Про чтение - 2019

Jan 03, 2020 20:49

Под катом список прочитанных за год книг с короткими комментариями к ним - сугубо личными, на истину не претендующими.

Некоторые книги выделены шрифтом или подчеркиванием, и очень редко - восклицательным знаком в скобках. Что это означает:

Условные обозначения
●Иногда рядом с названием стоит значок «+» - понравилось или «-» - не понравилось.
●Выделение курсивом и жирным шрифтом означает, что книгу мне посоветовала дочь.
●Подчеркивание означает разного рода «пищу для ума».
●(!) - книгу, отмеченную восклицательным знаком, я, пожалуй, купила бы для своей библиотеки. (Читаю в электронном виде, бумажных не напасешься на меня.)

1. Д. Эдмондс Д. Айдиноу Кочерга Витгенштейна + (История 10-минутного спора между двумя философами с кочергой в качестве неотразимого аргумента - с глубоким погружением в историю философии начала XX века, в биографии спорщиков, в решение «еврейского вопроса» нацистскими методами, а также в атмосферу Кембриджа образца 1946 года)

2. Б. Екимов Пастушья звезда + (Небольшая и незатейливая с виду повесть о том, как пастух Тимофей, заскучав городской жизнью, вернулся в родные места и нанялся пасти овец к «хозяину» - справному мужику кавказских, что ли, кровей. У него - сынок-джигит, забросивший учебу в школе ради прибыльного хозяйства, и оказавшийся между двух житейских философий: отцовой и пастуховой. Екимов пишет так, что после него не найдешь, что почитать…)

3. Е. Водолазкин Брисбен (Искусная, в смысле, добротно скроенная и ладно сшитая, но, на мой вкус, какая-то искусственная книжка - как цветок из шелка: изящный, но сразу видно, что подделка. Гитарист Глеб Яновский, которого автор все время называет виртуозом, будто боясь, что читатель иначе не поверит, узнает, что у него болезнь Паркинсона… Ну жалко ж мужика! К тому ж и мужик неплохой… Жалко? А я читаю, и не чувствую ничего, аб-со-лют-но!
В сущности, Водолазкин рассказывает то, что уже рассказывал и в других книгах, а до него о том же Екклесиаст писал: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа».)

4. Т. Метцингер Тоннель Эго (Очень спорный и добросовестный труд современного немецкого философа. Основная идея Метцингера в том, что никакого «я» - личности, божественной искры, вечной души - нет. Есть мозг, но нет «я», которому он принадлежит. Мозг генерирует сложный образ себя (эго) для присвоения тела и контроля над ним. Но этот «образ себя» - фикция, виртуальная сущность, удобное управляющее устройство. Эго нужно для выживания. Через фиктивное «я» мы воспринимаем и познаём мир - опять-таки не реальный, а симулированный мозгом на основании данных от органов чувств. Этот псевдо-реальный мир автор называет Тоннелем Эго.
Метцингер-философ меня не убедил. Он напоминает ребенка, который разобрался, как в телевизоре возникает картинка и решил, что… передачи делает телевизор.
Но Метцингер как популяризатор нейронаук заслужил мою читательскую благодарность. Он живо и интересно рассказывает, зачем нам сознание, чувство времени, что делает нас способными к эмпатии, приводит массу последних научных данных про осознанные сновидения и опыты выхода из тела.)

5. Э. Манро Плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет (Автор канадка, мастер рассказа - нобелевка 2013. Рассказы тончайшие - эдакие паутинки над бездной. Всего 9 историй, изложенных бесхитростным языком, без лишней сентиментальности, с предельной ясностью. О чем? О невзгодах любви, о подарках судьбы, о семейных узах и загадках души. Но написано так, будто до нее об этом никто не писал. Дочитав, скачала еще 9 томов ее рассказов).

6. П. Лайвли Лунный тигр - (76-летняя Клаудия - бывший военный корреспондент в Каире, и популяризатор истории, на смертном одре пишет автобиографию - сумбурную, бессвязную, признаваясь: «Хронология меня раздражает». Она единственная «звезда» этой повести - прочие меркнут на фоне ее самолюбования. Нет, это не заявленная «Биография как часть истории», это мемуарчик эгоистки. Калейдоскоп, наслоение событий, «проходящий на цыпочках весь XX век» - взбесившийся экспресс памяти напоследок мотается по всем станциям, то разгоняясь, то влачась… Кому-то история кажется «пронзительной и сумасшедше красивой», мне она показалась яркой и… пустой как фантик.)

