История вопроса
Возникновение аутстаффинга произошло в 60-е гг. прошлого столетия, однако наибольший спрос на «заемный труд» был зафиксирован в 90-е гг. ХХ века. В настоящее время на родине аутстаффинга США, существует т.н. Национальная ассоциация профессиональных работодателей (National Association of Professional Employer Organizations), имеющая в своем составе более 700 членов - организаций «профессиональных работодателей» (Professional Employer Organizations), при этом число PEO неуклонно растет, в связи с высоким спросом на услуги по предоставлению заемного труда (так, по состоянию на 2005 год 80% малого и среднего бизнеса США использовали заемный труд).
В РФ услуга аутстаффинга впервые появилась в 1998 г., в период, когда многие компании-работодатели в силу финансового криза были вынуждены сокращать свой штат персонала. Собственно, причины возникновения аутстаффинга в РФ принципиально не отличаются от причин, послуживших такому возникновению, во всем мире - желание компаний-работодателей минимизировать затраты, сопутствующие осуществлению компанией основного вида деятельности (в т.ч. снижая издержки на рабочую силу).
Преимущества использования
К основным преимуществам использования компанией заемного труда можно отнести:
- получение компанией-заказчиком возможности сосредоточиться на ключевых направлениях деятельности;
- перевод юридической и налоговой ответственности, связанной с трудовыми отношениями, на компанию-провайдера;
- уменьшение документооборота, и как следствие, снижение нагрузки по бухгалтерскому и по кадровому администрированию персонала (в некоторых случаях - возможность отказа от кадровой службы вообще);
- отсутствие необходимости оформления в штат сотрудников на время их испытательного срока, что позволяет оценить потенциал сотрудника без принятия на себя обязательств, а также - возможность приобретения компанией-заказчиком статуса малого предприятия, с использованием льгот, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Говоря о преимуществах использования аустаффинга компаниями-работодателями, не стоит забывать и о тех дополнительных возможностях, которые предоставляются работникам-аутстафферам. Во-первых, возможность получения работником дополнительного социального пакета к заработной плате, в виде предоставления ДМС, спортивных и образовательных программ (стоимость этих программ относительно высокая для малого и среднего бизнеса, однако, тарифы существенно уменьшаются в случае приобретения такого комплекса программ для большого числа работников. Во-вторых, исходя из практики, можно заметить, что многие работники, изначально предоставляемые компании-заказчику как аутстафферы, спустя определенное количество времени (и хорошо зарекомендовав себя) принимаются компанией-заказчиком в свой штат. Эта схема достаточно привлекательна для группы населения традиционно имеющие более слабые позиции на рынке труда (молодежь, лица предпенсионного возраста, женщины с детьми и т.д.).
Распределение долей рынка аутстаффинга между
основными провайдерами этой услуги в России 2001-2009 год
График 1 (2001 год)
График 2 (2009 год)
* На втором графике упомянуты сразу два крупных игрока рынка Анкор и Adecco, так как на сегодняшний день, в связи с реорганизацией компаний (разделение, слияние, поглощение) не ясно кому из вышеупомянутых брендов принадлежит какая доля рынка. В общей сложности на их долю приходиться не менее 30%. Остальные игроки поделили между собой не более 3-х % рынка.
Доля российского рынка аутстаффинга от мирового составляет примерно 0,0005%:
Объем российского рынка аутстаффинга ~ 155 000 000 дол.
* Объем мирового рынка аутстаффинга ~ 300 000 000 000 дол.
Цифры говорят о популярности услуги аутстаффинга зарубежом. Этим и объясняется тот факт, что большинство компаний, использующих эту услугу в России - иностранные. Соотношение иностранных и российских компаний составляет примерно 70%/30%.
Анализ обсуждений услуги в сети Интернет
Компанией Эдельман было проведено исследование мнений блогосферы и рунета в целом для выяснения причин подобной парадоксальной непопулярности.
В ходе исследования были выявлены основные темы обсуждений услуги среди пользователей блогосферы, которые отражены на диаграмме:
* Учтено 191 сообщение на тему аутстаффинга
Из диаграммы видно, что наибольший интерес пользователей сети интернет вызывают законодательные аспекты аутстаффинга. В первую очередь их интересует легальность и соответствие данного вида услуг российскому трудовому кодексу. Целью данной статьи является освещение темы легальности аутстаффинга.
Легальные аспекты аутстаффинга
Несмотря на более чем 10-летний опыт оказания услуг по предоставлению персонала в РФ, прочная законодательная база по этому вопросу нашим законодательством так и не подготовлена. Хотя договор о предоставлении персонала прямо не предусмотрен ГК РФ, это обстоятельство не может служить препятствием к его заключению, т.к. согласно п. 2 ст. 241 ГК РФ договор предоставления персонала не предусмотрен стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный нормативными правовыми актами (важно, чтобы договор не противоречил требованиям действующего законодательства). Основным аргументом негативно противников применения заемного труда является неправильное правовое определение самой услуги (очень часто можно услышать о т.н. «лизинге персонала», «аренде персонала» и т.д.). Как всем известно, эпоха рабовладения канула в Лету безвозвратно, а согласно нормам ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Как мы видим, людей в этом списке нет и быть не может. Предметом договора предоставления персонала являются услуга по предоставлению персонала. Таким образом, указанные отношения подпадают под действие гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг. Федеральная налоговая служба по г. Москве в Письме № 20-12/066875 от 15.07.2008 г. придерживается аналогичного мнения.
