Не перестаю радоваться на немецкую школу. Да, конечно, все школы разные. Даже немецкие. Да, конечно, очень много зависит от учителя. Да, конечно, кроме гимназий есть еще просто средние школы и средние школы - кузница пролетарских кадров. О системе немецкого образования можно спорить долго и безрезультатно. Мои дети учились и учатся в разных гимназиях. В разных потому, что пока младшенький дорастал до гимназического возраста, гимназию, в которой учился старший, закрыли и расформировали. Послевоенная дыра она и в Германии послевоенная дыра, даже через поколение. Это сейчас детские сады и гимназии растут в Дрездене как грибы после дождя. А десять лет назад учеников было мало-мало.
Так вот, принципиально качество и количество даваемых знаний с моей точки зрения не отличается в разных гимназиях. Взять к примеру иностранный язык, который английский в первую очередь. Старший без всяких репетиторов и дополнительных занятий вполне себе читает, пишет и трещит на английском. Да, согласна, старший у нас вундеркинд, без ложной скромности. Его бы мозги да в какое-нибудь более организованное, мотивированное тело - цены бы ему не было. Младший же - эдакий твердый хорошист. Мозги как бы есть (наследственность сложно совсем испоганить), но пользоваться ими лень. Так вот младшенький, будучи еще только в 10 классе, тоже вполне себе пишет, читает и трещит на английском. Я просто угораю в завистливых спазмах. Мне бы так в их возрасте. Сегодня в скайпе беседовал с директором летней школы в Чикаго. Не только про жизнь и биографию, но и выполнял какие-то задания (вот, я уже забыла, как этто бутет по-английски), типа "объяснить родителям, что их ребенок плохо вел себя на уроках".
Ну а если сравнивать нашу советскую школу (с другой я сравнивать не могу, потому как не в теме) и немецкую, то сравнение тоже не в пользу нашей. По некоторым предметам, по крайней мере. Возьмем к примеру, последнюю контрольную по астрономии. Вот что мы помним об астрономии из школы? У нас ведь была астрономия. Я даже помню, как выглядел учебник. Такая тоненька книжечка в черной со звездами обложке. У следующего поколения, как оказалось, уже даже такого предмета, как астрономия, в школьной программе не было. В барнаульской школе. Так что мы помним? Солнечная система, планеты, галактики... Что проходят дети в немецкой школе? Диск Небры, например. Не знаете, что это? Я вот тоже не знала. Подробно тут -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA_%D0%B8%D0%B7_%D0%9D%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8B. А если коротко, то это древнейшее переносное устройство для измерения угла между точками восхода и заката во время солнцестояния. И найдено оно не где-нибудь, а в соседней с нами земле Заксен-Анхальт. И еще им рассказывают о том, как Эратосфен вычислил окружность земли. Кто-нибудь, вот так с ходу ответит на этот вопрос? А на дополнительный, про то, что два населенных пункта, которые он использовал, находились не на одной широте, а на разных, с разницей в 3 градуса и как это повлияет на точность измерения? Вот. И я от том же.
Сегодня ребенок порадовал контрольной по биологии на тему "Синтез белка". Я, конечно, понимаю, что, когда мы учились в школе, Спирин только еще работал над рибосомами. Но про нуклеотиды и двойную спираль-то уже было известно! И что? Самым прогрессивным из того, что нам рассказывали на уроках биологии, были законы наследования Менделя. Так Мендель когда издевался над своим горохом! И мы потом удивляемся невежеству, царящему в интернете. Все эти антипрививочники, генетическая память о прошлых сожителях. Эх. Пораспрашивала ребенка про синтез белка, зауважала немецких педагогов еще больше. Ими дается именно та информация и именно в таком количестве, которое ребенок способен усвоить. Хотя, конечно, ради чистоты эксперимента нужно отметить, что эта информация вливалась в уши нашему чаду не только учителями. Тем не менее, ребенок умудрился забыть (на время), что такое нуклеотид (позор на наши седые головы).
Ну вот как-то так.