Тель-Авив я хотела смотреть в начале своего путешествия, но планы сложились так, что он переместился на самый конец. И это оказалось очень удачно. Потому что Тель-Авив - такой специальный город, который выдергивает тебя из этого глухого средневековья, из долгих веков территориальных и религиозных распрей, собирает тебя в кучку и возвращает обратно в XXI век.
Панорама Тель-Авива со смотровой площадки в старом городе
Тель-Авив начался с Яффы - портового города с трехтысячелетней историей. Отсюда корабли древних уходили в Средиземное море, отсюда апостолы отправлялись в путешествия по Европе. Сейчас старая Яффа - это исторический центр Тель-Авива; ее узкие извилистые улочки населены арт-салонами и галереями наряду с церквями, мечетями и синагогами. Для Тель-Авива это центр искусства. В старой Яффе есть еврейско-арабский театр, где играет смешанная труппа из людей разных национальностей и религий - иудеев, мусульман и не только. Редкое пятнышко радости после всего, что видел по остальной стране - от следов древних войн до свидетельств палестино-израильского конфликта.
Церковь Святого Петра. Под крестом на ее крыше находится очередной Тот Самый Камень: его приволокли с того места, где Иисус объявил Петра первым среди апостолов
Еврейско-арабский театр
Старый город Яффа застройкой похож на Иерусалим - но заполнен галереями, а не арабским рынком. Он чистый и спокойный
Эта инсталляция символизирует, что из-за наступающего города не осталось места для апельсиновых плантаций, которых раньше вокруг Яффы было много
Сам Тель-Авив вырос из Яффы в начале XX века. Он произрос из желания одного бизнесмена доказать, что за стенами города жить не страшно: бизнесмен профинансировал строительство первых домов и переселение туда смельчаков из евреев - жителей старого города. Созданный таким образом квартал существует до сих пор, он очень уютный.
Здания старого квартала
Площадь в старом квартале
Старые кварталы окружены небоскребами, которые представляют собой весьма впечатляющее зрелище.
А еще в Тель-Авиве есть море. Длинная полоса песчаного пляжа и променад вдоль него. По берегу моря я гуляла вечером. Погода была прохладная, а волны сильные; купающихся почти не было, зато были серферы, пытавшиеся оседлать волны. А волны бились о камни и местами даже заливали тротуары старой Яффы.
Я смотрела на это море и была счастлива, что вырвалась из тисков средневековья. Что в мире есть место и первенству апостола Петра, и еврейско-арабскому театру. И что будущее - за театром, а не за драками за ключи от храма.
Вид на Яффу с приморского променада