С предоставляемым персоналом компания-провайдер вправе заключать срочные трудовые договоры соответствующие требованиям договора предоставления персонала (согласно ч. 1 ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы). Однако, на практике в ходе выполнения работы работнику -аутстафферу должны поступать задания относительно их трудовых функций (это прерогатива работодателя, т.е. в нашем случае - компании-провайдера). Как вы понимаете, на практике придерживаться этой нормы не всегда возможно. Тем менее, нормы ч.6 ст. 20 ТК РФ предоставляют работодателю право передать часть своих функций как работодателя лицам, уполномоченным на это органами управления юридического лица, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Пределы передаваемых прав и обязанностей устанавливаются договором предоставления персонала.
Тем не менее, исследование блогосферы на предмет аутсаффинга показало, что существует мнение о «нелегальности» применения заемного труда.
История «Тверских судов»
Распространению такого мнения в большей степени способствовал прецедент с участием ОАО «Тверьмолоко» (в судебном порядке общество было признано виновным в уклонении от налогов и было обязано выплатить в бюджет 40% от умышленно неуплаченной суммы налогов). Однако не принимается во внимание тот факт, что именно этот прецедент сам по себе являет классический пример «неправильного» использования заемного труда, а именно: компании-провайдеры, зарегистрированы как юридические лица, применяющие УСН, и штатная численность каждого общества была близка к предельной численности, дающей право на использование УСН; кадровый состав компаний-провайдеров состоял из сотрудников ОАО «Тверьмолоко»; трудовые функции и фактическое место работы у «предоставляемых» сотрудников не изменилось; компания-заказчик и компании-провайдеры находились по одному адресу и взаимодействовали исключительно друг с другом (других контрагентов у компаний-провайдеров не было). Все это позволило арбитражному суду принять решение о признании компании-заказчика виновной в умышленном уклонении от уплаты налогов (Постановление ФАС СЗО от 12.04.2004 № А56-20964/03).
В заключении…
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть тот факт, что использование заемного труда не ставит своей целью оптимизацию налогообложения. Цели применения заемного труда следующие:
- Найм специалистов без нарушения целостности штатного расписания (как вариант: не согласовывая с головной компанией);
- Сокращение кадровой и бухгалтерской службы;
- Сосредоточение на ключевых направлениях деятельности;
- Уменьшение расходов компании (см. таблицу):
Затраты Руб. в месяц Пояснение Зарплаты (оклады, премии) 90 000 Налоги на зарплату 18 000 ЕСН - в среднем 20% Найм персонала, замена на время отпуска и болезни 7 500 В том числе издержки, связанные периодом передачи дел. В среднем 1/12 от общих прямых затрат на ФОТ Аренда офиса 12 000 7 кв. м на сотрудника плюс место для архива документов из расчета 10 000 рублей за 1 кв. м в год Амортизация мебели, оборудования и программного обеспечения 7 000 Мебель рабочего места, стеллажи, амортизация серверов и ПК, принтеры, картриджи, лицензии на ПО, Контур и прочее Телефонная связь, интернет, электронная почта, курьерская доставка, почта 5 000 Затраты на командировки - В случае наличия региональной сети Доля офисных расходов (уборка, охрана) 2 500 Юридическая база данных 2 500 Стоимость поддержки ПО: Гарант, Консультант+, курсы повышения квалификации Канцтовары, подписка, книги 2 000 Внешние консультации 2 000 Консультации по сложным вопросам (юристы, консультанты и т.д.) Привлечение IT-специалистов 7 000 Интеграция бухгалтерской программы с другими информационными системами, ввод/вывод данных, администрирование программ и поддержка пользователей Доля времени руководителей 10 000 Ориентировочная доля ФОТ двух руководителей из расчета 8 рабочих часов в месяц Суммарные издержки 152 000
При использовании аутстаффинга уходят дополнительные расходы, перечисленные выше в таблице кроме зарплаты и налогов и появляется возможность экономии на административных расходах.
Пример расчета: 152 000 - 90 000 - 18 000 = 44 000
В итоге экономия - 44 000 руб.
Таким образом, можно сказать, что услуга Аутстаффинга набирая свои обороты в России, к сожалению, не имеет под собой твердой законодательной базы, что препятствует темпам развития этой услуги на сегодняшний день. Ведущие провайдеры этой услуги неоднократно обращали внимание Законодательного собрания на необходимость создания твердой правовой базы способствующей решению этой проблемы. Остается только надеяться, что депутаты Государственной Думы нового созыва возьмут под свой контроль решение этого вопроса.