О моей боязни высоты и попутно - фоторепортаж с башни омских курантов

Jun 04, 2011 20:53

Решила как-то одна очень умная, но вредная редакторша, что срочно нужно сделать статью в виде некоего квеста - похождений по закрытым для обывателей местам с фотоотчетом, интересными фактами и выкладкой исторических ценностей. Вообразив себя смелую, спускающуюся во мрак омских катакомб с фонариком наперевес и в шляпе Индианы Джонс, я согласилась.



А что? Когда еще доведется поглядеть на антикварные книжные коллекции в Пушкинке, пройтись по реставрационным Врубеля или погулять по легендарным подземным артериям города? К моему несчастью, не пустили нас ни в первое, ни во второе и ни в третье . Очевидно, пушкинисты после обвинения их в хранении экстремистской литературы вообще ко всем подозрительно относятся, во Врубеле железобетонно сообщили, что "нечего вам там смотреть", ну а о тайных коридорах к тому времени мы и мечтать устали.

Согласился помочь нам только краевед Коновалов Игорь Леонидович, который предложил слазить на башню с омскими курантами. Невысокая башенка в двухэтажном здании сдужбы судебных приставов по ул. Ленина, 14. "С Ларой Крофт как-то не вышло, - подумала я. - Может в ямакаси сгожусь?".



В назначенный день я, Коновалов и верный фотограф indifound проследовали в здание. В силу своей женской наивности я имела наглость предположить, что сейчас охрана отведет нас к какой-нибудь узенькой симпатичной лесенке с перильцами времен кладки самого здания, и мы узреем красоты города с высоты любинского проспекта. Чертас-два. Прямо в фойе, где полно народу, стоит диспетчерский пульт и вообще все ходят туда-сюда, нам открыли дыру в чердак и приставили стремянку. От такого поворота событий я про себя, признаться, вошла в состояние некоторого шока, но подать вид казалось неуместным перед полным воодушевления ценителем древностей. Который, к слову, обладая крепким телосложением, уже браво карабкался вверх. "Возьми сумку" - пискнула я Инди, помянула редакцию всем известными словосочетаниями, и с криком "Игорь Леонидович, ловите!", полезла вслед за Коноваловым.

Высоты я боюсь безумно. Казалось бы, держись крепче, и нет проблем! Но никто же не предупредил, что лестница будет громыхать и шататься! После некоторых усилий по вытягиванию меня наверх, светлый евро-офис службы приставов остался внизу, и нашему взору предстал чердак. Классический, с кирпичной кладкой, маленькими дверцами для выхода на крышу и шахтой для часовой гири, которую поднимают два раза в неделю (чтобы часы могли исполнять свои прямые обязанности). Находясь внутри башни московских торговых рядов, можно оценить масштаб сооружения уже с первого яруса: мощные деревянные конструкции времен постройки здания (1910 год), мастерская плотницкая работа, уверенные грамотные профессиональные врубки (при этом уже имеются стяжки на болтах), грамотно спроектированные диагональные подкосы, которые рассчитаны на ветровую и снеговую нагрузку. Полностью деревянные родные перекрытия, поддерживающие крышу, по словам знатоков, "простоят еще бог знает сколько, если не разломают". Добротно делали, одним словом.



Посреди всего этого нетронутого великолепия стояла еще одна лестница, уже 7-метровой высоты и явно более чем 20-летнего происхождения. На полутораметровой площадке из хлиплых досок в конце этого воплощения моих фобий сияла солнечным контуром желанная дверь в долбаную страну чудес. "Где часы?" - осторожно спросила я, внутри уже по-тихому понимая, что ответ известен. Коновалов скомандовал "За мной!" и играючи потрусил по скрипящей на все лады конструкции. Подъем дался уже легче, потому как лестница имела какие-никакие ступени и даже шатающиеся поручни.

Тадаам! И вот мы уже все вместе наверху, под ногами хрустящие дощечки с промежутками в несколько сантиметров, сквозь которые виден далекий чердачный пол. Прогибаются. Дверь заперта, часовщик забыл ключ. Поэтому фотоотчет мы сняли через дыру внизу двери, в которую удалось просунуть объектив.







"Ну раз часы закрыты, давайте хоть на башенку залезем!" - Выдает гениальнейшую идею наш проводник, от чего я чуть не падаю челом ему в ноги: "Батя, не надо! Там же высоко!". Какая башенка? Разве мы уже не в башенке? К моему ужасу, на этой ходуном ходячей площадке из брусочков стоит еще одна стремянка, ведущая в мелкую пипку на конце купола. Там, значится, установлен матюгальник, а ранее был колокол.



Я заявляю, что не полезу, что это предел возможностей и вообще "проклинаю тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса". У фотографа моего блестят глаза, он уже смакует уникальный контент в своей жежешечке и скрывается под потолком. Постояв минут пять в одиночестве, слушая их бурные дискуссии наверху и незамолкающий затвор Canon, решаюсь. Тварь я трусливая или журналист, право имеющий?



Лицо, пораженное страхом )



И вот он - Омск с высоты башни с курантами. Снаружи красота, вид необычный и захватывающий. Внутри - осколки стекол и перетянутые сеткой круглые окошки. Встать в полный рост не получается - голова упирается в основание остроконечного купола. Сама башня весьма симпатична голубям - повсюду следы их пребывания.







Снимок, достойный "Звонка" или "Ужаса Эмитивилля".


Справка:
Часы в башне представляют собой обыкновенные ходики, которые работают за счет опускания гири. Заводятся они ручной лебедкой, а следит за бесперебойной работой омского времени потомственный часовщик, хранитель курантов. Мельник Анатолий Петрович два раза в неделю поднимается на крышу, чтобы завести часы.

В этом году омским курантам исполняется сто лет. Произвел куранты Завод башенных часов Пушкарево Псковской губернии, что указано на уцелевшей табличке, 1911 год. Раньше часы имели музыкальный барабан, который приводил в действие колокол. Куранты отбивали знаменитую мелодию «Я люблю эти омские улицы», но наследница композитора, по слухам, обратилась с просьбой о компенсации оплаты трудов предков за каждое исполнение (а звучала она каждый час), поэтому мелодию сменили. На данный момент планируется положить на колокол воспроизведение официального гимна города Омска и отказаться от электронного звучания.

Репортаж, Омск, Журналистика

Previous post Next post
Up