рисунок, как постижение и воспитание себя
мягко и доброжелательно сказанные слова,
взгляд, излучающий тепло сердца,
а мысли и чувства, что ещё не обрели форму слов,
отражаются на лице,
рассказывают о себе движениями -
взяв в руки карандаш, краски, мел, уголь, передайте это настроение линиями, формой, цветом, продолжив движение вашей души
как вы видите окружающий мир, как чувствуете себя, как вам в этом мире, как с другими?
получится серия рисунков:
- доброжелательность слов
- мягкость слов
- тепло сердца
- чувствую - выражаю
- собственная тема: наиболее ценный дар самому себе, прочувствованное только вами
оценки исчезают, критика уходит, прошлое - опыт, вы - в настоящем, и открываются новые возможности:
не сравнивайте рисунки, направьте своё внимание и энергию на то, чтобы исследовать, насколько точно вам удаётся передать желаемое вовне - это то, что поможет увидеть и понять сложности в отношениях с другими людьми, улучшить свои коммуникативные способности,
рисование поможет вам установить и осмыслить связь с окружающим миром, изментить то, что не нравится, умиротвориться (обрести мир внутри себя), развить навыки видения и внимательности
"На сенсорном уровне восприятие достигает того, что в царстве разума известно под названием «понимание». Каждый взгляд человека - это предвосхищение изумительной способности художника создавать модели, которые объясняют жизненный опыт средствами организованной формы. Человеческий взгляд - это внезапное проникновение в сущность."
Рудольф Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. ***
ДОБРОЖЕЛА́ТЕЛЬНЫЙ -
желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный;
доброжелательность даёт радость от общения,
даёт возможность проявить лучшие черты своего характера,
это умение выказывать доброе отношение в повседневном общении
вот, что говорит Т.Грандин* <прочитайте о ней ниже, по сноске> о человеческих взаимоотношениях:
"Размышляя об абстрактных понятиях <она аутист>, например, о человеческих отношениях, я использую визуальные подобия вроде стеклянной двери, к которой нельзя применять силу, иначе она разобьется."
"Решение любой проблемы, с которой я когда-либо справлялась, начиналось с моей способности создавать зрительные образы и видеть мир в картинках"
***
рисуя, экспериментируйте:
- с нажимом
- толщиной линий
- направлениями движения
- скоростью
- точкой внимания
- рисованием различными цветами, взяв в руки карандаш, мел, краски, уголь... - чувствуете разницу, рисуя одно и тоже, одним и тем же цветом, но разными материалами, рисуя одно и тоже, одним и тем же материалом, но разными цветами
- располагая рисунок в различных местах пространства листа
- всякий рисунок символичен - настоящее, прошлое, будущее - начните рисовать в разных местах пространства листа
- меняйте руку
Созерцайте самые удачные рисунки в течение нескольких дней, недель,
держите их в визуальной доступности -
это активизирует ресурсы, подарит вам улыбку, пробудит в вас Внутреннего Мудреца.
***
* Темпл Грэндин (англ. Temple Grandin; род. 29 августа 1947, Бостон) -
эксперт по поведению животных, профессор животноводства в Университете штата Колорадо, автор нескольких популярных книг. Темпл Грэндин страдает аутизмом. Ей посвящена глава в книге Оливера Сакса «Антрополог на Марсе», в которой описываются особенности её мышления и уникальные способности. Она участвовала в ряде телепередач и снималась в документальных фильмах. В 2010 году режиссёром Миком Джексоном был снят биографический фильм «Темпл Грэндин» с Клэр Дэйнс в главной роли.
Она является философским лидером защитников животных и сторонников пропагандистской свободы аутистов.
"Тэмпл Грандин" ("Темпл Грэндин"). Биографический фильм о жизни Тэмпл Грандин, женщины с аутизмом, которая стала одной из ведущих ученых в области сельскохозяйственной промышленности. Героиня фильма социализируется и находит свое место в жизни. Она спроектировала более половины всех скотобоен в США, и целью ее было наиболее гуманное отношение к животным.
***
формат серии "Рисование форм..." - это заметки, наблюдения, "выжимки" из изучаемой по теме литературы, подобранные интересности, а также зарисовки, сделанные на групповых и индивидуальных встречах, где мы с удовольствием и пользой рисуем формы с терапевтическими целями, самостоятельные пробы и изыскания
цель рисования форм - это и видение пространства, взаимодействие с ним, наблюдение, контроль собственных движений, задача - выработать навык видеть цель, держать её во внимании, способность намечать промежуточные этапы своего пути, отмерять силу, скорость, направление, а поскольку мы рисуем без приборов, то, образно говоря, становимся сами себе циркулем, линейкой, лекалом
фантазии о красивости, правильности собственных рисунков иногда разбиваются о действительность - нарисовав тот или иной узор, ту или иную форму, видишь, что не всё так красиво и гармонично, как думалось (и казалось) - центр "убежал", симметрия испарилась, да и форма "вроде та, но не та";
тренировка, тренировка, и ещё тысячу раз тренировка?
да, учимся находить баланс между движением и формой, контролем и произвольностью, внутренним и внешним, равновесием и неустойчивостью, сосредоточенностью и рассеяностью, отвечаем <сами себе> на вопрос: кто формирует их?
как отражается наше физическое состояние, наше настроение , то, о чём мы думаем в рисунке? что же отобразилось, какое состояние "выскочило" наружу, с каким посланием?
форма, как пришедшее в покой движение - красиво двигались, направляли, отмеряли, планировали - красивая форма - поднимите глаза от рисунка - и мир увидите другим взглядом, и внутри мир ощутите
замечание: как бы и с чего бы вы не начинали упражняться в рисовании форм, какими бы они сложными не были - ни рисование "в уме", ни жестовый рисунок, ни копирование, ни обводилки не являются настоящим проживанием и прорисовыванием формы - это лишь пути, и зачастую необходимые
enjoy!