В своё время имя этого замечательного педагога-новатора было на слуху. Народный учитель СССР, Заслуженный учитель Украины, Почётный доктор АПН Украины. Сейчас ему 87 лет, он и мой учитель, и вот через 41 год я имела радость пообщаться с ним вновь, на этот раз по Скайпу.
Рассказать о том, как мы им восхищались в своё время - это ничего не рассказать. Дело было так. Где-то за год, а то и два до его появления в нашей школе, о нём поползли слухи среди учеников, что это необыкновенный учитель. Может он будет вести у нас какие-то факультативные экспериментальные занятия по физике и математике, и при этом надо непременно на них попасть. Молодо-зелено, 6-7 классы, а туда же - подавай им самого лучшего преподавателя! Впрочем мечтать не вредно. Всё пришло своим чередом и с 8 класса "В" класс стал экспериментальным, а наш "А" - контрольным. Всего несколько учеников не захотели участвовать в эксперименте, и на их замену выстроилась очередь из наших и "Б"-шных ребят. Повезло не многим. Я так и осталась в контрольном.
Дальше пошло-поехало. Для класса оборудовали специальное классное помещение и таинство началось. Мы с завистью поглядывали на счастливчиков. Они занимались увлечённо. А по-другому и не могло быть, так как талант и обаяние Виктора Фёдоровича, плюс его методика, захватывали учеников целиком. Это было интересно и познавательно. Виктор Фёдорович уделял студентам много внимания и после школы. Походы, пробежки и прочие мероприятия были регулярными у Шаталова. Мы конечно общались с нашими бывшими одноклассниками, и до нас доходило от них много информации об эксперименте. Они были небожителями, пока мы влачили своё существование на бренной земле.
Наша учёба тоже продолжалась более ли менее успешно. Время от времени мы писали многочасовые контрольные работы для сравнения с экспериментальным классом. Мне они никогда не казались сложными. Я на досуге занималась в ЗМШ - Заочной Математической Школе при МГУ. Не скажу, чтоб это по жизни пригодилось, разве что как привычка к дополнительной нагрузке.
Эксперимент был окутан большой шумихой. Только что всплыла в памяти фамилия Соловейчик, думаю это он освещал чаще других в прессе ход событий.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%BA,_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Визитёры вваливались в экспериментальный класс толпами, с камерами и фотоаппаратами, сидели на уроках. А мы что? Наблюдали со стороны и издалека. Из разговоров взрослых слышали, как сложно было "пробить" само проведение эксперимента, и сколько недоброжелателей вокруг. Но эти разговоры нас мало касались и мы об этом не задумывались. Лишь восхищались, как Шаталов зажигал своих учеников своим талантом и личным примером. Мне казалось, что если бы ТАКОЙ преподаватель вел занятия по обычной методике, успех преподавания был бы гарантирован.
В 10 классе Шаталов стал читать астрономию всему потоку студентов, т.е. я прослушала "экспериментальный" курс астрономии, и посему имею право величать Виктор Фёдоровича и своим учителем. До сих пор помню зодиакальные созвездия на зубок на одном дыхании без запятых. На деталях методики останавливаться не буду, я далека от педагогики, да и написано об этом немало. Но находясь на вершине вулкана Халеакала на Гаваях возле обсерватории оба раза вспоминала о своём учителе астрономии. Оттуда, сверху, когда вокруг океан на 5 часов перелёта, наша Земля кажется маленькой-маленькой в бесконечности межзвёздного пространства. И как мало нам известно об этом пространстве. Каким непонятным образом вдруг всплывает информация.
Оказывается, Виктор Фёдорович тоже вспоминал обо мне, а не только я о нём. Мы как-то смотрели фильмы о нём по телевизору, давненько. И вот в разговоре по скайпу он меня спрашивает, заметила ли я, что в одном фильме он пишет на доске слово ВЕРА, доказывая теорему. Вряд ли я видела этот фрагмент раньше. Зайдя в youtube я нашла 3 страницы с видео о Шаталове, по неведомой причине ткнула в одно из них, глянула начало, потом ткнула второй раз, и с третьего тыка попала на эту самую теорему. Фрагмент с 36 по 38 минуту на видео.
Click to view
Вопрос в том, какая сила интуиции или телепатии меня вывела за пять минут на искомый фрагмент из десятков если не сотен часов видеозаписей? Этому нас в школе не учили ни по одной методике.