Велосезон уж клонится к закату, а я вот только решился, наконец, отправиться в поездку по Подмосковью. Долго выбирая, в каком направлении поехать, я остановился в конце концов на посёлке Абрамцево, в качестве начальной точки маршрута. Год назад, если помните, одна из поездок закончилась в Хотьково и, можно сказать, эта стала её продолжением. Начавшись в музее-заповеднике «Абрамцево», путь мой лежал к менее известным точкам на карте и заканчивался в своеобразной параллельной реальности...
Писать про музей-заповедник «Абрамцево», думаю, бесполезно. Можно долго и много описывать всех тех творческих личностей, которые жили здесь и вдохновлялись этим местом, и всё равно не будет раскрыта даже малая часть истории усадьбы. Слушая рассказы о ней, я довольно скептически относился к тому, что место может настолько сильно влиять на творчество человека. Но стоило мне прогуляться по парку, как я был вынужден изменить своё мнение.
Даже сейчас, не смотря на то, что в 30 метрах от этого места каждую минуту проезжают машины, ты настолько зачаровано смотришь на окружающую картину, что не слышишь ничего более жужжания насекомых и шелеста листьев на деревьях...
В нынешний мой приезд почти вся территория заповедника была не реконструкции и снимать усадьбу и другие постройки было не интересно, поэтому я обошёлся лишь фотографией церкви Спаса Нерукотворного образа, выстроенной по рисунку В.М. Васнецова.
Вдоволь нагулявшись в заповеднике и наевшись там малины, я отправился в сторону некогда столицы удела, а ныне небольшого села Радонеж. Сюда в 1328 году перебралась семья Варфоломея, будущего Сергия Радонежского и именно отсюда началось его служение.
Сейчас это место паломничества. У подножия холма, на котором стоит храм Преображения Господня, бьёт святой источник и организована купель, а рядом с храмом установлен памятник отроку Варфоломею, встретившему старца-схимника.
Из Радонежа я отправился в село Воздвиженское, заинтересовавшее меня своей историей. Здесь на краю села расположена гора, на которой по преданию были казнены князь Иван Андреевич Хованский с сыном Андреем. Царевна Софья, назначившая князя предводителем стрельцов, ставшего одним из основных зачинщиков стрелецкого бунта (Хованщины), заподозрила его в измене и приказала казнить прямо на месте вынесения приговора в данном селе.
Так как это была чуть ли не самая интересная для меня точка маршрута, я стал пристально всматриваться вокруг себя, проезжая мимо предполагаемого места расположения горы, но так ничего и не обнаружил. Воспользовавшись навигатором, я понял, что проехал мимо неё, поэтому развернулся и стал двигаться в обратном направлении. И правда, оказалось, что распознать эту гору можно только двигаясь по направлению из Москвы, так как она почти полностью скрыта за деревьями, и открытый участок холма открывается зрителю на такой короткий отрезок времени, что проезжая мимо на машине его просто не успеваешь заметить. Когда я проезжал мимо на велосипеде и заметил на горе крест, он так быстро скрылся из виду, что мне в очередной раз пришлось разворачиваться, чтобы разглядеть его. Возвращаясь снова к месту, откуда я увидел крест, я подумал, уж не привиделся ли он мне, так как не сразу обнаружил его на холме.
Ходят легенды об этом месте, что водители проезжающих мимо машин часто видят призраков на дороге, это души Хованских бродят в поисках упокоения, ведь тела их не были погребены, а по приказу Софьи были просто закопаны в ближайших болотах.
Дальнейший мой путь лежал через село Рахманово, где я резко нажал на тормоза, увидев вот такой замечательный привет из Советского Союза.
Близ Рахманово расположено старинное село Софрино, бывшее вотчиной бояр Салтыковых. С селе сохранилась церковь Смоленской иконы Божьей Матери, построенная в конце 17-го века в стиле московского барокко. К сожалению, не сохранились ни усадьба, ни парк...
Но и сейчас, несмотря на несколько заброшенное состояние, в этом месте легко можно рассмотреть насколько красиво здесь было когда-то.
Конечной точкой моей поездки стало село Талицы, которое встретило меня строившимся подворьем Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Здесь расположен древний подземный храм, который мне очень хотелось посетить, но оказалось, что он бывает открыт только во время богослужения, то есть два раза в неделю, да и поговорить о нём было не с кем, подворье было безлюдным, и встречен я был лишь не очень гостеприимной табличкой "Хода нет".
В самом центре села расположена усадьба промышленников Аигиных, ныне заброшенная. Усадьба обнесена забором и на её территории копошатся какие-то лица азиатского происхождения, с которыми однако оказалось довольно легко договориться о возможности погулять по усадьбе. Более того, мне оставили даже замок от ворот, чтобы я закрыл их, когда соберусь уезжать. Усадебный дом оказался закрыт, видимо в целых комнатах кто-то ещё живёт.
Моей же целью был не усадебный дом, а то, что скрывалось на территории усадьбы. Я долгое время бродил вокруг дома в поисках своей цели, забрёл на пасеку, где почувствовал себя, мягко говоря, не уютно, и наконец не на шутку перепугался, когда за деревьями увидел фигуры двух бородатых мужчин с суровыми лицами.
Довольно странно наблюдать этот знакомый памятник со Славянской площади в безлюдной тишине рощи и в таком состоянии. Складывается ощущение, что находишься в каком-то параллельном мире, где Москва стала жертвой ядерной войны, но что-то тем не менее ещё сохранилось...