Этот заключительный пост о Венеции посвящается главному архитектурному ансамблю города, который включает в себя Дворец дожей, собор Святого Марка с колокольней, лоджетту Сансовино, библиотеку Сан-Марко, Часовую башню, Старые, Новые и Новейшие прокурации.
И расположено все это на площади Святого Марка, Сан - Марко - сердце Венеции.
Площадь имеет трапециевидную форму. Её длина составляет около 175 м, ширина - около 80 м.
Только площадь Сан-Марко называется в Венеции площадью («piazza»), остальные подобные места зовутся «campo» («поле»).
Своё значение площадь начала приобретать в 9 веке благодаря строительству Дворца дожей и первой базилики, посвящённой святому Марку. Пространство площади тогда пересекалось каналом и Дворец дожей был окружён водой. Канал Батарио существовал ещё в 11 веке: в здании собора, которое восходит к этому периоду, можно видеть замурованную дверь, предназначенную для входа с воды.
В 1156 году канал Батарио был засыпан, на его месте возникла маленькая площадь (Пьяцетта; Piazzetta).
В 1172 году площадь была ещё расширена, со стороны моря были установлены две большие колонны, привезённые из Константинополя. На колоннах были помещены символы покровителей города: крылатый лев святого Марка и статуя святого Феодора - первого покровителя Венеции.
В 1264 году площадь была облицована кирпичом, выложенным «в ёлочку». Дворец постепенно терял черты военной крепости, становясь наглядным символом могущества и богатства Венецианской республики.
С 1495 по 1517 годы были возведены Старые прокурации и Часовая башня Torre dell`Orologio, (архитектор Кодуччи).
В 1514 году высотой около 100 метров была построена колокольня и кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну.
В 1536 - 1540 годах по проекту архитектора Якопо Сансовино были возведены Библиотека и лоджия у подножия колокольни - лоджетта Сансовино.
В 1582 - 1640 годах были построены Новые прокурации.
В 1722 году была благоустроена та часть площади, что носит название Piazzetta dei Leoncini (Площадь львят). В 1723 году кирпич облицовки площади был заменён на евганейский трахит, покрывающий площадь о сей день.
В 1807 году, при французах, было возведено Наполеоновское крыло, называемое также Королевским дворцом или Новейшими прокурациями, ныне в нем располагается Музей Коррера. В коллекции Теодора Коррера, переданной городу, имеются работы Джованни Беллини, Витторе Карпаччо, Кановы.
В 1884 году в честь открытия водопровода (до этого город пользовался колодезной водой) на площади был установлен фонтан.
14 июля 1902 года колокольня святого Марка рухнула , повредив также лоджетту Сансовино.
В 1912 году колокольная башня и лоджетта Сансовино были восстановлены. Новая башня была торжественно открыта во время праздника Св. Марка. Венецианцы называют ее "el paron de casa" (хозяином дома).
Маленькая площадь Сан-Марко (Пьяцетта; Piazzetta San Marco) - пространство перед Дворцом дожей и Библиотекой, являющееся своеобразным коридором, ведущим от моря к самой площади.
После венчания на трон дожа и его присяги в соборе, моряки проносили дожа по всей площади.
Дож бросал в толпу деньги (сумма была лимитирована: от 150 до 500 дукатов, так как дож не должен был показать себя ни скупым, ни расточительным).
О самой большой площади в Венеции и, несомненно, одной из самых красивых в мире , Бонапарт Наполеон говорил : "Эта площадь самая элегантная гостиная Европы".
Фото из соц.сети.
По легенде, Святой Марк, возвращавшийся морем из Аквилеи, где проповедовал новую веру, был застигнут бурей и нашел приют на одном из островов лагуны; во сне явился ему ангел и предрек, что здесь суждено ему обрести вечный покой.
Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco - «базилика Сан-Марко») - кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе , был построен для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию венецианскими купцами Буоно и Рустико.
В 828 году, прибыв в Александрию, они узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привести их в свой город.
Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста - крылатый лев.
Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Здание первого собора не сохранилось,считается что церковь была построена в форме латинской базилики и занимала место нынешней крипты. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.
Собор был поврежден пожаром, возникшем в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. К концу X века собор был восстановлен, но исследователи считают, что эта была реставрация здания, а не новое строительство.
Роскошная мраморная облицовка фасада собора была выполнена в XIII веке.
Идея более пышного убранства фасада возникла после четвёртого крестового похода, когда в Венецию были вывезены колонны и капители из константинопольских дворцов и храмов. Всего в храме более 500 колонн.
Собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ в котором смешались различные стили.
Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители.
Все это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.
Собор, построенный в форме греческого креста, имеет пять куполов: четыре над ветвями креста и центральный над средокрестием.
Купола были созданы в XIII веке во время правления дожа Себастиано Дзиани, выложены из кирпича и установлены на невысоких барабанах с окнами по периметру, снаружи их покрывает деревянный каркас, облицованный свинцовыми пластинами. Каждый из куполов собора увенчан маковкой, на которой закреплён крест, обращённый в направлении четырёх сторон света, увенчанный позолоченным шаром.
