я помню! горжусь ли я?

May 09, 2015 00:17



Посмотрела парад в честь Дня Победы и решила написать Историю моей семьи в СССР. Никто не забыт, ничто не забыто?




В парке имени 28 героев-панфиловцев в Алма-Ате: Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!
Здесь горит Вечный огонь, покоится земля из всех городов-героев СССР, а нас принимали в пионеры.
В Москве в память о казахстанцах, погибших защищая столицу нашей Родины, называют улицы и метро.

Итак,
Папа и его предки.
Об отце моего отца известно мало. Настоящий казах с севера Казахстана: высокий, русоволосый, с узкими, но серыми глазами (и папа мой такой же был). Погиб еще в 30-е годы во время голода: поехали с мужиками в город менять остатки продуктов на вещи и не вернулись. Ни телег. ни мужиков никто не нашел. Бабушка вышла замуж повторно, дожила до 86 лет. Но из ее 14 детей выжил только мой отец. В один год у бабки умерло 8 детей - какая-то инфекция была. Я бы чеканулась сразу, а она нет, веселая была, по хозяйству до старости работала, внуков вырастила...

Отец мой по возрасту на войну не попал (1929 г.р), но с 12 лет работал в колхозе (здоровый кабан с детства был), потом служил во флоте на Дальнем Востоке, целину поднимал и вообще работал до 70 лет.
Папашка на флоте капитаном был и дальше хотел продолжить службу и учебу, но бабушка написала слезное письмо его начальству, мол, единственный сын, мы старые уже, верните его домой. И его демобилизовали. Очень потом сердился, когда узнал. Говорит, если бы мать не вмешалась - адмиралом стал! А так я всего лишь капитанская дочка: я родилась, когда отцу было 49 лет, его первая внучка старше меня на 3 года :) Вообщем, мой говеный характер - это от него. Жаль, что глаза не серые :)

Война конечно до Казахстана не дошла, но пленных и заключенных было много. Очень неприятные вещи отец рассказывал о том, как обращались с немцами, выселенными с Поволжья: в некоторых хозяйствах их как собак на цепи держали, чтобы не убежали, и работать как рабов заставляли. Казахстан - это второй Магадан по числу тюрем и лагерей, мне кажется. Нас в школе учили, что в Кз живет почти 100 народностей: немцы, корейцы, чеченцы, ингуши, татары, азербайджанцы, греки и т  п - вообщем все, кого в Советское время туда выселили. Как грится, если в друзьях у тебя уйгуры, немцы и корейцы - значит ты из Алма-Аты.
После распада Союза многие немцы попродавали все хозяйство за копейки и уехали на историческую Родину. Не знаю, лучше им там или нет. Но назад мало кто вернулся.

Помню, показывали по ТВ репортаж про какую-то семью Миллеров, владеющих одним рестораном в Германии уже на протяжении 300 лет. Отец - закоренелый партиец не выдержал: "вот бы эту семью Миллеров к нам в Поволжье! Почему в Германии после войны люди живут как люди, сохранив свою частную собственность, а у нас жизнь нескольких поколений - наперекосяк!"

Мама и ее предки.
Предки по линии отца моей мамы известны давно, про них в Википедии написано (а еще тут и тут ). Но естесно, после Революции род обеднел, земли отняли и дед мой (бывший князь) работал простым шофером. Но их хотя бы не трогали и жили они в Крыму до самой войны.
А вот бабушке - простой татарке не повезло: первый раз ее выселили на Белое Море в  1930 г, когда ей было 16 лет, а второй раз уже в 1944 г в Костромскую область на лесоповал. Да. Ибо крымские татары считались врагами народа, якобы из-за сговора с немцами.
Бабушке от ее отца досталось неплохое наследство в виде золотишка и ювелирки, благодаря чему она и выживала всю Советскую власть. Как она рассказывала, последние колье из черного жемчуга отдала коменданту на поселении, чтобы разрешил ей не работать в лесу, а шить на дому. А на след.день дочки этого коменданта уже играли в грязи в этих бусах.

Советская власть пришла в Крым поздно, но подгадила знатно. Бабушкиного отца - богатого купца естесно тут же раскулачили, конфисковали все имущество и посадили в тюрьму. А 16-летную бабушку вывели во двор, построили перед ней каких-то местных ребят и сказали - выбирай себе мужа и живи в своей деревне. Но бабушка (красотка!) ответила, что за таких замухрышек она не пойдет, поэтому пришлось ей паковать вещички и отправлять неведомо куда. Благодаря друзьям отца, она смогла засолить несколько больших кастрюль с бараниной - с этим и поехала.
И вот (о чудо!) на одной из жд станции в вагон завели ее отца! Так вместе уже они поехали на Белое Море, где их тоже в свою очередь выстроили перед местными жителями - выбирайте себе работников. Бабуля моя образованная была, по-русски хорошо говорила, и успела там познакомиться с девочкой Ульяной, которая и попросила своего отца взять их (учите, дети, иностранные языки!). Отец Ульяны оказался нормальный мужик: "сегодня вас, а завтра нас, поэтому работать вас не заставляю, вот вам наша старая баня - живите." Благодаря той самой баранине бабушка  с прадедом зиму-то и пережили. Летом их нашел брат прадеда, нарядил в красивую одежду и украл по сути: вывез на пароходе обратно в Крым.

