- Допоздна лучше не гуляйте, - предупредил портье, вручая мне ключи от входной двери отеля. - А то у нас тут это… гномики…
- Какие еще гномики?! - ослышалась я, что ли?
- Такие - с фонариками, - с серьезным видом объяснил он. - По ночам к прохожим пристают, золотишко предлагают, спрашивают, что с ним делать…
- Угу, - покивала я, припоминая, что среди прочих легенд городка читала и эту. Спрятала ключи в сумочку и пошла гулять - пока светло и гномики не пристают.
Час был обеденный. Я села за столик уличного кафе, рассудив, что на сытый живот легче будет переварить и гномиков и прочую средневековую романтику. Ну да, у них тут в Чески-Крумлове своя атмосфера - а я разве не за атмосферой на край Богемии ехала?
Заглянув в меню, выбрала 200 грамм картошки по-домашнему с овощами. Полагала, что знаю, как выглядят 200 грамм картошки…
Одинокому едоку в Чехии нелегко. Тарелки, рассчитанные на аппетит Гаргантюа, таскают официанты с бицепсами молотобойцев - вместо фитнеса.
Отобедав, решила идти в Крумловский замок сейчас же. Во-первых, солнце не будет лупить в объектив. Во-вторых, те, кого привезли на экскурсию, уже разъезжаются - до Праги путь неблизкий, - и вся красота достанется самостоятельным путешественникам вроде меня.
Замок так велик, что взглядом не охватишь, и открыточно-живописен, будто строили его в расчете на будущие барыши с турбизнеса.
Уместить замок целиком на одном снимке можно только издалека
Внутри есть все: включая площадь с фонтаном, террасные парки - французский и английский (опять же с каскадным фонтаном) и даже два театра - старинный барочный, и летний - ультрасовременный. Издали он похож… даже не знаю, на что - на телескоп, что ли.
Зрительный зал. Вид с аллеи
Круглая поставленная под углом платформа, метров 30 в диаметре - верхний край поднят над землей метров на 7. А вокруг регулярный французский парк с его симметрией-геометрией: стриженными как новобранцы кустами и цветниками «по линеечке».
Вблизи сооружение оказалось вращающимся зрительным залом на 650, что ли, мест (я грубо прикинула). А сценой и декорациями служит летний дворец Беллария в стиле рококо и замковый сад.
Бельведер Белария, построенный в середине 18 века - и сцена и декорация
Общий вид летнего театра
Говорят, в сезон здесь дают около 80 представлений. Ставят и драму, и оперу, и балеты, даже кукольные спектакли играют. Выступают здесь соседи - театр из Чешских Будейовиц. Воображаю, как смотрятся летними ночами в таких «интерьерах» инсценировки из Шекспира…
Вверху: сцена из оперы Дворжака «Русалка» (2017)
Но лично мне в Крумловском замке больше всего грандиозный Плащевой мост понравился.
Почему мост - «плащевой»? Раньше на этом месте было укрепление - старинная фортификационная конструкция «плащ». Потом был деревянный разводной мост, а нынешний появился в 18 веке.
Пятиярусная арочная громада, стоящая на массивных каменных столбах напоминает римский акведук. Мост соединяет края глубокого рва, и вся эта 40-каметровая пропасть перекрыта снизу доверху этажами арок.
Вид из замка на Плащевой мост и стену с полукруглыми бойницами
А наверху, на высоте замка, - трехэтажная крытая галерея в итальянском духе. По ней разодетые в пух и прах гости тогдашнего владельца замка - князя Шварценберга переходили из Маскарадного зала дворца в барочный театр. А по открытой галерее, украшенной каменными чашами и фигурами святых - в замковые сады.
Замок огромен и прекрасен. Чего стоят удивительные дворы - их внутренние фасады покрыты росписями-сграффито - эдакое средневековое 3D! На стену наносили несколько слоёв цветной штукатурки, а потом процарапывали ее на разную глубину - получается объемный рисунок, например, в виде каменной кладки. Как я слышала, эта технология утрачена и подновить, выцветающие под солнцем росписи 16 века, будет невозможно.
Внутренний двор, отделанный в технике сграффито
Или взять, к примеру, изумительно изящную 55-метровую башню - «самую башнеподобную» из всех, по выражению Чапека. «Старушка» стоит с 13 века. Правда нынешний ренессансный вид она приняла «не так давно» - в конце 16-го, а прежде была готической. В ней одно время квартировал башенный сторож - заводил часы, бил в колокола и трубил в фанфары перед дозором. Вид с башни такой, что нынче не то что сторож - не всякий олигарх может себе позволить. Но - до красоты 160 ступенек!
Гвардейский двор - здесь была размещена княжеская гренадерная армия, личный эскорт владельцев замка.
