Меня всегда несколько расстраивало то, что у меня нет ни одного известного родственника. Однако несколько дней назад от своей родни по отцовской линии узнал о том, что один известный родственник у меня всё-таки был - в ту пору, когда Россия окунулась в бурлящий котёл гражданской войны.
Михаил Артемьевич Муравьёв, мой двоюродный прапрадед.
Родился в обычной крестьянской семье в Нижегородской губернии, после чего успел закончить Казанское пехотное училище, убить на дуэли офицера, воевать в русско-японской войне, вступить в партию эсеров, принять участие в Первой Мировой, выступить с инициативой создания "батальонов смерти", дослужиться до подполковника, переметнуться от Керенского к Ленину, возглавить Петроградский военный округ, отбить его от войск Краснова, стать начальником штаба Верховного главнокомандующего южной группы войск Советской России, взять Киев и Одессу, стать командующим вооруженными силами Одесской советской республики, быть оправданным по обвинению в злоупотреблению властью, стать командующим Восточным фронтом, поднять мятеж против большевиков и быть убитым ими в Симбирске.
Вкратце об этом написано в
Википедии.
Выглядит это всё не как части биографии одного человека, а как набор несвязных фактов или как сюжет какого-нибудь яркого персонажа фэнтези-романа. По сути, Муравьев был штатным решателем проблем Советской власти, которого кидали на проблемные участки - туда, где был нужен жестокий и бескомпромиссный командир. Сам Ф.Э.Дзержинский возмущался его жестокостью. Мне лично по описанию он напоминает комиссара из WH40K.
Подробно прочитать о его судьбе можно
здесь.
Пара цитат оттуда:
«Его сухая фигура, с коротко остриженными седеющими волосами и быстрым взглядом - мне вспоминается [49] всегда в движении, сопровождаемом звяканьем шпор. Его горячий взволнованный голос звучал приподнятыми верхними тонами. Выражался он высоким штилем, и это не было в нем напускным. Муравьев жил всегда в чаду и действовал всегда самозабвенно. В этой его горячности была его главная притягательная сила, а сила притяжения к нему солдатской массы несомненно была. Своим пафосом он напоминал Дон-Кихота, и того же рыцаря печального образа он напоминал своей политической беспомощностью и своим самопреклонением. Честолюбие было его подлинной натурой. Он искренне верил в свою провиденциальность, ни мало не сомневаясь в своем влиянии на окружающих, и в этом отсутствии сомнения в себе была его вторая сила... Вообще этот смелый авантюрист был крайне слабым политиком. Избыток военщины мешал ему быть таковым, а плохой политик мешал ему быть хорошим военным... Фанфаронство не покрывало в Муравьеве смелость, которая в нем бурлила...»
"Антонов-Овсеенко рассказывал, что Муравьев постоянно «сорил деньгами» и «сеял разврат», окружив себя «подозрительными личностями», среди которых выделялась группа его телохранителей, не то бандитов, не то наркоманов. Да и сам Муравьев был морфинистом..."
«Мы идем огнем и мечом устанавливать Советскую власть. Я занял город, бил по дворцам и церквям... бил, никому не давая пощады! 28 января Дума (Киева) просила перемирия. В ответ я приказал душить их газами. Сотни генералов, а может и тысячи, были безжалостно убиты... Так мы мстили. Мы могли остановить гнев мести, однако мы не делали этого, потому что наш лозунг - быть беспощадными!»
Определённо, человек этот был ужасен в своей жестокости и бескомпромиссности - на его совести сотни и тысячи смертей.
Но какой же всё-таки красивый персонаж!