Тем не менее, когда мы хорошенько поймем суть Торы и заповедей, данных нам, и чего желательно [добиться], выполняя их, [поймем] так, как указали нам наши мудрецы, да будет память о них благословенна, что это цель всего великого творения, уготованного нашим очам, - тогда мы поймем все.
hЭарот вэБэюрим
40) То есть, когда поймем, каков центральный пункт изучения Торы и выполнения заповедей, что мы должны желать обрести, благодаря соблюдению Торы и заповедей. Тогда мы все поймем, ибо Тора и заповеди представляют собой цель, ради которой сотворил Творец, да будет Он восславлен, все это великое творение.
[Продолжение текста Бааль Сулама]
Ибо совершенно очевидно, что ты не знаешь никого, кто бы делал что-нибудь бесцельно, и не знаешь ты никакого исключения из этого правила, не считая умственно отсталых, которые есть в роде человеческом, или младенцев; а раз так, то не может быть совершенно никакого сомнения в том, что Творец, да будет Он восславлен, величию Которого нет предела, не должен, не дай Б-г, совершить ничего малого или великого без цели.
hЭарот вэБэюрим
41) Ты не знаешь никого, кто бы делал что-нибудь бесцельно, и не знаешь ты никакого исключения из этого правила, не считая умственно отсталых, которые есть в роде человеческом, или младенцев. Невменяемые люди упоминаются потому, что они совершают поступки, не имеющие определенной цели. Также и младенцы могут совершать бесцельные поступки, но только по причине некоторых импульсов и ощущений.
Вопрос. Разве мы все не совершаем иногда поступки, вызванные некоторыми импульсами и ощущениями, когда нашей целью является только прекращение этих ощущений, и почему рабейну Бааль Сулам презрительно высказывается об этих импульсах и ощущениях? Ответ: потому что все эти импульсы и ощущения проистекают из желания получать.
Вопрос. С одной стороны, мы видим, что Тора передает человеку систему и жесткие рамки холодных предписаний, которые совершенно не связаны ни с какими ощущениями, но лишь принуждают человека. С другой стороны, «Милосердный хочет сердца [человека]» [книга
Зоар на недельное чтение Ки Тэйцей, фрагмент «Творящий милосердие вместе со своим Создателем», п. 108], то есть Тора желает ощущений!? На это нужно сказать: здесь нет противоречия, так как Тора хочет с одной стороны, чтобы человек наложил запрет на ощущения присущие желанию получать, а с другой стороны, чтобы человек раскрывал у себя постепенно с помощью 613 заповедей Б-жественную систему импульсов и ощущений альтруистического желания. Следовательно Тора хочет, чтобы человек обрел ощущения, но не ощущения, проистекающие из нечистого материала желания получать, а ощущения, проистекающие из Возвышенного материала альтруистического желания.
[Продолжение текста Бааль Сулама]
И указали нам наши мудрецы, да будет память о них благословенна, что мир создан исключительно ради соблюдения Торы и заповедей. Комментарий к этому, соответствующий разъяснениям, которые дали нам Ришоним, да будет память о них благословенна, гласит, что намерение Творца, да будет Он восславлен, относительно творения, с самого его создания заключается в том, чтобы возвестить другому о Его Б-жественности.
hЭарот вэБэюрим
42) Отсюда вытекает, что пока человеку неизвестно, что такое Б-жественность Его, да будет Он восславлен, это значит, что он еще не достиг своей цели. Ибо каждый человек должен достичь состояния, в котором Б-жественность облекает его и он [неразрывно] связан с Творцом и ведет с Ним диалог лицом к Лицу, то есть прямой [диалог].
Когда мы сидим с друзьями, у нас не возникает сомнений в том, что они связаны с нами, благодаря нашим пяти органам чувств и разуму; все они свидетельствуют и говорят [нам], что друзья находятся вместе с нами. Но что касается Творца, то дело обстоит иначе, поскольку Творец скрыт, Ему не присуща телесная форма и телесные понятия к Нему неприменимы, и даже с точки зрения ощущений Он скрыт. И все это делается намеренно, ради пользы творений, чтобы был у них выбор поверить в существование Его, да будет Он восславлен. Однако цель Творца, как уже говорилось, заключается в том, чтобы не осталось этого сокрытия, но чтобы творения познали Его и ощутили Его.