7. Э. Лури Иностранные связи + (Добротный «университетский» любовный роман, с правильной дозировкой психологизма, заслуженно получивший Пулитцеровскую премию в 85-м. Герои - американские профессора английской литературы - 54-летняя Винни Майер и 29-летний Фред Тернер, приехали в Лондон проводить исследования в рамках грантов. Ни Фред, ни Винни не помышляли об иностранных связях, но оказались в сетях любви, тоски, легкого безумия и тонкого английского юмора. Но для меня эта книга не о любви, скорее о потребность любить...)

8. К. Милн Шесть камешков на счастье («Очень американский» роман Милна о хорошем человеке Нэйтане Стине, спешившем делать добро и носившем в кармане камешки как напоминание об этом, обречен на успех и толпы растроганных поклонниц. «Правильный» роман, о «правильном герое» - предсказуемый, поверхностный, навязчиво поучительный и морализаторский. Вытягивает эту слезливую подростковую историю, рассказанную примитивным языком, светлое послевкусие - сказка должна кончаться хорошо).

9. Г. Марш Не навреди (Нервное, довольно страшное для людей с воображением и в то же время полезное для трезвого взгляда на жизнь и смерть чтение - истории «про работу», рассказанные честным нейрохирургом Генри Маршем.)

10. М. и С. Дяченко Стократ (Фэнтезийная бродилка: герой ходит от селения к селению, и решает проблемы граждан, попавших в беду, с помощью «пьющего души» меча, доброго сердца и такой-то р-рыбы. Мир яркий, лоскутной, сотканный из очаровательных, местами зловещих фантазий - читать интересно, но… и только. Я не жалею, что прочла - отдохнула, получила удовольствие, но я люблю получать от книг немного больше.)

11. Н. Вульф Миф о красоте + (Зачем нашему обществу нужен убийственный (в буквальном смысле) миф о красоте. Как он создается, почему он работает и какие последствия имеет. Дельная и чрезвычайно убедительная книга, благодаря обилию фактов, исследований, статистики. Страшная правда о косметической индустрии, пластической хирургии, влиянии порно - об уродливой «красоте», делающей несчастными миллиарды людей и каждый день калечащей наши жизни. Кому-то вполне может сознание перевернуть, но я давно в теме. Читать нелегко. Во-первых, митинговый стиль автора, во вторых - жутко: местами от наших реалий волосы дыбом.)

12. Э. Тайлер Морган ускользает - (Если б я не читала раньше романов Энн Тайлер, то закрыла бы эту книжку страниц через полсотни. Но я не закрыла и обогатилась представлениями о внутреннем мире чокнутого. Поделом мне! Главному герою мама в детстве сказала, что он может стать кем захочет, а он видимо решил, что «всеми сразу». Ему, видите ли, «надо иногда выходить из своей жизни» - т.е. строить из себя врача, моряка, иностранца-художника, священника… удивляясь, почему все ему верят. Проходной американский романчик с адюльтером - развернутый комментарий к известному тезису: дураков не пашут, не сеют, они сами как-то с женщинами договариваются.)

13. К. Булычёв Поселок + (Я почему-то думала, Булычёв - детский писатель. Ну там, «Алиса, миелофон!» и все такое… А тут космическая робинзонада: захватывающая история выживания экипажа космического корабля на далекой планете. После крушения, земляне основали поселок и 20 лет старались сохранить в себе все человеческое. Эх, мне бы такую книжку лет в четырнадцать!..)

