Новый год мы встречали на даче у друзей в Подмосковье.
На любимой даче любимых друзей в Подмосковье было здорово. Снег, мороз, баня. Законсервированный на зиму дачный поселок, в котором почти ни души. Тишина. Благодать. Если не думать, не говорить, не слушать.
Но добор туда и обратно был полон приключений, ожидаемых и не очень, новых впечатлений и ощущений.
Добираться решили через Калининград. Потому что турки с их тремя с половиной тысячами за двоих туда и обратно и с пересадкой длиной 36 часов как-то совсем не вдохновили. Знакомая из Берлина подкинула координаты компании, которая возит в Калининград на легковушках. Как бы индивидуальный трансфер. Компания, понятно, русскоговорящая, ориентированная понятно на какого клиента. Цена вопроса - 150 евро на человека в один конец. Нас они согласились забрать из Дрездена за 200 евро на человека в один конец. Будучи наслышанными о многочасовых очередях на польско-российской границе, было решено ехать на день раньше и ночевать в Калининграде в отеле. И обратно таким же порядком. Прилетели, переночевали, раненько утречком, как посоветовал диспетчер, выехали. У компании прикормленный отель. Забегая вперед скажу, что отель ровно то, что нужно для такого путешествия. У них нет времени чек-ин/чек-аут. У них платишь за сутки. В пять утра приехал - номер за тобой до пяти утра следующего дня.
Дальше надо было решить три вопроса:
- виза
- российская страховка
- билет из Калининграда до Москвы
- ну и уже когда все вышеперечисленные пункты были выполнены, надо было узнать и решить сколько же европейских денег можно будет с собой взять, ибо знакомые пугали, что наличные евро отбирают
Визу получали онлайн. С августа прошлого года Россия запустила выдачу виз онлайн. Для всей территории, не только для Питера и Владивостока, как это было в бета версии. Виза действительна 60 дней. Находиться на территории можно 16 дней. Сомнения, конечно, были. Опросы заинтересованных и вовлеченных лиц ситуацию не прояснили. Но мы решили рискнуть. Платить почти 700 евро посреднику жаба отказалась. А внутренний дьяволенок, который был решительно против этой поездки, нашептывал: не пропустят на границе с этой визой - будет официальный повод туда не ехать.
За час заполнили анкеты, загрузив биометрические фотографии и сканы паспортов. Заплатили сколько-то там эмиратских драхм, эквивалентных 52 долларам за каждую визу. Через 72 часа на электронную почту упали электронные визы. Из первого абзаца этого поста понятно, что все сработало. Нас без вопросов впустили и выпустили. По последним слухам, въехать в Россию с европейским паспортом и российской визой можно только воздушным путем. Эту информацию я не проверяла ибо в ближайшее время она мне на фик не нужна. Гештальт закрыт. И открывать его снова я не собираюсь.
Для получения визы, однако, нужно было указать наличие медицинской страховки. Раньше было просто. За 10 дополнительных евро в год наша немецкая медицинская страховка покрывала все наши путешествия в любой точке шарика. В нынешних реалиях это не работает. Ни одна европейская страховка не хочет иметь дело с теми, кто добровольно суется в самое пекло. Надо оформлять российскую. А как за нее платить отсюда? А никак. Пришлось напрячь друзей.
Проблема из той же серии. Как купить билет на самолет из Калининграда в Москву? Правильно. Из Европы никак. Пришлось напрячь друзей.
Наличных денег решили брать по минимуму. Евро ровно столько, чтобы хватило расплатиться с трансфером. Да, да, да, только нал, только хардкор. Рублей ровно столько, чтобы хватило на непредвиденные обстоятельства по дороге Калининград - Москва. А там? А там см выше - друзья.
Наконец все бумажки на руках, все вопросы решены. День икс приближается. Звонит диспетчер и спрашивает не будем ли мы против если с нами поедет еще один пассажир. Рождественское время все-таки, то се. Ладно, говорю, не будем. Главное, чтобы наш багаж влез.
О! Про багаж. Ни за что не догадаетесь, что мы, по мимо всего прочего, везли в Москву. Синие икеевские сумки! Этот мир сошел с ума.
