Перевели книгу с сербского. Серьезная работа авторов - исследование архитектуры, археологии, истории, культуры... Общая редактура, исправления перевода и редактура перевода Марины Мартинович. Перевод мой, техподдержка Людмилы Злотниковой. Русская редактура в основном моя. Книга с глубоким исследовательским текстом, с великолепными иллюстрациями. Позволю себе дать несколько абзацев из вступительной статьи историка Татьяны Пеевич
На просторах Черногории существует свыше 50-ти православных монастырских комплексов, действующих в большинстве своем и сегодня. При обозрении распространенности монастырей явно обозначаются несколько ареалов - монастыри на Адриатическом побережье и вблизи от побережья; комплексы в бассейне Скадарского озера и в местах впадения рек Морачи, Лимы, Пивы и Тары. Созданные, в первую очередь, как духовные центры, монастыри выполняли гораздо более широкие функции, особенно во времена турецкого господства. В монастырях жил и сохранялся дух национальной и религиозной самобытности.
Со времен основания монастырей прошли века. Самые старые датируются XII и XIII веками - монастыри Св. Петра в Белом Поле, Джурджевы столпы около Беран, Св. Архангела Михаила на Превлаке, Морача, - в то время как монастырю Дайбабе около Подгорицы насчитывается едва ли чуть больше 11 десятилетий. Из-за трагических исторических событий о существовании многочисленных средневековых монастырей известно только из письменных источников. Про некоторые из них не известно даже точное месторасположение, как в случае монастыря Св. Архангела Джурджа Второго Балшича, построенного под г. Ульцином 1. Останки монастыря Дрпе, возможного первоначального престола Зетской митрополии, остались погребены под восточным культурным слоем старой Вароши в Подгорице2. Монастырь Св. Марии в будванской крепости Цитадели пострадал в землетрясении 1667 года3. Поблизости от Подмаины находился монастырь Св. Марко, который был разрушен венецианцами в XVIII веке. От турецких рук исчез монастырь Св. Николая в Бигово, на Луштице - в 1714 году5, как и зетские монастыри и церкви в Бишчанах, в Лескаве, Марин Главице и Голужбе 6.
С изменением общих обстоятельств некоторые монастыри потеряли свою первоначальную функцию и превратились в городские или сельские кладбищенские церкви. Престол хумского епископства, монастырь Св. Петра в Белом Поле, для основателя которого, князя Мирослава, в конце XII века написано известное Мирославо евангелие, оказалось в городской застройке без следов первоначального монастырского окружения. То же самое случилось с ближним монастырем Св. Николая - Никольцем, который существовал как монастырь с XVI до XIX веков 7. Во времена своей активной жизни он был далеко известным центром различных ремесел, используемых для потребностей изготовления богослужебных предметов. В Никольце переписывались книги, работали ювелиры и резчики 8, запрятывались драгоценности из опустевших монастырей. Сегодня же Св. Николай в Никольцах - только лишь приходский и кладбищенский храм. О его некогда монастырском характере свидетельствует лишь ризница и значительное собрание рукописей. Монастырь Св. Николая в Подврхе около Белого Поля, в глухом отдаленном уголке которого сохранилась одна из красивейших наших рукописей - Дивошево евангелие (XIV век), воздвигнут в начале XVII века благодаря заслугам игумена и монастырского братства; но позже, в течение веков, он влачил существование как сельская церковь, и только в новое время был обновлен его статус как монастыря9.
……
Специфические исторические периоды, через которые проходила Черногория, обусловили особенное отношения к духовным центрам. Они считались общим достоянием, созданные усилиями поколений. Негош это весьма образно представляет - в переписке в Австрией, которая намеревалась забрать монастыри Подострог и Станевичи - так как они и находились на «кесаревой земле». После смерти Св. Петра в 1830 году, Негош говорит о том, что монастыри в Черногории являются народными, народ их создал своими пожертвованиями сколько кто мог: «…мы в эти оба (Подострог и Станевичи), как и во все другие монастыри, в нашем отечестве не вкладывали больше, но что дорого для любого черногорца или берджанина» 28. Монастыри вершили важную общественную роль в жизни черногорских племен. Они были местами народных сборов, где принимались важнейшие решения в общих интересах. В этом смысле Джурджевы столпы представляли центр собрания племен и братств Васоевичей, Морачи - Роваца, Пивы - Пивлян, Белы - Дробняка, Дуги - Кучи, Челии Пиперской - Пипера, Добриловины - Шаранаца, Острог - Белопавличей, Цетинский монастырь - Катунской нахии, Подластва - Грблян, Прасквица - Паштровичей, и т.д.29 Для собрания обычно использовались церковные праздники, но очевидно, что монастыри становились местами собраний и в других исключительных обстоятельствах. О народных собраниях в духовных центрах свидетельствуют и остатки обширных деревянных галерей, которые мы находим около всех монастырских церквей еще от средневекового Волявца, через Св. Архангела на Таре и до монастырей на островах Скадарского озера. Крытые галереи защищали народ от солнца и дождя, и, одновременно, сохраняли расписные внешние фасады церквей - исполненные с обязательным представлением картин Страшного суда, роль которого имела моральный, дидактический характер. Композиции Страшного суда лучше всего сохранились в Никольцах и на Коме.
