Утащено из мордокниги у друга
https://www.facebook.com/natalia.myasoedova.9 Провинциальная Италия и в этот раз нашла чем удивить). Аквилея - точка на карте Адриатического побережья. Не знаю город или деревня это сейчас. Но кроме этой базилики и обшарпанного снаружи археологического музея там ничего привлекательного, казалось бы, нет. Кругом раскопки, камни, остатки древних сооружений и тишина... Адриатика в этих местах не похожа на море. Лагуна...вода стоит и никуда не движется, нет привычного морского прибоя и шума волн... Базилика снаружи тоже не представляет из себя ничего ошеломительного - готический собор даже без мраморных завитушек. Но! Переступаешь ее порог ... и начинаются чудеса.
Внезапно замечаешь, что стоишь на полу...а он стеклянный - под ногами фрески красоты невиданной. Ой. Впоследствии оказалось, что они четвертого века и так хорошо сохранились только из-за того, что снова увидели свет в начале века прошлого (археологи постарались).
Забегая вперед, сообщу, что именно жители этого города после его разорения основали Венецию.
Плывем дальше... алтарь, статуи.. привычные католические свечки в красных стаканчиках, крипты, колонны, нескончаемые фрески и приятная прохлада после почти 40-градусной августовской жары. Я как всегда осмотрела все "углы" и лики святых и вдруг замерла и обернулась назад.....А там, в самом, как мне показалось неосвещенном углу стоит мраморное изваяние Христа. Я не отношусь к скульптурным изображениям с особым фанатизмом, все эти античные лица с мраморными кудряшками без рук и ног, если честно, как-то "не мое". Но тут меня переклинило. Бюст как бы светился изнутри и мрамора такого цвета я не видела раньше... Просто стопроцентное сходство с цветом кожи усопшего человека...настолько страшно стало в первую секунду, что сдвинуться с места не могу... А он там в углу в темноте и как-будто только что облили его водой и направили свет из-под потолка на его страдальчески опущенные плечи и истерзанную порезами грудь. Делаю шаг назад и две фотографии на айфон без вспышки. Вижу в дверях итальянку, которая в начале посещения базилики сделала жест, чтобы я одела что-нибудь на плечи (церковь, конечно, действующая). По жесту понимаю, что мы последние посетители и собор закрывается. У выхода успела схватить брошюру на немецком языке. Читаю: "Христос защищающий окопы". Начало прошлого века, первая мировая война.
Вот так перемешалось все в городе Аквилея: процветание с разорением, фрески четвертого века с окопами первой мировой.
Приехала домой) и нашла таки!!! в интернете, на ИТАЛЬЯНСКОМ!! языке...разгадку)))
Автор бюста "Христос в окопах" итальянский скульптор Edmondo Furlan. Насколько я поняла, это самая известная его работа. Так вот. Оказалось, что он был солдатом и воевал первую мировую. В одной из атак (противником были австрийцы) их отряд был полностью уничтожен. Он чудом выжил один из всех, был ранен и не мог самостоятельно выбраться с поля битвы. Таким образом, пока его нашли и спасли он много дней жил среди трупов своих товарищей (ужас! Когда читала это...мурашки опять по коже бегали...прямо как в базилике).
После своего чудесного спасения, лечения и реабилитации он тут же и приступил к созданию вышеупомянутой мраморной скульптуры... Был ли он до этого скульптором, история умалчивает.
Вот такая история.
""Христос траншеи" - портрет всей боли и страдания, созданный солдатом, который жил среди мертвых" - дословный перевод последней строки.