Продолжаю
рассказ про Брейгеля...
Не смогла отказать себе в удовольствии и погрузиться в "Охотников на снегу" еще больше, по давно испытанной методике:
Поместила в рамку и повесила в комнате. Надо потом только паспарту будет сделать для пущей красоты. Теперь я могу любоваться на них постоянно. Не хочу пока завершать этот гештальт (если это он):
Все-таки в зимних пейзажах действительно есть что-то гипнотическое. Не зря их Брейгель так любил. В каком-то смысле, он даже был одним из первых, кто начал их писать. Правда, еще в Средние века существовала традиция включать в часословы календари, каждый месяц в которых сопровождался миниатюрной иллюстрацией. Окончательно же жанр зимнего пейзажа утвердил Клод Моне в XIX веке. Именно он порвал с устоявшейся традицией писать "человека в пейзаже". У Брейгеля, если обратите внимание, при всем многообразии пейзажных полотен, на всех есть человеческие фигуры.
Возвращаясь к зиме, не могу не вспомнить еще одну очень уютную пасторальную картину - "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц". Для меня оказались неожиданностью ее небольшой размер, когда я ее увидела в Вене в музее истории искусств. Там же, рядышком с ней, на одной витрине, поместили картину еще одного художника, который специализировался на зимних пейзажах - Хендрика Аверкампа. Наверное, не зря эти картины расположены рядом - у Аверкампа на картинах встречаются прямые цитаты Брейгеля:
Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц, 1565 (Музей истории искусств, Вена)Хендрик Аверкамп, Зимний пейзаж, 1609 (Музей истории искусств, Вена)
Я, кстати, не уверена, что это произведение Брейгеля находится на постоянной экспозиции венского музея, т.к. полотно с таким же названием числится в коллекции музея изящных искусств в Брюсселе. Но я ее там не припомню. Так что, возможно, когда мы были в Вене, то увидели картину на временной выставке.
И еще на тему "Зимней ловушки": насколько мне известно, в России нет картин Питера Брейгеля Старшего. В отличие от картин его сыновей. И, в частности, очередная копия авторства Питера Брейгеля Младшего именно "Зимней ловушки для птиц" присутствует в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Везет все-таки москвичам! Хотя и нам, питерцам, грех жаловаться.
Брейгель не только создал предпосылки для развития пейзажной живописи, но еще и положил начало бытовому жанру. И эти два факта очень тесно связаны. В Средние века существовали очень жесткие законы живописи - сюжет картины должен был ассоциироваться у зрителя с каким-либо эпизодом Священной истории или жития святых. В эпоху Ренессанса, с началом развития капитализма ситуация несколько изменилась: появился спрос на более приземленные сюжеты, с узнаваемыми прозаическими событиями и персонажами. Видимо, этот спрос сильно совпал с мироощущением Брейгеля, потому что он настолько погрузился в иллюстрирование повседневной жизни, что еще при жизни получил прозвище Мужицкий - за его любовь к изображению крестьянского быта и обычной жизни людей во всей ее неприглядной красоте.
Самое интересное, что при всем при этом в каждой картине Брейгеля сохраняется какой-то философский смысл, который он научился находить не в церковных канонах, а в простой народной мудрости. Самой показательной, пожалуй, в этом смысле была его работа над голландскими и фламандскими народными пословицами. Вдохновившись гравюрой Франса Хогенбергена "Синий колпак", Брейгель проделал огромную работу, создав сотни гравюр с иллюстрациями пословиц, а также серию медальонов "Двенадцать пословиц":
Двенадцать пословиц, 1558 (Музей Мейер ван ден Берг, Антверпен)
Однако результат этой работы не в полной степени удовлетворил Брейгеля. Он захотел поместить всех персонажей в реальность и заставить пословицы "жить". Это кажется невероятным, но задумка ему вполне удалась - он создал картину "Пословицы, или синий плащ" (другое, более известное, название - "Нидерладские пословицы"), объединившей на одной сцене сюжеты на мотивы почти 100 пословиц:
Нидерландские пословицы, 1559 (Музей Далем, Берлин)
Не буду сейчас детально рассматривать картину. Хотя это занятие, безусловно, интересное, но лучше посвятить этому отдельное время и попытаться расшифровать каждую из пословиц, благо об этом много написано в интернете. Но меня лично восхищает плотность информации на этом полотне. Думаю, оно было темой не одного научного исследования.
Есть еще, как минимум, две картины Брейгеля, равные "Нидерландским пословицам" по информационной насыщенности - количеству песонажей и сюжетов. Это "Детские игры" - практически энциклопедия существующих во те времена детских игр. И "Битва Поста и Масленицы":
Детские игры, 1560 (Музей истории искусств, Вена)Битва Поста и Масленицы, 1559 (Музей истории искусств, Вена)
Фактически, "Битва Поста и Масленицы" - это отражение бушевавшей во времена Брейгеля борьбы между католицизмом (Пост) и протестанизмом (Масленица). Брейгель умудряется одинаково иронично изобразить обе стороны: и пузатую жирную Масленицу, и доходягу Поста. Видимо, во все времена были бессмысленные и кровопролитные сражения идеологий. И во все времена находились люди, которые понимали абсурдность этих битв. Симолизируя этот абсурд, в центр картины Брейгель поместил чертенка, одетого в костюм, наполовину красный, наполовину в зеленую полоску, и освещающего факелом дорогу и в без того ясный день.