14. К Булычев Тринадцать лет пути - (Не так-то просто забыть автора после «Поселка». Но эта вещь - первая в цикле про доктора Павлыша - откровенно слабая. Лететь или не лететь к альфе Лебедя после того как связь с Землей прервалась и плановая замена экипажей сделалась невозможной? Что победит - общественное или личное? Для советского фантаста это не вопрос. Жаль…)

15. М. Бинчи Ключи от рая + (Добрый и светлый роман, один из тех, за которые я люблю Мэйв Бинчи. Сюжет строится вокруг проблемы: в маленьком ирландском городке Россмор, где есть источник Святой Анны, которая по преданию помогает людям, грядет строительство дороги. Она нужна городку, но уничтожит лес и источник. Роман сплетен из трех десятков новелл - историй людей, которые просили Святую Анну им помочь.)

16. М. Степанова Памяти памяти. Романс (Совсем не то, что я ожидала. Думала, это история семьи, а это… «записки о невозможности памяти» и размышления о ее природе, о «спусковых крючках», на которые она опирается. Да, есть письма, дневники, воспоминания, но это не история - это хаос, который остается у нас в голове после того, как некого уже спрашивать, как оно там было. Но мне это чтение доставило удовольствие - настолько оно поэтичное и интеллектуально насыщенное.)

17. Д. Стюарт Сват из Перигора + (Мне было жаль, когда история про парикмахера из маленькой французской деревушки Гийома Ладусета, который, потеряв работу, перековался в сваху, благополучно закончилась. Буду скучать по фирменному юмору автора.)

18. Э. Ферранте Моя гениальная подруга
19. Э. Ферранте История нового имени
20. Э. Ферранте Те, кто уходит и те, кто остается
21. Э. Ферранте История о пропавшем ребенке («Неаполитанский квартет»… так и не поняла, почему «не смогла оторваться», но факт. Повествование настолько пестрое, что сказать, о чем это, лучше всего словами самой Ферранте: «Это рассказ об обольстительных надеждах, обещаниях, обмане и крови, о всех преградах на пути к лучшему, которые никуда не делись ни в моем городе, ни в остальном мире». Как по мне, так слишком много душераздирающих страстей - как на митинге, как в дурном сериале: все орут, ругаются и ненавидят друг друга. Если бы знала, какое впечатление останется, даже открывать бы книжку не стала)

22. Э. Манро Беглянка (Читаю ее рассказы, как воду пью. Не «живую» воду, как у Паустовского, а просто воду. В них нет ничего особенного (а в воде разве есть?) - ни философии, ни литературных красот, сюжета - и того может не быть, да и фиг с ним. Но пока читаю, ловлю в ее текстах сложное и очень важное для меня чувство многомерности жизни).

23. Э. Манро Давно хотела тебе сказать (Автору каким-то неведомым образом удалось устраниться из собственных текстов - даже если рассказ ведется от первого лица ¬- и оставить читателя наедине с жизнью, как она есть. В этом сборнике я бы выделила «Просто скажи - да или нет» - о любви.)

24. Э. Манро Дороже самой жизни (Ее книги не для тех, кто ищет «луча света», считает, что литература должна развлекать и что жизнь похожа на сериал. На мой вкус лучшая вещь здесь «Амундсен». Название сборнику дал последний из четырех автобиографических рассказов, помещенных в конце. Оказывается это последний ее сборник, после которого Манро объявила о завершении карьеры. Мне жаль.)

25. Э. Манро Луны Юпитера (Я бы выделила здесь «Катастрофу» и «Миссис Кросс и миссис Кид» - кажется, рассказы о стариках автору особенно удаются.)

26. Э. Манро Любовь хорошей женщины (В этом сборнике мне больше всего понравился одноименный рассказ и «Мамин сон»)

27. Э. Манро Слишком много счастья (Название книге дала небольшая повесть о последних днях жизни Софьи Ковалевской. Мои фавориты: «Вымысел», «Венлокский кряж» и «Детская игра»)

28. Э. Манро Тайна не скрытая никем (Мне очень понравилась тетралогия «Увлечение», «Албанская девственница» и «Отель Джека Ранда» - просто жизнь, отлитая в слово.)

29. Э. Манро Танец блаженных теней («Сияющие дома», «Кабинет», «Мальчики и девочки», «Красное платье - 1946», «Утрехтский мир» и «Танец блаженных теней», да… как же жаль, что все это я уже прочитала. Жаль, что у Манро почти нет шансов быть понятой - все равно, что в песочнице проповедовать).

