Что сказать, времена были суровые. Во Франции в том же XIII столетии людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией жгли на костре, а их имущество конфисковывали. В итальянских городах создавались светские «дружины», занимавшихся выслеживанием содомитов. Активно поощрялось стукачество: доносчики получали хорошее вознаграждение. Ну а попадавшихся ожидала кара. Например, в Сиене делали так: если обвиняемый не имел возможности заплатить штраф в 300 лир, его подвешивали за гениталии. Более того, наказанию порой подвергались даже люди, просто «оказавшиеся рядом». В Пизе жителей, укрывавших геев, штрафовали на сотню лир. А в Болонье тех, кто жил в доме, где практиковался нетрадиционный секс, могли сжечь вместе с этим домом.
Говорят, что во Флоренции в XIV-XV веках гомосексуализм был настолько распространенным явлением, что немцы называли геев Florenzer. При этом законы там были весьма суровые: взрослых гомосексуалистов кастрировали, а несовершеннолетних мальчиков избивали, тащили нагишом через весь город и штрафовали на 50 лир.
Вообще церковь и государство в средневековье очень внимательно следили за соблюдением догм. В религии, политике, творчестве, сексе и так далее отступление от правил строго воспрещалось. Считалось, что свободомыслие представляет серьезную угрозу порядку.
А вот в Англии к этому относились проще. Утверждают, что еще король Вильгельм II Рыжий (время правления 1087-1100) был гомосексуалистом и атеистом, а при дворе у него творилось такое, что мама не горюй.
Поэтому его приемник Генрих I (время правления 1100 -1135) по настоянию архиепископа Кентерберийского Ансельма, который говорил, что еще немного и страна будет вполне сравнима с Содомом, вознамерился принять меры. Был разработан проект указа, согласно которому «те, кто практикует постыдный грех содомии и особенно те, кто по собственной воле получает от этого удовольствие, должны быть преданы анафеме до тех пор, пока через исповедь и раскаяние они не докажут, что достойны прощения»1.
Однако странное дело, указ так и не вступил в силу. Ансельм невзирая на внешний пыл относился к гомосексуалистам как будто с пониманием. В письме своему архидиакону он как-то написал: «Нужно помнить, что этот грех очень распространен и никого не смущает, поэтому многие поддаются слабости, не осознавая всей его тяжести»1. В связи с этим он призвал власти проводить среди населения разъяснительную работу.
Кстати, папа римский Лев IX (1049-1054) в свое время по какой-то причине запретил применять суровые меры в отношении служителей культа, замеченных в гомосексуальных контактах (очевидно, последующие папы это распоряжение не отменили). Да и сам архиепископ Кентерберийский, говорят, писал пламенные письма своим «друзьям». Так что тайн остается много.
Следующая попытка затянуть гайки была сделана в 1376 году. Парламент потребовал, чтобы король Эдуард III (1327-1377) изгнал заморских торговцев и ремесленников, особенно евреев и сарацин, ибо те предаются «ужасным порокам, которым и названия нет». Успеха эта инициатива не имела.
Но в 1533 году закон против гомосексуализма все же приняли. «Акт о содомии» (Buggery Act) предусматривал смертную казнь через повешение за анальный секс и зоофилию (за однополые бесконтактные отношения, то есть без проникновения, назначалось более гуманное наказание). Однако тут следует немного задержаться, потому что имеются нюансы. Дело в том, что до упомянутой даты король Генрих VIII в течение нескольких лет пытался развестись со своею супругой Екатериной Арагонской, дочерью Фердинада и Изабеллы (короля Арагона и королевы Кастилии).
Но настало время поговорить о громких случаях. Первый резонансный процесс имел место в 1772 году. В июле месяце за совокупление с 13-летним Френсисом Генри Хеем суд приговорил к смерти капитана Роберта Джонса. Это был довольно известный в светских кругах молодой человек (бывший офицер), любивший шумные празднества, фейерверки и катание на коньках. Однако в октябре его помиловали и выдворили за границу. Причин для прощения имелось несколько. Во-первых, было доказано, что сношения происходили по обоюдному согласию. Во-вторых, будь парень на год постарше, его самого бы привлекли к ответственности.