Следовательно Его целью было возвестить другому о Его Б-жественности, то есть чтобы творения ощутили реальность Б-жественности точно таким же образом, как они ощущают всю окружающую их материальную реальность, и чтобы у них не было никакого сомнения по поводу этой реальности. Чтобы ощущали Десницу Г-сподню в каждом без исключения случае, как в частной жизни, так и в жизни всей общины Израиля. Чтобы в помыслах и ощущениях прилеплялись к Творцу во все дни своей жизни. И чтобы достигли состояния «Пред Б-гом ходил Ноах» [Бэрэйшит 6, 9], то есть чтобы [человек] ходил в единении с Б-гом, делая любое дело и в каждую минуту своей жизни, чтобы стал вести [с Ним] диалог и беседу и чтобы на самом деле установил связь с Творцом подобно тому, как люди находятся в контакте друг с другом.
Г-сподь, да будет Он восславлен, пожелал возвестить о Своей Б-жественности Своим творениям и исключительно для этой цели создал все сотворенное вместе взятое. И все сотворенное должно достичь этой ступени, каждый человек в соответствии со своим уровнем; именно так описывается то, что произойдет в будущем: «ибо все они познают Меня от мала до велика» [Йирмеяhу 31, 33], и вся земля наполнится знанием Г-спода. Естественно, это произойдет на множестве уровней, у каждого человека в зависимости от его сосудов, ступени, на которой он находится, и от его подготовки.
А в одном месте он говорит, что желанием Его, да будет Он восславлен, было облагодетельствовать Его создание [всем] этим сотворенным с самого начала его творения, в то время, как здесь он говорит, что Его желание заключается в том, чтобы возвестить другому о Его Б-жественности. Следовательно облагодетельствование, о котором им было сказано, заключается в том, чтобы возвестить другому о Его Б-жественности.
Необходимо дополнительное объяснение, чтобы прояснить для нас две характеристики цели: 1) «Мир создан исключительно ради соблюдения Торы и заповедей». 2) «намерение Творца, да будет Он восславлен, относительно творения с самого его создания заключается в том, чтобы возвестить другому о Его Б-жественности». Надо сказать, что эти две вещи связаны друг с другом как две различные ступени: 1) Невозможно достичь готовности к пониманию Его Б-жественности иначе, чем с помощью Торы и заповедей. Следовательно Тора и заповеди являются важнейшими факторами жизненного пути, воистину приводящими к изменению природы человека от состояния, в котором над ним властвует желание получать, до состояния, в котором над ним властвует альтруистическое желание. И тогда человек становится готовым к пониманию Его Б-жественности. А до этого он не готов, потому что Творец, да будет Он восславлен, действует, исходя из альтруистических мотивов, и Его Б-жественность не раскрывается тому, кто не действует, исходя из альтруистических мотивов. 2) Сущность раскрытия Б-жественности творениям проистекает также из Отиёт hаТора (из букв Торы), и это происходит после того, как он подготовится, о чем уже говорилось. Следовательно Тора используется человеком на двух ступенях: 1) 613 советов, как выйти из-под власти желания получать и прийти под власть альтруистического желания; 2) 613 указаний, то есть каждая заповедь ответственна за особый Свет Б-жественности, раскрывающийся человеку по мере его очищения. Следовательно эти две характеристики цели составляют единое целое.
