19.08.1991. Годовщина

Aug 19, 2011 20:24

01.08.1991 я отбыл по школьному обмену в Германию. Уже рухнула стена, поэтому через неё можно было больше не скакать, рискуя жизнью. Таким нехитрым образом первый загранпаспорт я получил раньше, чем т.н. "общегражданский". Мне было 14 лет.

Почему так вышло? Один полярный путешественник, Михаил Малахов, во время очередного лыжного покорения Северного Полюса познакомился и сдружился с мужиком из-под Гамбурга, и они решили сделать совместный проект - школьный обмен. Чтобы мы посмотрели ФРГ, а они - СССР.

Моя школа тогда считалась лучшей в городе, поэтому из неё и набрали учеников для поездки в далеко. Честно, из двадцати юных падаванов я был чуть ли не единственным, кто свободно говорил по-немецки. И ещё друг Макс (сейчас кандидат наук по теории немецкого перевода). Остальные были детьмии 11-12-13 лет, родители которых смогли договориться о поездке. Мы вылетели и приземлились в Берлине.

До автобуса, который должен был отвезти нас почти до Гамбурга, оставалось несколько часов. Мы пошли в общественный туалет автовокзала, и первое, что увидели (даже девчонок водили, пока там никто не ссал), было огромными буквами нацарапанное на стене слово "ХУЙ". Сразу стало как-то тепло и комфортно - наши взяли Берлин !

18.08.1991 я вернулся домой с тридцатикилограммовой сумкой жратвы. Её, наслушавшись моих бесхитростных рассказов, собрали сердобольные немцы, проигравшие нам войну. В Германии я впервые увидел концентрат "Магги" и кокаколу.

Мы ехали из Шереметьево в Рязань на ЛиАЗе, по убитой наглухо дороге. Я страшно тосковал по красивой, ухоженной стране, по хорошим дорогам, по полным магазинам еды. По людям, которые улыбаются, по парням в бассейне, которые без проблем спрашивают "а откуда ты?" без риска схватить в репу. Я мечтал не о Германии. Я мечтал, что всё, наконец, наладится в СССР, куда я только что вернулся. Тоска была страшная. Это была не ностальгия, не желание уехать. Это был ужас четырнадцатилетнего подростка перед ожидающей его действительностью. Ожидания не замедлили сбыться.

19.08.1991 не стало Союза Советских Социалистических Республик.

Мой папа был тогда высокопоставленным чиновником в городском совете. Молодой, образованный человек с командой устраивал мозговые штурмы у нас дома, я частенько присутствовал. Тема: "как обустроить Россию и наш город". Почти получилось. Потом 1993 год расставил всех танками по тумбочкам.

Слишком много образованных людей кинулись сажать сады, а надо было, оказывается, копать траншеи и отрывать стрелковые ячейки. Результат мы видим. Моё поколение попало под первую чечню ровно в 18 лет. Спасибо за наших одноклассников, сволочи.

Ладно, вернусь к моей личной истории.

Поскольку у нас с высокопоставленным чиновником не было домашнего телефона (!), утром 19 августа меня разбудила мама и приказала объехать на велосипеде всех ближайших соратников и друзей, предупредить семьи.

- Виталик, вставай! Горбачёва сняли!
- Мам, хватит шутить, мне как-то не до шуток (я не верил, ведь я только в полночь добрался до дома и мало что соображал)
- Вставай, бери велик и езжай! (дальше - адреса, явки, пароли)

Папа уже был в горсовете. На защиту встало отделение десантников-"афганцев", которые первым делом затянули окна верёвками с заточенной арматурой (чтобы штурмующий с крыши повис на крюках, мешая своим телом снайперам). Второе - они проложили под ковровой дорожкой пожарный гидрант. А сверху парадной лестницы поставили семисоткилограммовый сейф.
Если что, боец врубил бы давление, и бегущие вверх нападающие превратились бы в фарш. А дальше каждый за себя.

Нападения не было. Я три дня лежал на матрасе в конспиративной квартире, глядя в потолок с трещинами. Бегал читать твиттер (листовки на стенах горсовета). Думал о стране и о возможностях.

Ни страна, ни возможности через 20 лет не изменились. Украсть, убить, продать, свалить.

Я не обвиняю, я не оправдываю. Я всего лишь рассказываю эпизод своей юности.

истории

Previous post Next post
Up