Об истории замка впору по ночам под одеялом рассказывать. Одно время здесь жил сын императора Рудольфа II - полоумный Юлиус - весь в папу. Жертвой его безумной страсти пала дочка местного цирюльника (опустим леденящие кровь подробности). Хватало тут и мистики, и политики, и хитроумных интриг, и неуемного тщеславия.
Но если не думать об этом, а просто созерцать-любоваться, выходит куда как душеполезно и умиротворительно. Вид из цитадели открывается такой, что плакать хочется от умиления: «Ой, гляньте, сказка ожила!»
Вид на Чески-Крумлов из замкового сада
Вид на Крумлов со смотровой площадки замка
Под стенами замка здесь не море разливанное красной черепицы, как в Праге, а всего лишь скромная лужица. Как ни пыжился Крумлов перещеголять столицу - у вас замок, так и у нас тоже, у вас костел святого Вита - так и наш не хуже, но…
Костел святого Вита в Чески-Крумлове, за ним здание Прелатуры и иезуитского колледжа
Влтава, кстати тоже - и там, и тут. Но в Крумлове она - чистое головокружение, замучаешься головой вертеть - изгибы считать. Меня отчего-то все к реке тянуло, поглазеть на спешащую золотисто-коричневую воду. Нагулявшись по замку, я спустилась к воде и пошла вдоль Влтавы, следя за ней, точно она могла убежать. Река привела на окраину городка в уютнейший просторный парк, заросший липами, кленами, березами, грабами, дубами…
На противоположном берегу реки - террасы со свесившимися через край буйными вихрами вьюнов, домики с островерхими крышами и фигурными печными трубами, ступеньки, сбегающие к воде…
Я набрела на скамейку под дубом-патриархом, поднявшим своды ветвей над лужайкой, будто манкой обсыпанной белыми цветочками. Села и закрыла глаза, слушая, как шумит на перекатах Влтава, шелестят начавшие редеть кроны, ощущая, как ветерок гоняет по физиономии солнечное сито теней. И заснула, наверно.
Очнулась - не пойму, где… (померла, что ли, и в рай попала?): снопы лучей сквозь зеленый витраж над головой - не воздух, а светоносный кислородный сироп. Впереди сквозь ветки - обомшелая каменная стена. Черная глухота мха в складках валунов оттеняет его же бархатистую сочную зелень на солнце.
Стена казалась древней, как само время. По ней плясали солнечные сети от близко бегущей воды, и летели наискосок, повинуясь ветру, прозрачно-яркие листья берез. В ковровой пестроте у моих ног что-то порхало и копошилось. Извилистый хвост, переходящий в яшмовый хребетик с лапами, бесстрашно перевалил через носок туфли и исчез в траве. Я сидела пока солнце не село. А потом пошла посмотреть, как выглядит средневековый городок в сумерках.
Вечерний Крумлов
Чески-Крумлов в сумерках
Ночью не спалось - то ли от избытка впечатлений, то ли от духоты. Окно моей комнаты выходило на горбатую крышу - в черепичный колодец, где воздух стоял неподвижным серебристо-лунным столбом. Отчаявшись уснуть, я вышла на улицу. Отельчик притулился прямо под стенами замка. И ночной вид твердыни на скалистом берегу, право, стоил того, чтоб заночевать здесь.
Вид на Крумловский замок со смотровой площадки в сквере исторического музея
Час был самый разбойничий - между двумя и тремя по полуночи. Неправдоподобно пустой и тихий - как во сне - городок не внушал ни малейшей тревоги. Я перешла мост через Влтаву и углубилась в Латран, откуда начинался подъем к замку. Далеко идти не собиралась, так… освежить голову.
Огоньки - два друг за другом, а третий немного отстав, спускались мне навстречу по темной улице. Что-то в них было… не то, я не сразу поняла. Они двигались слишком низко над землей - на уровне чуть выше колена. Не дети же трехлетние здесь по ночам разгуливают! Эге, - хихикнула я сама с собой, - да это небось гномы. Сейчас золотыми самородками соблазнять будут. Как там полагается им отвечать, чтоб разбогатеть сказочно?
Тут мне пришло в голову, что я в своем светлом платье, сама кого хочешь напугать могу, сойдя в потемках за Белую даму - «звезду» местного корпуса приведений. Фонарики приближались, но ни шагов, ни голосов. На узком тротуаре я вжалась спиной в шершавую стену дома, авось, не заметят.
- Добрый вечер, - мимоходом поздоровались «гномики» на немецком. Я ответила на том же языке и только тут разглядела три вполне себе крупных мужских силуэта со штативами на плече. Немецкие туристы - небось ходили снимать ночную панораму замка за Будейовицкими воротами. А фонарики они просто в опущенных руках несли, светя себе под ноги. Подождав, пока путники скроются из виду, я повернула назад. Завтра, возвращая ключи портье, передам ему привет от гномиков.