[Продолжение текста Бааль Сулама]
И постигается Его Б-жественность творением соразмерно потоку Его услад, который все сильнее [воздействует] на [творение], пока не достигает желаемой меры; и поэтому приниженные возвеличиваются в истинном прозрении, чтобы стать колесницей, [устремленной] к Нему, да будет Он восславлен, и чтобы прилепиться к Нему, пока не достигают полного совершенства: “Глаз не видел Б-га кроме Тебя” [Ешаяhу, 64, 3].
hЭарот вэБэюрим
43) И постигается Его Б-жественность творением соразмерно потоку Его услад, который все сильнее [воздействует] на [творение], пока не достигает желаемой меры. Комментарий. Возвещение Его Б-жественности раскрывается человеку постепенно, сперва в малой, начальной форме, но уже «соразмерно потоку Его услад», ибо даже самая малая ступень возвещения Его Б-жественности несет в себе большее удовольствие, чем все удовольствия Этого Мира. А затем этот поток услад продолжает увеличиваться в зависимости от работы человека.
И нужно знать, что когда происходит возвещение творению Его Б-жественности, ему раскрывается безграничное удовольствие, являющееся абсолютно духовным наслаждением, и именно это удовольствие имел в виду Творец, творя Творение, чтобы облагодетельствовать Свои создания. Все остальные удовольствия, не проистекающие из раскрытия Его Б-жественности и называющиеся, согласно нашим мудрецам, да будет память о них благословенна, [удовлетворением] вожделения, приобретением собственности и почестями, в которых также есть что-то, являющееся удовольствием, в Святой [книге] Зоар определяются термином Нэhиру Дакик (маленькая искорка) - тончайший и мельчайший лучик Света, который был с самого начала намеренно отделен от системы Святости ради поддержания системы нечистоты и Клипот (нечистых сил), то есть для поддержания человечества, даже когда оно не идет дорогой веры и доброты. И [делается] это потому, что все дело служения Г-споду занимает многие годы, и невозможно, чтобы все это время человеку не было никакой жизни; поэтому установлено, что у него будет жизнь, то есть удовольствие от других вещей, не имеющих духовной природы
О таком механизме говорят, что человек должен жить, используя удовольствие как топливо. Если человек не испытывает удовольствия и не видит удовольствия в будущем, он не может продолжать жить. И поэтому в это время он получает наслаждения материального мира: от приобретения собственности, удовлетворения вожделений и почестей. Интеллектуальное наслаждение стоит несколько выше, но это не есть Б-жественное Откровение. И человек должен быть достаточно мудрым и серьезным, чтобы не сбиться с пути в погоне за удовольствиями, данными человечеству для удовлетворения минимальных потребностей своего выживания, ибо человек может легко похоронить себя среди этих удовольствий, и тогда угаснет надежда, что он сможет хоть когда-нибудь увидеть истинный Свет.
Резюме
Раскрытие Его Б-жественности
Когда Творец, да будет Он восславлен, творил Творение, Его намерением было, чтобы создания, то есть другие особи, установили связь и соединились с Б-жественностью. Чтобы постигли они, каждый в меру своего постижения, Творца, да будет Он восславлен.
Когда творение ощущает реальность Святого [Творца], да будет Он восславлен, Его Провидение и как Он осуществляет это Провидение, тогда это творение на деле в совершенстве постигает Его Самого. И тогда творение ощущает бескрайнее наслаждение, счастье и радость. Ведь, на самом деле, это самое большое, чего творение может достичь. И это самый удивительный опыт, который творение только может приобрести - соединение с Творцом и постижение Творца.
Раскрытие в соответствии с уровнем развития
Представим себе группу учеников, [обучающихся] у великого рава. Каков уровень развития учеников, таков уровень их восприятия и постижения величия этого рава, его качеств и его характера. Когда ученик начинает учиться у рава, его восприятие качеств рава и его величия весьма ограничено, ибо это его восприятие может соответствовать его развитию и не более того. На первой ступени ему кажется, что он уже понимает рава, а затем, когда он немного больше продвигается и исправляется, он видит, что в сущности не понимает рава, а ведь теперь он его лучше понимает - его качества и те глубины и высоты мудрости, которых рав может достичь благодаря им. Чем выше уровень развития ученика, тем он больше и больше способен воспринимать и постигать величие рава. Каждый раз ему кажется, что он уже понимает рава, но когда он достигает следующей, более высокой ступени, он убеждается, что еще не понимает рава. И то же самое происходит между людьми и Тем, Кто вбирает в Себя весь мир.