Диаметр центрального купола сотавляет 13 метров и возвышается над полом базилики на 28,15 метров.
Размеры собора составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота собора (по центральному куполу) составляет 43 метра.
Фото из соц.сети.
Главный фасад (западный) собора Святого Марка, витраж и лоджия с квадригой.
Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н.э.
Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло.
Квадрига была устанавлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252-1268 годы).
После завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году квадрига по указанию императора была вывезена в Париж и установлена на триумфальной арке Карусель.
Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году при содействии Антонио Кановы.
Во время второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло. В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией.
В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.
Фото из соц.сети.
Главный фасад (западный) имеет пять входов, оформленных в виде порталов с колоннами в два яруса.
Арки порталов и расположенных над ними люнет украшены мозаикой.
Люнеты украшены готическим венцом, выполненным в XIV-XV веках тосканскими мастерами.
Между арками венца, украшенными растительным орнаментом, установлены башенки с фигурами святых.
В крайних башнях фасада изображена сцена Благовещения (архангел Гавриил в крайней левой башенке, Дева Мария - в крайней правой). Между ними в четырёх башенках установлены фигуры евангелистов с их символами.
Весь скульптурный декор верхней части фасада выполнили мастера семьи Далле Мазенье, которые здесь работали с 1385 года.
Фото из соц.сети.
Мозаика главного нефа изображает сцену Сошествие Святого Духа. В концентрических кругах южного купола представлена картина сотворение мира и человека, а в северном куполе представлены картины из жизни пророка Моисея.
Мозаика «Явление Христа Судии» самая поздняя из мозаик собора ,выполнена в 1836-1838 годы Либорио Саландри по картону художника Латтанцио Кверены.
Мозаика «Прибытие мощей апостола Марка в Венецию», неизвестный мозаичист по картону художника Пьетро Веккиа, 1660 год. Фото из соц.сети.
Мозаика «Перенесение тела святого Марка на корабль»,неизвестный мозаичист по картону художника Пьетро Веккиа, 1660 год.
Изображён досмотр сарацинами судна венецианских купцов в Александрии, для предотвращения обнаружения мощей венецианцы положили их в корзины и закрыли свиными тушами.
"Дож и венецианская сеньория встречают тело святого Марка" .
Мозаика Леопольда даль Поццо по картону художника Себастьяна Риччи, 1728 -1729 годы.
На протяжении многих веков Палаццо Дукале (он же Дворец дожей) служил резиденцией Венецианского правительства, успел побывать местом для заседаний советов республики, Сенатом, Верховным судом, Министерством и даже пристанищем тайной полиции. А на нижнем этаже размещалась еще и канцелярия, морское ведомство, служба цензоров и конторы юристов.
Строительство здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами предположительно архитектором Филиппо Календарио. В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, и восстановлением здания занялся Антонио де Понти, творец моста Риальто.
В центре восточного фасада находится балкон, выполненный учениками Сансовино в 1536 году.
Над балконом - стрельчатое окно и скульптурное изображение дожа Андреа Гритти перед символом Венеции. Над этим балконом установлена статуя Правосудия роботы скульптора Алессандро Витториа. Именно с этого балкона в 1865 году было провозглашено объединение Венеции с Итальянским королевством.
На верхнем этаже дворца, рядом с жилыми помещениями, находится Зал Большого Совета - крупнейшее в мире помещение, потолок которого не поддерживается ни единой опорой.
"Мост Вздохов" (Ponte dei Sospiri).
Из залов Управления Законов и Управления уголовных дел можно попасть в коридор, ведущий прямо через Мост Вздохов, перекинутый через Дворцовый канал, к Новым тюрьмам, спроектированным Антонио де Понти. По мосту проходят два коридора: верхний ведёт к Новым тюрьмам, а нижний возвращается на этаж портика Дворца дожей. К Старым тюрьмам принадлежат Пьомби, что под свинцовой крышей дворца, и Поцци, находящиеся на уровне воды Дворцового канала, в которые сажали самых опасных заключённых.
Здание Старой прокурации в Венеции соединено с Часовой башней Сан-Марко. На первом этаже здания находятся магазины. На верхних этажах на данный момент находятся офисы различных компаний и всевозможные конторы.
В центре между двумя прокурациями можно увидеть двухэтажное здание. Это так называемое «Крыло Наполеона» или Ала Наполеоника. Его строительство было начато по приказу Наполеона в начале XIX века. В нём планировали сделать бальный зал. Для этого специально снесли церковь Сан-Джеминьяно. Построено здание в неоклассическом стиле, но это не помешало ему «вписаться» в общую картину. В целом, здание хорошо дополняет общий вид площади. Само здание имеет прямоугольный фасад и симметричные пропорции. Украшено балюстрадой и колонами. Карниз украшают статуи римских императоров.
Часовая башня или Торре-делл'Оролоджо - архитектурный памятник Раннего Возрождения.
