Про Эверест. Который фильм

Oct 11, 2015 13:08

Посмотрели мы вчера фильм "Эверест"... Знаете, я афиши видела еще в августе в Москве. В Болгарии руки дошли трейлер посмотреть. Тогда мне казалось, что это что-то типа того фильма про пещеры, где спелеологи оказались заблокированы обвалом. Санктум... Там были два часа красоты и напряжения. Я думала, это то же самое. Будто два часа экранного времени отважные альпинисты взбираются на вершину, преодолевая трещины во льду, каменные уступы и заснеженные хребты...
Трейлер впечатлил. Очень красивый, зрелищный, напряженный! Он так захватил меня, что в невозможности сразу же посмотреть фильм я кинулась выяснять, на каких же событиях он основан. Сначала статья в википедии... Потом книга Букреева и Де Уолта "Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте". Книга эта, по сути, является восстановленной хроникой событий, начиная от решения Фишера повести группу на вершину, заканчивая разбором полетов. Но в нее включены обрывки прямой речи - воспоминаний. И оторваться, особенно от описания событий 10 мая 1996 года, просто невозможно.
Кусок книги я читала на шезлонге в аквапарке. Так уж вышло. Сверху ясно светило теплое солнышко.. А мне было холодно среди снегов Джомолунгмы в моем айпаде - настолько оно все захватило меня.
В общем, можете представить, как мне хотелось посмотреть этот фильм. И я-таки посмотрела. И... Разочарование так велико, что до сих пор не отпускает меня.
Это очень печально, что драма и трагедия в Голливуде мыслятся как побольше зареванных бабских лиц на экране. В отзывах я читаю: фильм выдает стандарт за стандартом, одно клише за другим, разворачивая их потом в совершенно неожиданное нечто"... Я, увы, увидела только клише. И ничего неожиданного, никаких разворотов и взглядов под другим углом. Наверное, я не понимаю ничего в кинематографе ((( да, я знала заранее, кто погибнет и как. Наверное, восторженный критик под неожиданными сторонами клише имел в виду, что Роб все-таки умер после разговоров с женой, хотя по канонам должен был встать и идти, вдохновленный его голосом. Но встает и идет другой, у которого вообще вне гор постоянные депрессии, несмотря на жену и детей (да и в фильме его семья показана так сухо, что вообще не верится, что это могло его спасти. Хотя реально именно так он и рассказывает свою историю).
В общем, я на экране не увидела даже маленькую драму. Хотя на самом деле.... Нил Бейдлман (его в фильме нет. То есть, он там массовка) на пути вниз наткнулся на одуревшую Ясуко Намбу, которую сначала тащил ее гид, Майк Грум, но на балконе он взялся спускать Бека, ибо она могла идти сама. И она отстала. И гид другой команды цепляет ее к себе и тащит, а она бьет его ногами и рвет куртку на спине кошками. Он и в метели продолжал ее тащить.
На горе сирдар Фишера, Лопсанг Дженгбу, хотя за день до этого втащил в 4 лагерь (7925) 35 кг аппаратуры Сэнди Питтман, а в этот день практически ее саму - на вершину, понимает, что его босс и старший товарищ Скотт Фишер в плохом состоянии и пытаетс спустить его вниз. Когда этого не получилось, он полночи остается с ним, в метель, а затем, несмотря на буран, сам спускается виз за помощью. Он вымотан настолько, что внизу может говорить только одно "Толя, иди наверх"....
На самом деле Букреев почти одновременно получает информацию о двух катастрофах в разных местах. И получает от физически и морально вымотанных людей. Нил Бейдлман попытался прямо в кошках залезть в палатку, а Анатолий нашел его наполовину в ней, снял кошки и засунул в спальник. Нил отключился, не в состоянии говорить. Двое самостоятельно пришедших туристов с трудом могут объяснить, куда идти, Анатолий уже дважды выходил на поиски: один раз до их прихода и один - после. Даже по указаниям он не сразу нашел гибнущих людей...
Потому что в какой-то момент разные люди, которые не в себе от гипоксии, говорят ему : "иди наверх" и " не надо пониматься"...
Он в растерянности пытается добиться информации... А потом понимает, что это разные места. Где-то на седловине замерзают туристы, там три женщины, которые не могут сами идти. А выше, на горе, погибает его старый друг, Скотт. И при этом сам Анатолий понимает, что всех вытащить сразу он не сможет. Он в ярости и бессилии метается по палаткам, но помочь ему отказываются даже шерпы. И даже ценный кислород ему никто не может дать, он отбирает его для погибающих почти силой. И вот он один, с минимумом кислорода должен сделать этот выбор: кого спасти...
Лично для меня драма - вот это!
А не сопливые лица Эмили Уотсон и киры найтли полфильма.
А метель.... "Мне казалось, что я попал внутрь стакана с кефиром, который постоянно кто-то взбалтывал" - скажет потом Нил. Сила ветра была такая, что Сэнди не могла стоять, ее сбивало с ног - часть пути при блужданиях группы внизу она ползла.
Метель круто показана в трейлере. Но в фильме, кроме этих пары кадров, все больше похоже на снежок в новогоднюю ночь... Люди выходят к лагерю на свет фонарика и стук ложки о кастрюлю! Какой же бред! Вот воспоминания Анатолия Букреева о той ночи:

Из лагеря Роба Холла светили очень мощным фонарем. Но разглядеть свет налобного фонаря было невозможно. Вокруг белая, как молоко, пелена и сильный ветер.
И потом - о первой попытке дойти до туристов:
Я был совсем рядом, буквально в тридцати метрах, но ничего не было видно. Вокруг была снежная буря, все заволокло снегом, и стало очень холодно.
А вот слова Нила:
Разговаривать было практически невозможно. Чтобы сказать что-то другому, приходилось кричать изо всех сил и обязательно по ветру. Иначе ничего невозможно было услышать.

Ага, а в фильме ложками стучат...

А Робб... Да статья в википедии содержит больше трагизма. Реальную фразу жене "спокойной ночи, родная, не волнуйся обо мне" так и не показали... Борьбу с баллоном - тоже: ведь кислород был, но обледенел клапан баллона! А когда отогрелся, замерзли руки... басня"лиса и виноград" в виде фильма ужасов... А Энди? Холл все время как в бреду спрашивал: где Харрис, он же был со мной?!", "где Харрис? А он точно был здесь?!" Человек почти на вершине Эвереста проводит ночь, выживает, но не может спуститься.... А смотришь это - и ни одной эмоции...

Потом ведь забавная вещь: этика на высоте. Сколько копий сломано по вопросу: помогать и рисковать или выжить самому... Туристы Кракауэр, Таск, Хатчинсон не рискнули идти помочь... Как и шерпы из лагеря 4. Никто не откликнулся на призыв Букреева и нам кажется, что они мерзкие трусы и эгоисты... Но вот Робб Холл не бросает Хансена. Вызывает помощь... И погибают все трое. И это же тоже сложная штука, все неоднозначно... Как сказал потом выживший Бек Уэзерс: они решили, что не смогут мне помочь, бросили меня. И я могу их понять и не виню. Просто сам я не совсем согласен с такой позицией" )))))
И даже этого в фильме нет! Этого противопоставления, этого вопроса.

Единственное, за что я благодарна фильму, - это за визуализацию. Далекому от альпинизма человеку непросто понять, как все это может выглядеть. Мне показали иллюстрации к книге. Я даже пересмотрела бы часть, где все идут наверх.

А Скотт? Почему вдруг его образ передан по Кракауэру?
Почему бухающий и эксцентричный идиот, а не заражающий оптимизмом увлеченный романтик? Да и Джилленхол вызывает сомнения... Я вообще антифанат телячьих глаз на мужском лице, но ведь для остальных же постарались соблюсти внешнее сходство с прототипом. А тут... Такого мискаста я не видела давно... Тьфу на них еще раз!

Доставило еще в фильме, что обмороженные руки Бека отогревают теплой водой (парок над миской).

В общем, по мне, так фильму удалось лишь одно: показать немного личность Кракауэра: эгоистичного и себялюбивого журналюги в погоне за сенсацией. Да и то неявно...
В общем, остаемся при своем, как всегда: надо читать книги.

Кино

Previous post Next post
Up