44) Колесница
Когда происходит раскрытие Б-жественности Святого [Творца], да будет Он восславлен, этот [процесс делится] на огромное множество ступеней, зависящих от состояния человека, пока он не подготовится и не исправится. «И поэтому (благодаря раскрытию Г-спода, да будет Он восславлен, в душе человека) приниженные возвеличиваются […],чтобы стать колесницей, [устремленной] к Нему, да будет Он восславлен».
Что означает колесница? Понятие колесница многократно появляется в хасидских книгах и мой рав, да будет память о нем благословенна, [т.е. рабби Барух Ашлаг] объяснял это так: в матеральном мире колесница - это предназначенное для езды вместилище, в котором сидит человек, и это вместилище перемещает его с места на место. Наши мудрецы, да будет память о них благословенна, говорили: «Праотцы - это колесница» [Бэрэйшит Рабба 47, 6; 62, 6] - каждый из них был носителем определенного качества, и являл собой колесницу, [устремляющуюся и утремляющую других к обретению] этого качества. Авраам был колесницей, [устремленной] к доброте, то есть, куда бы он ни шел, он приносил это качество, и каждый [человек] в мире мог научиться у него, как воспитывать в себе доброту. Йицхак был колесницей, [устремленной] к могуществу, он нес с собой это качество, куда бы ни шел.
Те, кто удостаиваются раскрытия Б-жественности, становятся колесницей, [устремленной] к Нему, да будет Он восславлен, и они удостаиваются соединения Г-спода с собою, и тогда становятся они колесницей, [устремленной] к Г-споду, да будет Он восславлен, и Г-сподь облачается в них, то есть Святой [Творец], да будет Он восславлен, как бы «едет» на них; Он раскрывется в их душах, и человек, прилепившийся [к Нему], везде несет с собой раскрытие Г-спода.
[Продолжение текста Бааль Сулама]
Причем, что касается необычайного величия и великолепия этого совершенства, то даже Тора и Пророки воздерживались от того, чтобы сказать хоть одно слово по поводу этого возвышенного состояния; как намекали об этом наши мудрецы, да будет память о них благословенна ([Вавилонский Талмуд, трактат] Брахот, лист 34): “ Все пророки пророчествовали только ради дней Машиаха, а что касается мира грядущего, то ‘глаз не видел Б-га кроме Тебя’ ”.
hЭарот вэБэюрим
45) Стих «глаз не видел» появляется для того, чтобы охарактеризовать то великое совершенство, которое предназназначено человеку в соответствии с его качественной сущностью. Вплоть до того, что «глаз не видел» - творения сами не могут постичь и увидеть этого. Конечная и наиболее высокая ступень соединения творения с Творцом - это совершенно сверхъестественная ступень, и поскольку она самая высокая и возвышенная, никакие творения не способны найти слов, чтобы выразить это состояние.
Смысл узрения очами - это осмысление и постижение человеком всего постижимого, как осмысление с помощью разума, так и чувственное восприятие. И этот стих «[Ничей] глаз не видел Б-га, кроме Твоего» имеет в виду, что постижение Б-жественного, раскрывающееся в Мире Грядущем, невозможно понять обитателям Этого Мира. Кроме Творца, Который один знает, насколько велика ступень, предназначенная для Мира Грядущего.