Ок, в пять утра нас в Дрездене забирает приятный молодой человек и везет... в Берлин. Потому что там нас пересадят в другую машину. Ну ок. Приезжаем в Берлин, в офисе пьем кофе, писаем, пересаживаемся в другую машину. Едем забирать попутчика. Колесим по Берлину. Хорошо, что воскресенье и нет пробок. Выясняется, что адрес попутчика неправильный. Опять колесим по Берлину. В конце концов в десять утра выезжаем в сторону Калининграда. У нас с собой только бутылка воды и пакетик с орешками. Патамушто мы уже ездили по Польше и знали, что там всегда есть где поесть и попить.
За семь часов без остановок доезжаем до польско-российской границы. И встаем намертво.
Как выглядит граница. Что с этой, что с той стороны. Что с той стороны, что с этой. Нет, вру. С той стороны чуток лучше. Потому что на той стороне прямо перед шлагбаумом есть заправка, до которой можно дойти пешком из очереди. А на заправке есть туалет. Но это уже история про обратную дорогу. Итак, как выглядит граница с польской стороны. Дорога упирается в шлагбаум. Дальше видно пространство, где стоят пограничные будки и еще какие строения. Но они там, за шлагбаумом. И пешеходного прохода туда нет. А по эту сторону шлагбаума только дорога и бескрайние поля по бокам. Ни огонька, ни киоска с кофе, ни туалета. Вообще ничего. Только колонна машин с включенными движками и фарами. Ибо зима, темно и холодно. И эта колонна не движется. Совсем. Час. Два. Три. Четыре. Народ начинает нервничать, обмениваться информацией, кто-то не выдерживает, разворачивается и уезжает на другой переход. Но говорят, что там еще хуже. В очереди машины сплошь с немецкими номерами, но люди в них сплошь наши, с матерком, с младенцами, с детьми, с кошками, с собаками. Доходят слухи, что это поляки, суки, ушли на пересменок. Нет, говорят другие, это на российской стороне зависли все компьютеры, поэтому они не могут пропускать, а потому и поляки не пускают, ибо некуда, ибо нейтральная территория не резиновая. А время идет. А писать хочется. И народ стройными рядами идет к выгороженной прямо перед шлагбаумом территории, на которой запаркованы грузовики. Хорошо, что зима и мороз. Хорошо, что все сразу замерзает. А какого будет полякам весной, когда все это растает? А и поделом им. Вот лично мне нисколечко их не жалко. Ну что трудно поставить биотуалет? Пусть даже платный. Они же не первый день работают на этом переходе. Они же знают ситуацию, которая повторяется регулярно два раза в год - на Рождество и в летние каникул.
А мы все стоим. Наш попутчик, у которого билет на самолет, улетающий в шесть утра следующего дня, начинает нервничать. Похоже, что он уже не успевает на свой самолет. Звонит в турагенство, где брал билет (и мы, кстати, тоже могли взять билет через турагенство; интересно, как они проводят оплату), ему предлагают разные варианты за бешеные деньги. В конце концов он решается пожертвовать временем ради денег, перебивает билет на сутки позже и бронирует тот же отель, в котором должны бы переночевать мы.
А мы все стоим. И вероятность ночевки в постели в забронированном отеле становится все более призрачной. А у нас с собой только бутылка воды (была) и пакетик с орешками (был).
А мы все стоим. Наш водитель, чувак с абсолютно литовским именем и фамилией, родившийся в Казахстане, прекрасно говорящий на русском, в том числе и матерном, не говорящий на литовском, чувак с двумя паспортами - литовским, то есть евросоюзным, и с российским, чувак, пятнадцать лет проживший в Москве и имеющий дачу в трех километрах от дачи наших друзей, куда мы, собственно, и направляемся...
Это было феерично. Пьем кофе в конторе в Берлине. Чувак спрашивает куда путь держим из Калининграда.
"В Москву", - говорим мы.
"А потом", - не отстает он.
"На дачу к друзьям", - не вдаваясь в подробности, ибо зачем они какому-то литовскому чуваку в Берлине.
"А где дача", - почему-то не отстает он.
Ну вот же ж, блин, пристал.
"За Волоколамском"
"А где за Волоколамском?".
Да что б тебя.
В результате выяснилось, что пока он был женат в Москве, у него была дача в деревне по соседству с дачным поселком наших друзей, куда мы в данный момент и направлялись. Так и хотелось ему сказать: дорогой, а давай ты нас прямо туда и отвезешь, зачем нам какой-то самолет-шмавлет.