30. Э. Манро Кем ты себя воображаешь (роман в эпизодах) + (Роман замечательный. И я, кажется, поняла, что так раздражает читателей в книгах Манро. Она очень талантлива, и показывает людей и их жизнь, такими, как есть - немного найдется тех, кто способен это вынести и не возмутиться, «мы не такие!». Хотя Манро никого не обвиняет, не судит. Но никого и не оправдывает.)

31. К. Исигуро Там, где в дымке холмы + (Дебютный роман Исигуро. Японка, живущая в Лондоне, принимает у себя в гостях младшую дочь, скорбит о смерти старшей, совершившей самоубийство, и вспоминает эпизоды молодости, проведенной в послевоенном Нагасаки. Между строк - многоуровневая драма под названием жизнь.)

32. Б. Зайцев Голубая звезда + (Во-первых, Язык! Чистейший, музыкальный, абсолютно несовременный даже своим порядком слов. На этом языке невозможно думать так, как мы думаем сейчас. Во-вторых (и это ново!), ощущение, что декорация здесь - герои, а действующие лица - городские и путевые пейзажи - сине-золотая Москва, «переливы природы», уж очень они жизненны, пронзительны и объёмны. И в-третьих, этот теплый «отсвет Атлантиды» - канувшего, навсегда потерянного мира. Я все время ощущала его. Начало XX века, еще не грянула Первая мировая, и до революции еще лет 5-6, но скоро уже разразится, сметет… А люди живут, и не знают.)

33. Б. Зайцев «Дом в Пасси» + (Милейшая эмигрантская проза с отчетливой нотой ностальгии, написанная исчезнувшим русским языком, от потери которого хочется плакать)

34. Д. Стюарт Тайна голубиного пирога - (Насколько хорош ее «Сват из Перигора», настолько же дурна и бездарна эта книжка. Жалею о потраченных двух вечерах.)

35. А. Рэнд. Источник (!) (Примерно до середины романа думала, что читаю американский вариант «Моцарта и Сальери». Но нет. Ближе всего эта книга стоит к «Письмам Баламута» Льюиса. Удивительно, но обе они были написаны в одно время - «Письма» в 1942-м, «Источник» вышел в 1943-м. Видимо, что-то такое (действие происходит в 20-30-х прошлого века) тогда носилось в воздухе. Что общего у писем беса Баламута с историей об архитекторах? «Подкладка», изнанка происходящего. Способность разглядеть и показать подобные вещи делает честь писателю.)

36. И. Бунин Жизнь Арсеньева + (По форме - блестящее поэтическое многословие. По сути… это само время набросало свой портрет на страницах истории человека)

37. Э. Фромм Искусство любить + (Мне очень нравится, как толково и честно написана эта работа. Я не разделяю его ключевой мысли о том, что любовь есть акт воли, но мне бы хотелось, чтоб это было так. И я нашла множество других мыслей, под которыми готова подписаться).

38. Г. Джойс Скоро будет буря - (Много неопрятного секса, «мистического» тумана и дурных предчувствий. А вот незачем ехать в отпуск и жить под одной крышей в компании сложносочиненных приятелей со скелетами в шкафах и тараканами в головах!)

39. К. Моран Быть женщиной. Откровения отъявленной феминистки (Для 35-летней у автора в голове слишком много мусора, в котором тонут ее рассуждения. Но тонут весело - обхохочешься!)

40. Р. Акутагава Новеллы (Сказать, что мне нравится, погрешить против истины. Это вообще не вопрос симпатии. Акутагава слишком силен и глубок, чтоб подходить к нему с подобной меркой. По содержанию многие его новеллы - скорее притчи, а по производимому художественному впечатлению - близки к хокку.)

41. Г. Олди Герой должен быть один (Сколько было Гераклов? У Олди на этот счет есть своя захватывающе изложенная версия.)