Бабушку увезли на Кавказ, чтобы ее снова не выслали, там она  работала учительницей (вот опять же польза хорошего образования!). Через несколько лет она вернулась в Крым - прадед уже был очень болен. Перед смертью он вызвал какого-то знакомого дедка и дал ему карту  острова сокровищ. Дедок оказался честным человеком и привез целую коробку золотых монет, получил от деда несколько дукатов за труды и уехал (вот люди были!).
Бабушка сокрушалась: "отец, мы так голодали, почему ж ты раньше не забрал это золото?"
" Так я ж не думал, дочка, что он там еще лежит!"
Многие татары, кстати, приезжали после войны в свои дома и сады, и золотишко-то выкапывали. Иногда везло русским и украинцам, занявшим татарские дома - золотишко они находили раньше.

После смерти отца бабушка вышла замуж за моего дедушку (вот молодец, простая татарка вышла за князя, а он хоть и князь, но дурак - женился на простой татарке :), родила 2 детей. Однажды, когда совсем было голодно, дед погрузил бабушку с детьми в телегу и повез в какие-то деревни. А там люди его узнавали, расспрашивали и делились едой, хотя в то время всем тяжело было. Вообщем, вечером вернулись с полной телегой еды и благодаря этому выжили.
Оказалось, эти деревни раньше принадлежали прадеду. А прадед хороший был князь, крестьян своих не обижал, поэтому они и помогли его сыну.

А завтра была война. Деда призвали сразу же, погиб он где-то около г. Черкассы: в его грузовик на мосту попала бомба - ничего не осталось, естесно. Много лет спустя, бабушке рассказал об этом его друг: он ехал впереди и выжил, а деду не повезло. Похоронку прислали бабушке через пару лет, она до последнего надеялась, что дед жив, хотя сама видела вещий сон: дед весь в черном уходит в туман. Несколько лет назад  я на сайте Мемориала нашла запись о месте и дате гибели деда - вот все-таки как народ работал: все записано, имя жены и адрес домашний (Почта России - стыд тебе и позор!)
Бабушкины родственники, боясь оккупации, уехали в Турцию, бабушка поделилась с ними золотом, но осталась: "Асан вернется с войны в Крым, я его дождусь!"

Немцы Крым заняли уже в 1941 году, причем со слов бабушки, они пришли как к себе домой с намерением остаться надолго: наладили работу на заводах, дороги строили и ничего особенно не разрушали.  Собрали народ в деревне и сказали: будете на нас работать - мы будем вас кормить, а нет - уходите и живите как можете. Бабушке одной с 2 малышами деваться некуда было, она пошла работать на хлебзавод. Партизаны тоже были не дураки: надевали немецкую форму и подъезжали на грузовиках - тетки наши им хлеб отгружали. Когда хозяева заметили, что как-то не хватает хлеба-то, приставили к бабушке одного офицера следить, как она хлеб считает. Ну бабуля-то не промах была: девятнадцать, ДЕСЯТНАДЦАТЬ, двадцать... (т.е. каждую десятую булку - партизанам). В итоге офицер ничего ей не сделал, но на подсчет поставили уже своего человека  и лафа для партизанов закончилась.
Бомбили страшно, бабушка в такие дни отпрашивалась с работы: цвай киндер дома - пойду проверю. Прибегает, а мама с теткой осколки в огороде собирают: "не бойся, мама, это бомба!"
После немцев пришли союзники-румыны. Многие заселялись в дома к местным жителям, что конечно не айс. Бабуле повезло дважды: в первый раз моя мама болела то ли корью, то ли ветрянкой, короче, вся была в зеленке - солдат напугала. А второй раз помогли опять же знания: дети притащили медицинские книги вместо дров от соседей (врача-еврея, конечно, расстреляли сразу). Солдаты зашли, увидели книги: "ооо, мадам доктор!" и больше не приходили, типа уважали.Ну бабушке пришлось имидж-то поддерживать и идти помогать двоюродной сестре-доктору в госпиталь. Немцы сразу сказали: ваши раненые нам не нужны, хотите - лечите. И наши тетки лечили, чем могли. Банки ставили всем подряд.
И кстати, насчет евреев: в Крыму есть такая малая народность - караимы (и небольшая их группа живет до сих пор в Литве). Они не евреи, но вера у них иудейская. Так вот немцы, конечно, часть их расстреляли сразу, как только пришли в Крым. Но потом караимские старейшины пошли со своими книгами и бумагами и доказали, что они не евреи. Больше их не расстреливали.
Бабушка спрашивала у татар, чеченцев и других наших соотечественников (так.наз. мусульманский полк) - почему ты надел немецкую форму? Сталин обидел, отвечали. Обидел, да. Дядьку-защитника Севастополя сослали в Магадан сразу же. Родина, он говорил, предала меня дважды: первый раз бросив в Севастополе, второй - бросив после него.