Так вот он всю дорогу, пока мы ехали, рассказывал как классно жить в Калининградской области Российской федерации, как там все дешево, вкусно и сердито. Но как только мы мертво встали и воссоединение с женой, ждущей его в теплой постели калининградской квартиры...
все водители на перегоне Дрезден-Калининград, Калининград-Дрезден, с которыми нам посчастливилось пообщаться во время нашего новогоднего приключения, имеют два паспорта - евросоюзный и российский, и все так или иначе живут в Калининградской области. Оказалось, что это жутко популярная тема у немцев-переселенцев, кому не удалось устроиться в Западной Германии - иметь немецкий и российские паспорта, но реально жить в Калининградской области. Дешево, надежно и сердито.
А я, наступившая на горло собственной песне и мучительно борящаяся с приступами тошноты, вызванными брезгливостью по отношению к этой стране, слушаю и офигеваю, и тренирую мой внутренний дзен, чтобы не сказать, не заорать, не завизжать.
Таки да, возвращаясь с литовскому водителю, не говорящему по-литовски. Пока мы ехали все в России было зашибись как хорошо, но как только мы встали на границе, все русские сразу стали полными придурками.
Что еще сказать за границу? На польской стороне одни пацаны. Из машины выходить не заставляют, паспорта взяли, на фотографию посмотрели, спросили "пани Алена", "пан Андрей", в лицо посмотрели - фсе. Зря мы парились насчет наличных денег. Могли везти хоть миллион.
На российской стороне - одни бабы. Ну как бабы. Молодые девушки. В телогрейках и ушанках. Ни одного лица мужеского пола. Машину осматривают прибором как у зубного. Знаете такое зеркальце, которым зубной у вас во рту водит? Так вот у российских пограничниц такая же фигня, только раз в сто больше. Потому что они ею не во рту, а под машиной водят. И морду свою вместе с паспортом надо показать через полупрозрачное стекло в специальной будке. То есть, выйти из машины, постоять на морозе. И не в абы каком порядке. А "сначала водитель". Как-будто это имеет какое-то значение.
Но уже спасибо (или нет?), что пропустили с электронной визой.
В пять утра, ровно через 24 часа как мы вышли из подъезда нашего дома, мы ввалились в прикормленный отель в Калининграде. На удивление нас никто не чморил, охранник пошел и долго будил девочку с ресепшина, девочка с трудом проснулась (и я ее понимаю, молодая, а тут самый сладкий сон в пять утра, а тут какие мудаки приперлись), с трудом, но заселила нас.
Утром мы успели встать, позавтракать (слегка подзабытую проблему наличных против карточки я для просторы повествования опущу), вызвать такси и уехать в аэропорт.
Наверно, если бы приключения в виде неопределенной во времени задержки рейса нас настигли по пути туда, у нас бы не было времени и душевных сил реагировать на окружающую действительность. Но они настигли нас на обратном пути, о чем хронологически будет ниже. По пути туда все было штатно. Поэтому было время посмотреть повторяющуюся хронику блокадного Ленинграда. 25 декабря, в канун нового 2024 года, в аэропорту Калининграда на каждом третьем мониторе транслировали страшную хронику блокадного Ленинграда. Как-то после этого логотип родины-матери и надпись "за победу" на упаковке копченой корюшки даже уже не вызвал рвотных рефлексов. Ну почти.
Обратная дорога обещала быть приятной. В разумное время улететь из Москвы, в разумное время в середине дня прилететь в Калининград. Заселиться в отель. И наконец посмотреть хотя бы одним глазком на бывший Кенигсберг. Но по дороге обратно мы плотно засели в аэропорту. Потому что снегопады и самолеты, улетевшие утром на восточные просторы необъятной родины, там и застряли. А запасных самолетов нет. Все разобрали на запчасти. Как говорит наша невестка-стюардесса - авиационный каннибализм. Наш рейс откладывали по всем правилам, разработанным эффективными менеджерами. По чуть чуть. Сначала на двадцать минут, потом на полчаса, потом на час, потом еще на час, потом предложили съесть и выпить чего-нибудь тепленького по предъявлении посадочного талона. На фоне всего этого мне пишет диспетчер трансферной компании Калининград - Берлин и спрашивает не хотим ли мы уехать из Калининграда домой сразу по прилету.