Башня и часы датируются последним десятилетием XV столетия, хотя впоследствии в часовой механизм были также внесены значительные изменения. Место для башни было выбрано так, чтобы часы были видны из вод лагуны и демонстрировали всем богатство и славу Венеции.
На террасе на вершине башни находятся две большие бронзовые статуи, скреплённые шарнирами на уровне талии, бьющие в колокол. Одна из них изображает старого человека, другая - молодого, дабы показать течение времени; хоть они представляют собой пастухов (они одеты в овечьи шкуры) либо гигантов (фигуры крупной формы и большого веса, чтобы их можно было распознать издалека), они также известны как "Мавры" из-за тёмного налёта на бронзе. Колокол также оригинален и подписан неким Симеоне, который отлил его в Арсенале в 1497 году.
Под этим этажом, на голубом фоне с золотыми звёздами стоит крылатый лев с открытой книгой - символ Венеции. Изначально, там находилась статуя дожа Агостино Барбариго (дож 1486-1501), стоящего на коленях перед львом, но в 1797 году, после того, как город сдался Наполеону, статуя была убрана французами, которые очищали город от остатков старого режима.
Ещё ниже находится полукруглая галерея с сидящей статуей Богородицы с Младенцем из кованной меди.
С каждой стороны есть голубая панель, показывающая время: слева римскими цифрами показывается количество часов, а справа арабскими - минуты (с интервалом в 5 минут). Дважды в год, на Богоявление (6 января) и на Вознесение (в четверг на 40-й день после Пасхи), в одной из дверей, обычно занятых этими числами, появляются три волхва, которых ведёт ангел с трубой, и шествием проходят по галерее, преклоняясь перед Божией Матерью и Младенцем, прежде чем скрыться в другой двери.
Ниже располагается большой циферблат с сине-золотой отделкой внутри мраморной окружности с выгравированными на ней римскими цифрами 24 часами дня. Золотая стрелка с изображением солнца двигается по кругу и показывает время в часах дня. Внутри мраморного обода под солнечной стрелкой находятся знаки зодиака из золота (датирующиеся 1490-ми годами), которые вращаются намного медленнее, чем стрелка, чтобы показать положение Солнца в зодиаке. В центре циферблата находится Земля, немного дальше от неё располагается Луна, которая вращается, чтобы показать свои фазы, в окружении звёзд, которые закреплены и не двигаются. Фон сделан из голубой эмали. Синие круглые отверстия в каждом из четырёх углов сейчас не используются.
Здания с каждой стороны от часов были отдельно предназначены для магазинов и квартир с начала XVIII века. С обратной стороны башни есть другой большой циферблат над аркой, который виден людям, идущим по улице к площади. Это более простые часы, также окруженные мраморным ободом с обозначенными на нём 24 часами, только в два ряда по 12 часов каждый. Солнечная стрелка, указывающая время, является единственным движущимся элементом циферблата.
Сенат принял решение о строительстве новых часов на площади Сан-Марко в 1493 году .
Строительство часов был поручено отцу и сыну, Джан Паоло и Джан Карло Раньери из Реджо-Эмилии.
Чтобы освободить место, прежние здания были снесены и строительство началось в 1496 году.
Конструкцию башни обычно приписывают Мауро Кодуччи (хотя без документального подтверждения)
Имя скульптора, создавшего бронзовые скульптуры, до сих пор точно не известно. Часто они приписываются Паоло Савину, но опубликованная в 1984 году статья приводит к заключению, что наиболее вероятным кандидатом является Антонио Риццо. Статуи были отлиты бронзой Амброджо делле Анкоре в 1494 году.
Башня была построена в период с 1496 по 1497 год, а механизм часов был сконструирован при Раньери.
На украшение башни и часов не жалели средств, в больших количествах использовались ультрамарин и сусальное золото. Даже "Мавры" были позолочены.
Торжественное открытие башни с часами пришлось на 1 февраля 1499 года.
Венеция - необычный город, застывший где-то в средних веках, попадая сюда, ощущаешь себя где-то в прошлом, прекрасном прошлом, полном романтики, неторопливости бытия и утонченности вкуса.
Побродив по лабиринту улиц, замечаешь, что прошлое сохранилось в камне, в названиях каналов, улиц, зданий. Два бронзовых мавра звонят в колокол на башне Часов. С конца XV века двигаются стрелки, сработанные мастерами из Пармы, показывая сезоны года, фазы Луны, движение Солнца от созвездия к созвездию и время.
Говорят, что даже время здесь другое - насыщенное сыростью и соленым запахом моря, время приливов и отливов, прячущееся в белой дымке у горизонта, куда ушли навсегда галеры, фрегаты и торговые корабли Венецианской республики.
Все посты о Венеции тут:
http://ikkamirnaya.livejournal.com/85425.html http://ikkamirnaya.livejournal.com/87171.html http://ikkamirnaya.livejournal.com/86968.htmlhttp://ikkamirnaya.livejournal.com/87540.htmlhttp://ikkamirnaya.livejournal.com/88452.html