Так со всеми картинами Брейгеля - в каждой из них есть какой-то скрытый смысл. Наверное, поэтому он практически не рисовал портреты, а лишь схематически изображал лица и фигуры. Известно только два портрета - и то, их нельзя назвать просто "фотографическими" отображениями конкретных людей, скорее, это собирательные образы определенных характеров:
Старая крестьянка, после 1564 (Старая пинакотека, Мюнхен)Художник и знаток, 1565-1568 (Галерея Альбертина, Вена)
Очень часто, кстати, второй портрет считают автопортретом самого Брейгеля. Но это не совсем так - его биограф К. ван Мандер описывал совершенно другим. На этой картине художник - это, скорее, собирательный образ, а слово "знаток" в названии картины, возможно, следует брать в кавычки - есть версия, что Брегйель поместил этого персонажа позади художника, символизируя им докучливых тупиц-"знатоков".
В каждой, даже самой небольшой картине Брейгеля можно найти массу интересного. Я как-то случайно видела одну детскую передачу, в ней очень тщательно разбирали картину "Разоритель гнезд". Я узнала массу интересных толкований (мне показалось, что и детям тоже должно быть интересно)... Даже такая совсем маленькая картинка, как "Две обезьяны" (размером всего 20х23 см), олицетворяет глупость и пороки гордыни и скупости:
Разоритель гнезд, 1568 (Музей истории искусств, Вена)Две обезьяны, 1562 (Картинная галерея, Берлин)
Иногда смысл можно найти даже не в самом изображении, а в композиции. Например, при написании очень многих картин Брегель использовал прием маньеризма, при котором главный объект сюжета помещается на периферию зрительского внимания. Есть одна картина (кстати, единственная, написанная на античный сюжет), в которой он этот прием использует еще и как смысловой. Вот она:
Падение Икара, 1558 (Королевский музей изящных искусств, Брюссель)
Картина из серии "Найди Волли". Попробуйте найти на этой картине главного героя? При должном усердии вы увидите только торчащие из воды ноги обесславленного летчика. А на первом плане - пахарь, которому нет никакого дела до дерзкого полета, да пастух, "считающий ворон", хотя у самого овцы вот-вот в овраг упадут. Как это часто бывает, люди проявляют себя совершенно пофигистичным образом к событиям мирового, можно сказать, масштаба. Кстати, даже труп в кустах не заметили.
Так углубляться можно в каждую картину. Этим мне Брейгель и интересен. Поэтому, когда мы путешествуем, я всегда стараюсь узнать, нет ли где-то поблизости музеев с его работами. И часто это удается. Но один раз, когда мы ездили по Сицилии, оказалось, что ни одной картины Брейгеля там не найти. Зато, хотя никаких прямых свидетельств о пребывании художника на острове не сохранилось, осталось одно косвенное - цикл фресок "Триумф смерти", которые находились раньше во Дворце Склафани в Палермо, но ко времени нашего туда приезда переместились во Дворец Абателис. Там мы и застали всех этих чудесных персонажей:
Триумф смерти, фрески, 1446 (Дворец Абателис, Палермо)
Предположительно, именно эти фрески служили прототипом для одноименной картины Брейгеля, в которой он основательно развил сюжет:
Триумф смерти, 1562 (Музей Прадо, Мадрид)
Вот, опять страшилки всякие - толпа чудиков с косами, скелеты в небесах и отощавшие животные. А все почему? Жениться ему надо было. На следующий год женился и безумные фантазии "как рукой сняло". Стали фантазии разумные.
Мне кажется, эта мысль не вполне может служить моралью для моего опуса о Брейгеле, но достойна быть завершающей мыслью моего рассказа. Посему заканчиваю.
В завершение, с дотошностью зануды, проработавшей с десяток лет придворным писарем программистом библиотеки, а также вспоминая давно забытые студенческие годы, хочу привести список источников:
1. Давид Бьянко, Брейгель. Сокровища мировых шедевров. - Москва: ЗАО "БММ", 2012, Тираж 3000 экз.
2. Морозова О.В., Котельникова Т.М., Королева А.Ю. Босх. Брейгель. Дюрер. Сокровища живописи. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2013, Тираж 6000 экз.
3. Майкапар А., Брейгель. Великие художники. - Москва: Директ-Медиа, 2010, Доп. тираж 119000 экз.
4. Необозначенный автор, Брейгель. Художественная галерея. - Москва: Де Агостини, 2013, Тираж 165 000 экз.
5. Всемирный разум, Интернет-ресурсы. - Земля: Паутина, 1996-2014, Тираж 3 млрд.
Ааа... Вспомнила. Еще хотела сказать, что в Питере есть чудесная пивоварня (и с хорошим пивом), все стены которой расписаны репродукциями Брейгеля. Самое достойное место занимает еще одна вполне себе сюрреалистическая картина - "Страна лентяев":
Страна лентяев, 1567 (Старая пинакотека, Мюнхен)