"Конечно, с радостью," - отвечаю я, понимая, что с одной стороны, идея взглянуть наконец на Калининград хотя бы одним глазком накрывается медненьким тазиком, а с другой стороны, что в гробу я видала этот Калининград, как бы не был он хорош, по дороге домой, - "тут только такое дело, наш самолет задерживается на неопределенное время".
"Это пустяки," - я прямо вижу, как диспетчер всплескивает руками, - "водитель вас дождется, просто держите нас в курсе".
Я честно держала диспетчера в курсе каждого очередного откладывания рейса, а диспетчер жизнерадостно подтверждала, что водитель нас ждет.
Вместо обещанных двух часов дня мы прилетели в Калининград (наверно, стоит быть благодарным, что нам не пришлось ночевать в аэропорту в Москве) в девять часов вечера. И водитель нас дождался. Стало понятно, что мы таки выезжаем в ночь и дорога предстоит исключительно забавная. Хорошо, что у нас с собой было. Наслушавшись про одну бутылку воды и один пакетик орешков, друзья всучили нам целую сумку провизии.
Границу мы прошли в два раза быстрее, всего за каких-то там шесть часов. Было холодно, минус десять. А я в цивильных брюках. Я же на самолете собиралась лететь, а потом в гостинице ночевать. В какой-то момент стояния\ожидания я не выдержала и напялила сверху своих цивильных брюк теплые домашние мужнины штаны, купленные специально для зимней дачи. Спать все равно было холодно и неудобно. Но хотя бы выходить из машины до ближайшей заправки с туалетом...
На ближайшей к границе польской заправке оказалось, что водителя у нас забирают и дают другого. Другой водитель оказался молодым и совершенно не подготовленным к ночному перегону. Три раза за всю дорогу он останавливался и говорил: все, больше не могу, надо поспать. С одной стороны, это хорошо, что он ответственно подошел к безопасности. С другой стороны, я не очень понимаю, почему мы должны были оплачивать его сон. Мы заплатили за то, чтобы нас доставили из пункта А в пункт Б. Да, сроки доставки в договоре не были озвучены. Но тут как бы должен работать здравый смысл. Он спит, откинувшись на своем водительском кресле, а мы на заднем сидении ни откинуться, ни вытянуться не можем. Просто тупо ждем, пока он выспится. Напоминаю, что мы тоже как бы не спали и тоже как бы устали. И, помимо всего этого, мы платим деньги и не такие уж и маленькие.
Но вишенкой на торте, из-за которой мы не дали ему на чай и я не написала отзыв в Телеграмм-канале компании, было то, что он всю дорогу пялился в телефон. Да, я была уставшая и оттого злая, да, наверно, в другой ситуации я бы была более снисходительна ко всей компании в целом. Но сорян, ребята. Я вас, конечно, порекомендую, но с комментариями. Чтобы люди знали, на что идут.
Понимаю, что возникает резонный вопрос: а на фига вот все это было.
Отвечаю.
Во-первых, надо было закрыть гештальт. Мы давно собирались и обещали встретить Новый год на даче. Но все время что-то мешало.
Во-вторых, было чувство, что надо друзей поддержать. Помочь им сохранить видимость того, что все нормально. Хотя все понимают, что все ненормально. Но им в этой ненормальности надо как-то жить. И если иллюзия им поможет выжить, почему бы ее, иллюзию, не поддержать.
В-третьих, закрыть гештальт уже для себя. Прошлый год был у нас с мужем годом тотального альтруизма в ущерб собственным интересам и желаниям. Мы решили, что наступивший год мы посвятим себе, любимым. Но для того, чтобы сделать это с легким сердцем, надо было закрыть гештальт.
Как было в Москве я не знаю. Одним из моих условий этой поездки было то, что я в Москву ни ногой. Из аэропорта к ним домой, из дома - на дачу, с дачи - домой, из дома - в аэропорт. Мне было брезгливо даже представить, что я сажусь в метро, еду в центр, на Красную площадь или в театр. Я даже к маме на кладбище не съездила. Не смогла себя пересилить.
И да. Я хочу, чтобы он сдох. Я очень надеюсь, что в аду для него приготовлен специальный VIP котел.