Кроме того, можно изменить интонацию этого стиха так: «Глаз не видел, [чтобы был] Элоким [1] кроме Тебя». Пояснение. Ведь гласит [другой] стих: «Смотрите же ныне, что […] нет Элоким помимо Меня» [Дварим 32, 39], и смысл этого изречения таков: ведь Элоким - это Атрибут Суда, что указывает на большую Авиют [2] и больший Хисарон [3], требующиеся для раскрытия Б-жественности, короче говоря, на Нуквиют [4]. Творец как бы провозглашает: «Смотрите же ныне, что нет Элоким помимо Меня», т.е. у творений неразличимы такие Нуквиют и Хисарон, какие необходимы для того, чтобы постичь существование Творца. И все это «ныне», на протяжении шести тысяч лет. Но в Мире Грядущем раскроется и эта ступень Нуквиют, то есть максимальный Хисарон, тот, что необходим для раскрытия Г-спода, ибо только когда у творения есть Хисарон, есть у него и наполнение. Следовательно этот стих объясняется так: помимо того, что существует Его желание облагодетельствовать Свои творения, раскроется также существование Элоким, то есть существование ощущения нехватки, и только благодаря этому возможно абсолютное наполнение, характеризующееся [стихом] «Глаз не видел».
46) Дни Машиаха - это исправление шести тысяч лет, считающееся наиболее совершенным состоянием присущим [этим годам]. Но существует еще более совершенное состояние, не относящееся к шести тысячам лет, а совершенство в собственном смысле слова, и оно называется Миром Грядущим.
[Продолжение текста Бааль Сулама]
Как известно, это за пределами понимания, и здесь не место продолжать об этом.
А выражается это совершенство в речениях Торы и Пророков, а также наших мудрецов, да будет память о них благословенна, лишь простым словом “слияние”. И вот в просторечии почти утратило это слово свое содержание, но если ты задержишь на один миг свою мысль на этом слове, то останешься ты стоять и удивляться поразительной высоте, ибо представишь ты себе Б-жественность и великолепие [5] приниженного творения, и тогда сможешь ты оценить, что относится к слиянию Одного с другим[, а что нет], и тогда ты поймешь, почему мы относим это слово к цели всего великого творения.
hЭарот вэБэюрим
47) Пояснение. Человек должен представлять в своей голове понятие Б-жественного, то есть нечто Вечное, абсолютно Безграничное, Вневременное и Внепространственное, То, Чему не не присуще совершенно ничего, связанного с понятием тела. Следовательно говорится о Владыке всей Вселенной, Создающем и Оживляющем всю Вселенную в одно и то же время, всегда и при любых обстоятельствах; а, с другой стороны, он должен представлять себе низость человека во плоти и крови, не являющегося вечным, подверженного гниению еще при жизни, совершенно испорченного вожделениями и инстинктами, и всецело погруженного в заботы, неприятности, в состояние отчаяния и в горести. И ограниченного пространственными и временными ограничениями, а также восприятием своих пяти органов чувств. Как возможно, что бы такое низкое творение, не представляющее никакой ценности, могло установить контакт с Творцом, да будет Он восславлен? Поэтому он и говорит, что слияние создания с Творцом - это цель всего этого великого Творения и это величайшее чудо во всем этом Творении.
48) Что такое слияние? Бааль Сулам объясняет это в других местах: слияние означает соединение, то есть качественную идентичность, иными словами, качества творения - такие же, как качества Творца; это состояние характеризуется словами: Как Он Милосерден, так и ты будь милосердным [Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, стр. 133б]. Когда духовная природа и духовные качества творения совпадают с природой и качествами Творца, то чем больше творение развивается в этом направлении, тем ближе оно к слиянию. Это ступень, которую можно достичь не в один присест, а маленькими шажками, например по пол-процента. По мере продвижения оно удостаивается в некоторой мере ощутить Провидение Г-сподне, то есть ощутить и понять, как Он управляет Творением, а также оно удостаивается все укрепляющейся связи с Творцом. Несомненно, Творец мог бы раскрыть Свой Свет, Свет Б-жественности и человеческому сосуду получения, и человек получил бы все ради собственной выгоды. Но Творец возжелал удостоить человека абсолютным слиянием с Собой, а такое могло быть совершено только на основе совпадения качеств [Творца и творения], то есть человек должен обрести ступень альтруистического желания точно так же, как желание Творца является альтруистическим. И тогда раскрытие Его, да будет Он восславлен, будет в полную силу светить в альтруистические сосуды человека, то есть не ради его собственной выгоды, а для того, чтобы доставить удовольствие Творцу.
