"Город" Бениоффа

Apr 12, 2011 21:47

То что с ветеранами уходит память о Великой войне вобщем-то уже банальность и дежурный штамп. Еще десяток-два лет и не останется никого, из тех кто был в окопах Отечественной.

А с ними уходит целый литературный жанр - военная проза. Много было ярких писателей, да почти все уже умерли. Впрочем, пишут о войне и сейчас, целые полки в книжных забиты приключениями каких-то лютых диверсантов, которые фашистов дивизиями в плен берут. Но это херня, а не литература.

Я слышал пару раз, будто тот кто на войне не был - тот не имеет морального права о ней писать. Ну это ерунда тоже. Толстой вон в 1812 еще не родился, а лучше него никто не написал. Или военные песни Высоцкого, тоже ведь человек войны не застал. Так что имеют право невоевавшие говорить о войне и, иногда, у них это неплохо получается. Только сейчас наши соотечественники если берутся за прозу о войне, то или диверсанты, про которых я выше сказал, выходят, или попаданцы в прошлое. Или и то и другое - прилетает такой начитанный спецназовец и давай одной рукой Сталину совет давать, а другой с "Королевским тигром" боксировать. И враг бежит, бежит, бежит...

Но буквы на бумаге складывать умеют не только в России, я всегда это знал. И тем не менее малость охуел, когда прочитал в коротенькой рецензии, что, мол, оказывается американец Дэвид Бениофф написал книгу про блокадный Ленинград. Бениофф - это даже не историк американский и писатель, прямо скажем, так себе. Никак не Буковски. И даже совсем не писатель, а сценарист. Таких, например, фильмов сценарист, как "Люди Икс: Россомаха". Понятно, думаю, чего там ждать. "Рядовой Пушкин выпил водки, оглянулся на заградотряд и с криком "За Сталина!" погнал боевого медведя на вражеские позиции".

Вдруг эта книжка (она называется "Город") попалась в магазине. Полистал, вроде глаз не резануло, диалогов много. Ну и купил. Интересно к тому же, как наш современник, да еще американец, да еще работник Голливуда, написать может про блокаду.

И ведь неплохо написал! Лучше, по крайней мере, чем диверсантопопаданцы.

Сюжет, конечно, чисто голливудский. Два главных героя выполняют квест. Один - семнадцатилетний пацан, арестованный за мародерство (с немецкого трупа флягу снял), второй солдат, арестованный за дезертирство (побежал к бабе в новогоднюю ночь и патрулю попался). Капитан НКВД, который их задержал, вместо того чтоб выбить все зубы и тут же расстрелять (вообще про изображение карательных органов скажу отдельно) предлагает им сделку. Свадьба у его дочки, хочется капитану, чтоб как у людей, с тортом. Для торта нужна дюжина яиц. Если герои за пару дней найдут ему в голодном блокадном городе яйца - он вернет им продовольственные карточки.  Зачин, конечно, нелепый, но через этот вот квест главные герои и вырастут до достойных и серьезных дел.

Вот и идут они за яйцами, через умирающий и не сдающийся город, попадая в самые разные ситуации, через которые автор и пытается по-своему рассказать о блокаде. И рассказывает впечатляюще.

Видно что тему Бениофф изучил хорошо (кстати, блокаду пережил его дед) - полотно у него получается объемное, тут и героизм женщин работниц оборонных заводов, тут и свинцовые мерзости, вроде каннибализма. К чести автора смакованием тех самых мерзостей не увлекается, хотя голливудщина иногда мелькает. Персонажи у него не картонные, действительно похожи на наших соотечественников, знают русскую литературу и фольклор и даже ругаются натурально (хотя тут уж, скорее всего, переводчик постарался). Советские люди не похожи на картонных "рабов Сталина" и потенциальных узников ГУЛАГа, наоборот, когда они вспоминают о мирной жизни им в голову приходят не черные воронки, снующие по улицам, а то, о чем мечтает любой нормальный человек в критической ситуации. Это при том, что один из главных героев сын репрессированного. Роман, конечно, не просталинский, встречается и критика СССР и упоминания о тридцать седьмом году. Но заметной погоды они не делают, а дозированы, наверное, именно так, как это и было в повседневной жизни.

Что касается карательных органов, то они тоже не ангелы смерти, которые кроме как расстрелами ничем больше не занимаются. Разные они и отношение у людей к ним разное. Кто-то боится, кто-то не доверяет, кто-то наоборот смотрит с уважением. Одни сотрудники НКВД действительно занимаются арестами (впрочем не столько диссидентов, сколько тех же мародеров), другие же переходят фронт, чтобы организовывать диверсии в тылу врага. Совсем как-то не по-голливудски. А заградотряды вообще ни разу в книге не попадаются. В целом же книга, несмотря на отдельные шпильки, в хорошем смысле аполитична. О сущности СССР и роли Сталина Бениофф высказываться не собирается. Зато он хорошо знает кто в это войне прав.

Фашисты показаны без малейшего сочувствия, местами прямо таки в эренбурговской стилистике. Это не люди вообще - это марсиане-кровопийцы. И что они несут человечеству Бениофф говорит куда лучше, чем расплодившиеся соотечественные нам "бобровольцы". Сцена в которой арийские герои отпиливают ноги четырнадцатилетней девушке вполне откровенно показывает на чьей стороне автор. Да он и сам прямо говорит словами своего деда: - Если фашисты победят СССР, мир станет фашистским. Я до сих пор в это верю.

Недостатков тоже хватает, как в матчасти (все-таки иностранец писал), так и в обще стилистике. Партизаны у Бениоффа похожи на каких-то техасских рейнджеров, некоторые приключения героев - молодых, неопытных ребят, явно по силам скорее Индиане Джонсу. В наличии также есть русская холодная красавица-снайперша (ну сколько можно, епть). Не идеальная книга. Но у нас лучше пока не пишут, а на безрыбье можно и Бениоффа почитать.

книга, рецензия

Previous post Next post
Up