Можно ли соединить музыку и песок? Почему нет: сальса на пляже! Нет, не так, можно ли соединить симфоническую музыку и песок? Правильный ответ: смотря кто соединяет. Если это Московский Государственный Симфонический оркестр для детей и юношества и театр «Пески времени», то… пусть соединяют почаще. Второй год наслаждаюсь их небанальным синтезом.
Темный зрительный зал, полумрак на сцене, подсвеченный синими огоньками на пюпитрах. Взмывы смычков над субтильными телами скрипок, чувственные изгибы виолончелей и дебелые бока контрабасов, золотые цветки валторн и струнное серебро арфы. За ними в черной глубине зияет экран, и тень изящной ручки порхает там и сям, лаская мелкий как пудра песок - выписывает, то пальцами, то ребром ладони зыбкие линии. Контуры фигур проступают как на фотографии, погруженной в проявитель, и исчезают под новым слоем песка, чтобы возникнуть опять - то нежным профилем, то крылом, то скалой, то веткой.
Фото: Анна Харжевская. Музыка из балета Чайковского «Щелкунчик» и песочная анимация от театра «Пески времени». Этот концерт был в декабре.
Миниатюрная мастерица профессионально навевает всем - от 5-ти до 95-ти - сладкие грезы о несбыточном. И кажется, не художница, а сама музыка все это рисует: островерхие замки в волшебной дымке, локоны и шпаги, мужественный оскал Щелкунчика и лебединую грацию принцесс.
Оркестр выпевает печаль и негу, тешит слух сказочными гармониями. Звуки сеются, как песчинки с умелой руки, и ложатся согласно замыслу в общую картину, пока ее «художник милый выводит на стеклянной тверди, в сознании минутной силы, в забвении печальной смерти».
А это концерт «Лебединое озеро», прошедший в минувшее воскресенье - 26 января. Художница театра «Пески времени» Серебряный призер России Александра Басова.