***
Состояния [творения]
Понятие слияния с Г-сподом. Человек соединяется и устанавливает связь с Творцом, и сколько усилий он прилагает к этому, настолько более явным становится участие Владыки, да будет Он восславлен, в его жизни. Следовательно человек должен стремиться достичь такого состояния, в котором он был бы связан с Творцом постоянно, активно и осязаемым образом, и этого он сможет достичь, соблюдая Тору и заповеди. И человек будет знать, что до тех пор, пока он не дошел до этой ступени, он еще не достиг своей цели.
Желаемое состояние означает, что человек должен по-настоящему жить в единении с Творцом, а это не происходит с нами естественным образом. Естественная причина этого заключается в том, что точно так же как мы видим, что соединение людей происходит исключительно на основе некоторого общего знаменателя, то же касается и Творца: Его и наши качества должны быть идентичны, должно быть [достигнуто] состояние: «Как Он Милосерден, так и ты будь милосердным». А то, что мы не живем в единении с Ним, связано с тем, что мы не чувствуем, что обладаем пониманием, как Он осуществляет Свое Провидение, что все выводится из одной-единственной причины, что Он милосерден и хочет наделить творения Благодатью и негой из любви к ним; а мы лишь желаем получать наслаждение и удовольствие и нам не присуща любовь к другим. Поэтому наши качества - не такие же, как Его качества, и нам не присуще единение с Ним, и у нас отсутствует связь с Ним, и Он не проявляется внутри нас.
И существуют здесь различные ступени, каждая зависит от души [человека] и его обстоятельств.
Чтобы достичь состояния слияния и соединения с Ним, да будет Он восславлен, необходимо пройти подготовку. Маленькое и приниженное творение должно достичь состояния, для которого характерно слияние, соединение и существование связи с Владыкой владык; и ясно, что это требует подготовки и для этого предназначены Тора и заповеди.
Что касается слияния, то существует множество ступеней. Святая [книга] Зоар делит эти ступени на две части: 613 советов и 613 указаний.
613 советов характеризуют состояние, когда человек еще не исправился, и тогда 613 заповедей становятся советами, как избавиться от желания получать. Они приводят человека к осознанию зла - чтобы он разобрался, что желание получать - это зло, и пришел к к раскрытию [в себе] иной природы, характеризующейся любовью к другим. Благодаря 613 советам человек достигает слияния из состояния «Как Он Милосерден, так и ты будь милосердным». Но он еще не достиг конца пути. Конец пути - это 613 указаний (на иврите Пикудин); смысл этого слова устанавливается по значению родственного слова Пикадон (вклад, взнос). То есть Светом, заключенным в каждой заповеди, вносится особый аспект Б-жественности, совершенно отличный от того, что вносится другой заповедью. Человек должен достичь состояния, в котором бы ему раскрылись 613 указаний. Ради этого и создал Творец творение, это и есть истинное слияние. Тогда приходит человек к познанию Владыки, ибо Он раскрывается человеку всевозможными способами.
Пока человек остается погрязшим в себялюбии, он не ощущает разницы между различными заповедями. То есть, облачаясь в цицит, человек не чувствует себя иначе, чем когда он налагает тфилин, так как ни то, ни другое он совершенно не чувствует. И это тоже, что например написано о змее: «И прах будешь есть во все дни жизни твоей» [Бэрэйшит 3, 14]; и говорили наши мудрецы, да будет память о них благословенна, что все, что он ел имело вкус праха [Вавилонский Талмуд, трактат Йома, стр. 75А]. Так и мы: пока этот первозданный змей властвует над нами, мы ощущаем в каждой заповеди тот же самый прах. Но когда мы читаем Святую [книгу] Зоар или труды Святого Аризаля, мы видим, что мы воистину слепы и весьма испорчены. Ибо, читая эти книги, мы видим, что заповедь о тфилине связана с определенными ступенями и в ней заключены Света определенного рода, а в цицит - другие Света, а Шабату присущи иные Света, а мы совершенно ничего из этого не различаем и не ощущаем.