Потом всех крымских старейшин (не только татарских) Сов. власть объявила фашистскими сообщниками и почти все полностью население Крыма выселили в 1944 г. Сутки на сборы. Пришлось бабушке снова паковаться и ехать в неизвестность, но уже с 2 дочками (а вот могла бы раньше с родней в Турцию уехать, могла!)
В этот раз попали они в Костромскую область. Бабушка 155 см ростом пошла валить елки. Елка, не долго думая, упала ей на голову. Больше бабушка лес валить уже не могла, а значит - нет трудодней и пайки. Вместе с бабушкой в ссылке оказалась итальянка - родственица Айвазовского (которая жила себе всю жизнь в особнячке в Крыму и никого не трогала). Итальянка училась в детстве в католическом монастыре, а значит и шить, и вышивать умела профессионально. Вотона-то и научила мою бабушку, которая потом всю жизнь проработала закройщиком и портнихой.
Мама моя уже помнит свое детство в Костроме: картошку она не ела лет двадцать после этого. Зато там были лесные ягоды: однажды мама с теткой пошли за малиной. Малины - во! Залезли, грит, в самую чащу и собираем. А с другой стороны куста  - мишка подошел. Ну мама с теткой так задом-задом - и бежать. Больше так далеко не ходили ))

После войны в 1947 г. бабушка узнала каким-то образом, что ее двоюродная сестра (которая врач) и другие родственники живут в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. Собралась снова (а долго ли умеючи)  и поехала в с.Или Алматинской области на поселение.
Вот тогда на станции в Алма-Ате (который тогда был Отец яблок) мама впервые увидела огроооомное яблоко и корейского мальчика, его жующего.
спросила бабушку: "мама, что это? купи, купи мне это!"
Бабушка: "так у тебя глаза будут такие же узкие!"
"ну и пусть, все равно купи!"

Бабушка так всю жизнь и прожила в Казахстане, в Крым больше не вернулась. В доме ее отца в Феодосии после войны был детский сад.
Бабушка 1 раз видела фильм о войне и больше никогда их не смотрела: "брехня все, на самом деле было гораздо страшнее".

Мама как враг народа не могла поступить в ВУЗ в Кз, поэтому поехала учиться к дядьке (который защитник Севастополя) в Магадан.
В 70-е годы бабушка получила письмо (которое шло к ней 6 лет) от дочери тех родственников, уехавших в Турцию. Жили они в то время уже в Германии и благодарили бабушку за то золото, что она им дала, благодаря чему дети получили высшее образование.
Ответить сразу бабушка побоялась, а уже после распада СССР мы искали этих родственников через знакомых в Германии, но письмо вернулось с ответом "адресат не проживает".

Брата моего в 1985г не взяли учиться в школу КГБ в Алма-Ате (ровно как и детей репрессированных немцев и литовцев), пришлось ехать в Москву учиться на физтех.
В конце 80-х  крымских татар (и другие народы) реабилитировали, многие вернулись в Крым, построили новые дома и выучили украинский. Мама ходила получать бумажку о реабилитации в Алма-Ате, у нее спрашивали - зачем вам это надо, уже все забыли, льгот никаких вам нету и т п. Мама ответила: а мне и не надо ничего, только одно это слово -  РЕАБИЛИТИРОВАНА.

Сейчас моя мама (ей уже почти 73) еле ходит с палочкой каждые полгода в местную соцзащиту, приносит им трудовую книжку, чтобы доказать, что она не работает и имеет право на льготу. В Москве пенсионеры не ходят и ничего не приносят, а через 8 км от МКАД - надо ходить, зато, как грится, это наша Родина.

Спасибо тебе, Родина!
Я помню, я горжусь!

вообщем, о нас кино можно снимать..... впрочем, как почти про каждую семью в бывшем СССР.

Расскажите о ваших предках - делитесь историей!

Алатау=Колорадо, обо мне, праздники

Previous post Next post
Up