И, наконец, в-третьих, никакими доказательствами, кроме заявлений Хея, суд не располагал. Отмечалось, что, Френсис мог лукавить или действовать по чьему-нибудь наущению, утверждая, что половой действительно состоялся. Что касается удовлетворения руками, тот тут сомнений у судей почему-то не возникало, однако в этом случае речь бы шла о «попытке совершить акт содомии», что не каралось смертью.
После 1861 года законодатели призадумались об эффективности системы. Ведь для того чтобы упечь кого-то в тюрьму за однополые контакты, требовалось неопровержимо доказать, что анальный секс действительно был. Очевидно с этим возникали серьезные затруднения. Поэтому в 1885 году была принята «Поправка Лабушера», в которой появилась многозначительная формулировка «грубая непристойность» (gross indecency). То есть если проникновение доказать нельзя, то предъявлялось обвинение в оскорблении морали и подсудимого сажали на два года. По мнению Генри Лабушера, предложившего поправку, эта мера позволила бы более продуктивно бороться с любыми проявлениями однополых контактов.
Но кто мог подумать, что через 10 лет… Наверно, немного найдется людей, которым незнакомо имя Оскара Уайльда. Писатель, поэт, драматург, эстет, эксцентрик, философ, острослов, интеллектуал, знаменитость. Список эпитетов можно продолжать бесконечно. И вряд ли я преувеличу, если скажу, что в конце 1880-начале 90-х он был самым популярным человеком в Лондоне. Ему подражали и завидовали. Его обожали и ненавидели. Его с радостью встречали во всех модных салонах. Его критиковали, с нетерпением ожидая, что он скажет в ответ. Но, как говориться, от восхищения до презрения путь недолог.
У Уайльда были отношения с разными людьми, в том числе с сыном маркиза Куинсберри Альфредом Дугласом, который постоянно ругался со своим отцом. Последний был уверен, что всему виной этот проклятый денди, который учит его чадо дурному. И вечером 28 февраля 1895 года, когда всеобщий любимец пришел в клуб, швейцар вручил ему конверт, в котором была записка от маркиза: «Оскару Уайльду - позеру и содомиту». «Позер и содомит» подал на него в суд за клевету, но в итоге проиграл дело, был обвинен в грубой непристойности и приговорен к двум годам каторжных работ.
Ну и, наконец, последнее дело. 31 марта 1952 по обвинению в гомосексуализме был арестован Алан Тьюринг. Про него пишут следующее: «Современным математикам, программистам и компьютерным инженерам имя Алана Тьюринга хорошо знакомо еще со студенческой скамьи: всем им приходилось изучать «машину Тьюринга» - основу основ теории алгоритмов. Без «машины Тьюринга» не обходится ни один серьезный учебник по математической логике и теории вычислимости».
Это был великий математик, логик и криптограф. Его можно смело назвать отцом информатики и первым хакером. Он внес колоссальный вклад в развитие науки, а во время второй мировой войны оказал неоценимые услуги своей стране, взламывая сложнейшие шифры немцев. Но Фемида, как известно, слепа. И гений остался один на один с правосудием. Ему был предложен выбор: отправиться в тюрьму или пройти гормональную терапию. Он выбрал лечение, которое через год привело к импотенции и гинекомастии. В итоге ученый принял цианистый калий и 8 июня 1954 умер.
Полвека спустя, в 2009 году, британский премьер Гордон Браун принес публичные извинения за травлю, которой подвергли Тьюринга. А в 2013-м королева Елизавета II посмертно помиловала его. Звучит, конечно, абсурдно, но такова жизнь.
Преследование гомосексуалистов в Англии и Уэльсе прекратились в 1967 году, когда парламент страны принял «Акт о половых преступлениях», декриминализировав однополые сексуальные контакты между мужчинами старше 21 года. В Шотландии аналогичный Акт утвердили через 13 лет.
источник
http://enjoy-england.livejournal.com/8677.html