И вот еще что объясняется [в Тикуней Зоар]: И Руах Элоким (Дух Б-жий) носился над водою [Бэрэйшит 1, 2]; что такое Руах Элоким? Это, несомненно, [говорится] только о времени, когда [Святая] Шхина низошла в изгнание, этот Дух покоится на тех, кто занимается Торой, ибо [Святая] Шхина пребывает на них. Объяснение этих слов таково: это происходит во время изгнания , когда [сыны] Израиля еще занимаются Торой и заповедями не ради самой Торы, но если они находятся в том состоянии, в котором от «не ради самой Торы» он приходит к «ради самой Торы» [Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига, глава 1, hалаха 7; см.
п.11], то ведь Шхина пребывает среди них, но в состоянии изгнания, потому что он еще не пришел к «ради самой Торы», и, как говорилось выше, это соответствует сути рабыни Святости [см.
п.33]. И об этом сказано: ибо [Святая] Шхина пребывает среди них, то есть в сокрытии, но в конце концов они должны удостоиться раскрытия Шхины. И тогда Дух Царя Машиаха носится над занимающимися и побуждает их прийти к «ради самой Торы», что соответствует сути слов: «Свет, заключенный в Ней, возвращает их на путь истинный» [Эйха Рабба, Введение, часть вторая], что помогает и подготавливает пребывание [среди них] Шхины, которая является госпожой [Мишлей, 30, 23, в состоянии раскрытия]. Однако если, Б-же упаси, эти занятия не ради самой Торы неспособны привести их к «ради самой Торы», по уже упоминавшимся причинам, то Шхина пребывает в горести и говорит: Всякая плоть - сухая трава [Ешаяhу 40, 6]; все они подобны животным, поедающим сухую траву. Пояснение: среди занимающихся Торой отсутствует этот Дух человеческий, поднимающийся вверх, но застряли они в состоянии животного духа, нисходящего вниз. И объясняют там [наши мудрецы] причину: «вся милость ее - как цветок полевой» [Ешаяhу 40, 6]. И даже все добро, что делают те, кто изучают Тору, они делают ради собственной выгоды; то есть все их занятия Торой и заповедями - ради их выгоды и ради их самоуслаждения, и, Б-же упаси, неспособны занятия Торой привести их к «ради самой Торы»; и об этом сказано там: В то же время, «И помнил Он, что плоть они, Дух уходит и не может вернуться» [Тэhилим 78, 39] в мир, и это есть Дух Машиаха. Пояснение. Дух Машиаха не носится над ними, а уходит от них и не может вернуться; ибо нечистая рабыня заставляет их Тору служить себе и наследует своей госпоже, как уже говорилось, потому что они не находятся на пути перехода из состояния «не ради самой Торы» в состояние «ради самой Торы», о чем уже упоминалось. И поэтому там делается вывод: «и это из-за тех, кто делают Тору сухой, и не хотят заниматься Мудростью Каббалы». Объяснение этих слов: ибо хотя они безуспешно занимаются открытой Торой, потому что в Ней нет Света и Она сухая, по скудости их разума (см. выше, в
п.16, начиная со слов «И сказанным») тем не менее, они ведь могли бы преуспеть, занимаясь изучением Каббалы, потому что Свет, заключенный в Ней, облачен в Одеяния Святого [Творца], да будет Он восславлен то есть в Святые Имена и Сфирот, и таким образом они легко могли бы достичь состояния «не ради самой Торы», приводящего их к «ради самой Торы», и тогда бы Дух Б-жий носился над ними, что является сутью слов «Свет, заключенный в Ней, возвращает их на путь истинный»; однако они никак не хотят изучать Каббалу; и об этом сказано: Горе тем, кто приводят к нищете, засухе, грабежам, убийствам и разрушениям в мире; и этот исторгающийся Дух - это Дух Машиаха, как сказано: это Руах hаКодеш (Дух Святости), и это Дух Хохмы и Бины (Мудрости и Разумения) и т.д. [Ешаяhу 11, 2].
Ор Шалом
Однако если, Б-же упаси, эти занятия не ради самой Торы неспособны привести их к «ради самой Торы», по уже упоминавшимся причинам, то есть из-за недостатка веры.
Дух человеческий, поднимающийся вверх, то есть вся его мотивация - «ради самой Торы». Духа, нисходящего вниз, вся мотивация которого - ради собственной выгоды.
Пояснение... Над ними - над всеми людьми, занимающимися исключительно «не ради самой Торы» и совершенно не думающими о том, что «не ради самой Торы» должно привести их к «ради самой Торы», - Дух Машиаха не носится. И нет Духа, побуждающего прийти к «ради самой Торы».
Потому что в Ней нет Света и Она сухая; нет иной причины того, что, Б-же сохрани, в Торе нет Света, кроме скудости их разума; то есть они неспособны извлечь из Торы Свет, который побудил бы их прийти к «ради самой Торы».