Мы вчера были на концерте Дэвида Тибета (Current 93). У него новый проект MYRNINRERST - так подписывалась неизвестная мне художница с какой-то чрезвычайно невероятной судьбой Мэдж Гилл. Альбом проекта называется "Jhonn, Uttered Babylon", посвящен Джону Бэлансу из Coil. К тому же, как оказалось, это не первый, посвященные Бэлансу, альбом. Был еще "How He Loved The (Moonsongs for Jhonn Balance)" в 2005 году, через год после смерти Джона.
Концерт сопровождался очень красивым, на мой вкус иногда просто гиперэстетичным видоерядом - фотографии, открытки, рисунки Бэланса (кадры из фильма о нём). Музыка тоже очень красивая - фисгармония, гитара, невероятное фортепьяно и скрипка. Тибет читал речетативом, напевал свои стихи>тексты>заклинания.
А меня с самого начала поразила мысль о том, что ему совсем не стыдно. Мало того - из этого посвящения рождается творческий акт- мощный, живой, весь пропитанный любовью. В видео подолгу "зависали" фотографии Бэланса: с раннего детства - нежная кожа крупным планом, глаза ребенка, потом джинсы уже взрослого парня, под конец - одни из последних фотографий; а еще рисунки - графика и цветные работы тоже (кстати,переходы мне показались ужасными). Такое признание в любви.
Совсем недавно я не смогла читать дневники Сьюзен Зонтаг, изданнные ее сыном, из-за того, что они показались мне слишком интимными.
Вообще сфера близких, обожаемых людей кажется мне очень закрытой темой. Два года назад я посвятила выпускную работу одному человеку (до этого я посвятила ему маленькую книжку и картину-коллаж, которые он принял в подарок). Но человек отверг работу, причем как-то косвенно, даже не в лицо, а через третьи руки. Я ужасно расстроилась и решила больше ничего никому не посвящать. По крайней мере при жизни этих людей. Мне стало стыдно от того, что посвящение может оказаться откровенной лажей, не дотягивающей до уровня того, ради кого...
Теперь для меня творчество должно свершаться не ради кого-то, а вообще вопреки всем - подумала я и впала в забвение.
Я таскаю за собой по жизни короба воспоминаний о любимых, тщательно расфасованных по коробочкам, папкам и конвертам: письма, засушенные листья, фотографии, записки и салфетки, рисунки и открытки, подарки и ... посвящения. Никому о них не говорю, никогда не показываю. Мне стыдно от того, что кто-то, уже другой близкий сочтет это сентиментальным и глупым.
А вчера впервые, вот прямо на концерте Тибета мне стало стыдно за свой стыд. Просто невыносимо. Это же всё равно что стыдиться собственного существования. По-сути, у меня и нет больше ничего. И я плакала весь концерт. И еще вспомнила фильм "Витгенштейн" Дерек Джармена.
Вот на какой хороший концерт мы вчера сходили.