Из трудов Святого Аризаля мы видим, что в одной-единственной заповеди заключены целые миры, так как даже у одной заповеди есть ряд отдельных духовных корней. Например для заповеди о тфилин это то, почему тфилин должны иметь квадратную форму и то, почему мы в них кладем определенные отрывки Торы, и то, почему тфилин должны быть черными, и то, почему мы должны оборачивать их семь раз вокруг руки, и то, какова разница между тфилин Раши и тфилин рабейну Тама, и то, почему мы должны накладывать их на руку и на голову, а не на другие части тела. Все эти hАлахот проистекают из духовных корней, и в каждом духовном корне заключено раскрытие своего Б-жественного Света и своих Б-жественных идей, находящих выражение в материальной ветви и принадлежащих ей.
Ребе, да будете память о нем благословенна [6] говорил, что в духовном заключено не меньше различных вкусовых оттенков, чем в материальном. Ибо если в материальном есть столько различных вкусовых оттенков, насколько же больше это касается духовного.
Поэтому нам надлежит применить к материальному миру принцип Каль ваХомер, чтобы понять это [7]. То есть в материальном есть десятки видов пищи и у каждого свой вкус. В духовном тем более каждой заповеди присущ свой Свет, но нам это не раскрыто, пока мы не исправили себя, обретя желание делать добро другим.
***
[Окончание текста Бааль Сулама]
Из наших слов следует, что цель всего творения заключается в том, чтобы приниженные создания могли, выполняя Тору и заповеди, поступательно двигаться вверх и развиваться, пока они не удостоятся слияния со своим Творцом, да будет Он восславлен и превознесен.
hЭарот вэБэюрим
49) Необходимо разобраться в следующем: разве мы не видим большую общину, выполняющую Тору и заповеди, и вместе с тем, немногие смогут похвастаться, что достигли слияния со своим Творцом; почему же Тора и заповеди не делают свое дело? Этот вопрос задавался Адмору, да будет память о нем благословенна [8], и его ответ был таков: один человек пришел к лекарю, испытывая боли, доставляющие невыносимые страдания. Он жаловался на боли во всех частях своего тела. Лекарь бегло осмотрел его, после чего сказал ему, что есть одно лекарство, которое может ему помочь, и он должен принимать его в больших дозах три раза в день. Этот человек поспешил купить лекарства и стал принимать его. Через три дня, когда его невыносимые боли удвоились, он пришел к лекарю. Он едва мог говорить и спросил у лекаря: какова же польза от твоего лекарства? Спросил его лекарь: разве ты не принимал лекарство три раза в день, как я тебе предписал? Сказал больной: я действительно три раза в день мазал тело лекарством. Сказал ему лекарь: я тебе говорил принимать лекарство внутрь, а ты мажешь тело снаружи. Мораль: Тора и заповеди могут помочь, если человек впитывает их внутрь и начинает по-другому мыслить и чувствовать, им овладевают совсем другие желания и амбиции, меняются его речи, образ поведения, и все это согласно предписаниям Торы. Но если человек принял на себя Тору только внешне, то есть взял из нее несколько внешних предписаний и не обратил свое сердце к тем внутренним изменениям, которых она требует, то он в любом случае не только не исправился, но стал еще более испорченным.
Примечания переводчика
---------------------------------
[1] Элоким - Б-г, Атрибут Суда
[2] Авиют - синоним желания получать, буквально: толща. Имеется в виду нечистота души подобная нечистоте руды, переплавляемой в тонкий лист металла.
[3] Хисарон - ощущение нехватки, вызывающее желание получать
[4] Нуквиют - женское начало, обладание отверстием. Отверстие является метафорой желания получать.
[5] великолепие - חין ערכו, Ийов, 41, 4.
[6] Ребе - рабби Барух Ашлаг
[7] Каль ваХомер здесь - это следующий принцип: так как в материальном это так, и есть намного больше причин, чтобы в духовном это было так, то в духовном это тем более так.
[8] Адмор (наши господин, учитель и рав) - рабби Еhуда Ашлаг