42. М. Гаспаров Занимательная Греция (!) (Короткие, выстроенные в хронологическом порядке очерки о древнегреческой истории, культуре, науке, философии - для школьников, и не только. Превосходно изложено - одно удовольствие читать)

43. Д. Фаулз. Дневники 1949-65 гг. + («Бессвязности» - вот точное авторское название сему опусу. Как самокритично и верно заметил сам Фаулз: «Умопомрачительные выплески самодовольства, тщеславия, самонадеянности», но не только. Этот дневник - плавильный котел, в котором есть место всему: прозрениям, заблуждениям, критическим разборам книг и фильмов, описаниям путешествий и характеров, откровенности, наблюдениям страстного натуралиста. И главное, в нем есть место бескомпромиссной честности с самим собой).

44. Д. Фаулз. Дневники 1965-1972 гг. (Второй том, как и первый, о том, что писатели - тоже люди, даже если эти люди - великие писатели).

45. Д. Фаулз. Энигма + (Мне вдруг понравилась эта небольшая новелла, написанная как классический детектив. «Вдруг» потому, что к детективам я равнодушна и из-за сюжета читать бы не стала. Понравилось, как эта вещица сделана - как игрушка. Играть одно удовольствие. Интересно наблюдать, как образ героя, исчезнувшего с концами неведомо куда и почему, превращается в символ и становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, как дно в глубокой воде.)

46. Д. Фаулз. Башня из черного дерева + (Абстрактное искусство - это бегство художника от реальности и ответственности перед человеком - такова главная мысль повести. Искусство абстракционистов автор, устами своего героя - циничного старого художника Генри Бресли, называет «башней из черного дерева», противопоставляя ее башне из слоновой кости (привет Флоберу). По его мнению, абстракционизм утратил свою важнейшую функцию - общение с людьми. Эта мысль «завернута» в любовную историю - напряженную и драматичную, несмотря на то, что длилась она всего два дня. Эту вещь, да и вообще Фаулза, лучше не читать тем, кого коробит от «сисек-писек».)

47. Д. Фаулз. Мантисса - (Пожалуй, с меня хватит, дочитывать не буду. Это не роман-диалог писателя с музой, как заявлено, а скорее публицистика с претензией на оригинальность: нескончаемые сумбурные сексистские разборки, перемежаемые совокуплениями - так автор представляет творческий процесс)

48. Д. Фаулз. Дэниел Мартин (Огромный, прямо-таки нескончаемый роман «об англичанстве». Не могу сказать, что прочитав его, узнала об англичанах что-то новое. Мне после его «Дневников» была интересна эволюция Фаулза, к чему он пришел. Если судить по «Дэниелу Мартину» - к горю от ума, причем во всех сферах жизни - от личной до общественной. Роман показался очень неровным - местами блистательным, местами провисшим и занудным. О чем он? О втором шансе на любовь, о кризисе системы ценностей, о мужском взгляде на отношения. О потраченном времени не жалею.)

49. Б. Морриган Чудовище и чудовища - (Никогда в жизни мне не пришло бы в голову открыть эту книжку, если б не дочь. И уж конечно, только ради Ёлки я продержалась целых 25 страниц, а то закрыла бы сразу, там уже через пару абзацев все понятно. Одно утешает: творение этой идиотки не стоило мне ни копейки.)

50. М. Каннингем Дом на краю света + (Сильный, правдивый, отличным языком написанный роман об одиночестве втроем. Не думала, что мне может понравиться книга, где довольно-таки подробно описана однополая (и не только) любовь и употребление наркотиков подростками. Повествование развивается с точки зрения сначала ребенка, потом подростка, и в дальнейшем взрослого мужчины Джонатана, его матери Элис, друга Бобби и подруги Клэр. Странный любовный треугольник обращается в семью, обретающую свой маленький рай, но… опять это вечное «но».)

51. Т. Иванова Четыре лета в Середникове (Четыре Лермонтовских лета в подмосковной усадьбе. Каким было Середниково в 1829-32 годах)

52. С. Монтгомери Душа осьминога + (Собственно в заголовке уже все сказано: у октопусов есть душа, и вся книжка об этом. А еще об их выдающемся уме, сложной индивидуальности, способности общаться и дружить с нами, об их игрушках и любовных свиданиях… Если бы я могла выбрать себе друга из числа животных, это был бы осьминог.)

Друзья мои, посоветуйте пожалуйста, книги, которые по вашему мнению, стоит прочесть и, если не трудно, скажите, чем они вам понравились.

Previous post Next post
Up