах. Потом вычитала, что для густоты и красивого блеска в них можно добавлять вишневую смолу - камедь. Вишни у нас были. Отщипнула смолки, добавила. Смола растворялась плохо, но постепенно разошлась и чернила стали глянцевыми, как самые лучшие покупные.