Кроме сохранения национальной и духовной самобытности монастырь имеет заслуги за заботу о письменности, что видно в работе писарских мастерских и народных школ. Некоторые значимые рукописи пережили монашеские общины, в которых были созданы, как например, Иловачка Крмчия Св. Архангела Михаила на Превлаке, и уже упомянутые рукописи из Горичан и Копоринья. Известнейшие скриптории (мастерские рукописных книг - прим. пер.) работали в Мораче, Шудикове, Старчеве, Бешке, Пиве, Троице Плевальской, Никольце, Доволье, Св. Архангеле на Таре, Цетиньском монастыре, и т.д.30 Скрипторий на Старчеве собрал около себя ближайшие малые мастерские переписчиков, поэтому можно говорить о культурном феномене «Скриптории Скадарского озера»31. В библиотеках Берлина и Венеции сохранились рукописи, в которых определенно указано Старчево в качестве места их производства. Одна из рукописей утверждает, что место её изготовления «…У Горицы Св. Старца Макария в дни благочестивого Джурджа Балшича»32, а в другой несколько раз указывается на топоним Старчева Горица 33. Золотой век деятельности по переписке в Троице Плевальской связывают с появлением Гаврилы Троичанина в середине XVII века, чьи книги представляют собой самые красивые рукописи на широких православных просторах Балкан.
В Цетиньском монастыре Джурджа Црноевича работала первая кириллическая государственная типография на славянском юге - с 1494 года. Издания Црноевича и сегодня вызывают удивление совершенством оттисков и красотой графического оформления. Октоих петогласник, Октоих осмогласник, Псалтыр и молитвенник-требник являются шедеврами мастера - типографа Макария и его помощников, которые в оформлении книг соединили традиции украшения рукописей с современным той эпохе ренессанса мотивами венецианского происхождения. В монастыре Богородицы на Чипуре работала мастерская по переписыванию книг и до основания типографии. Так Никола Косиер переписал один Часловац в 1486 году, во время «богохранимого правителя зетского Ивана Црноевича» 34. С угасанием деятельности типографии продолжилась переписка книг в монастыре Црноевича. Одна запись от 1559 года говорит: «и написана эта книга на месте, называемом Цетинье в Черной Горе в пределах земли Зеты» 35. Такая деятельность продолжена в новом Цетиньском монастыре вплоть до 1716 года36.
……
Несмотря на глубочайшую скрытность, до всех монастырей дотянулась неприятельская рука, и незначительным было число тех из них, которые не знали периодов запустения, разрушения, пожаров, ограблений и вновь восстановлений. Именно через страдания монастырей более всего отражаются исторические события, влияющие на судьбу народа. Оскверняя монастырские святыни, неприятель бил по самым чувствительным местам, в сердце православного национального бытия. В бесчисленных налетах навсегда исчезли храмы, иконы, фрески, книги, все те художественные произведения, через которые наитончайшим образом выражалось понимание восточного христианства. Фрагмент живописи Морачи XIII века, сохранившийся в недоступной обычному взору части ризницы, доступен только взору священника в момент богослужения. Сейчас можно только предполагать, какая красота сияла на остальных частях храма, откуда ктитор со свитой и народом следили за обрядом! По иронии судьбы исчезли фрески будимлянского попа Страхини из его родных монастырей Джурджевых Столпов, Шудиково и Калудры - несмотря на то, что славу свою Будимля пронесла от Восточной Боснии до Паштровичей. Монастыри на холмах Скадарского озера, Пречистая Краинская, Цетиньский монастырь Црноевича, Святой Архангел Михаил на Таре, Доволе, Майстровина сохранили фрагменты фресковой штукатурки - как доказательство того, что они были, когда то расписаны. В разных бедствиях исчезло и то, что делало интерьеры монастырей роскошными - иконостасы и великолепные обрядные предметы, которыми монастыри были оснащены39.
Несмотря на то, что большая часть культурного наследия была безвозвратно потеряна, то, что было сохранено в монастырях Черногории заслугами мудрых и храбрых игуменов и монахов - бесценно. Во время приближения опасности с целью спасения драгоценностей монахи выкручивались различными способами - прятали их в специальные тайники, как в Пиве, закапывали их по пещерам или уносили с собой в убежища. Во время мятежей неспокойных времен все следы некоторых теряются, как это произошло с ризницей монастыря Добриловины 40. Похожую судьбу испытали драгоценности Богородичного монастыря, которые Джурадж Црноевич временно забрал с собой в 1496 году в Венецию, оставляя в завещании поручение супруге Елизавете вернуть ценности монастырю Св. Марии в Цетинье 41. Завещание Джурджа Црноевича, кроме того, что это весьма трогательное личное прощание, еще и интересный литературный текст - представляет собой одновременно перечень, из которого точно видно, какими видами обрядных предметов располагали средневековые монастыри.
Военные мятежи и пожары более всего угрожали предметам, которые были изготовлены из материалов органического происхождения - иконам, книгам и тканям. Об уроне ризниц и библиотек сохранились потрясающие рассказы. О пожаре, случившемся в монастыре Савина в 1807 году, записано: «Все сгорело и в пепел превратилось - множество златотканых церковных одеяний, окованных крестов, бесценных книг, серебряных лампад…» 42. Когда французы разрушили церковь Св. Николая в Прасквице, в 1813 году, они уничтожили большую часть библиотеки. Об этом событии Стефан Митров Любиша свидетельствует: «…войска нанесли монастырю всяческий вред…изорвали старинные книги … Тяжело поверить, но это было правдой - по дороге от монастыря до Будвы были видны разбросанные листы книг.» 43 Пожар поглотил Троицу Плевальскую в 1859 году, когда за два часа сгорели все монастырские кельи, и сама церковь оказалась под угрозой. Спасена была библиотека, но огонь поглотил многое - «многие иконы, как и темпло (иконостас) сгорели» 44. Как можно заключить, самую драматичную судьбу имела все же книга, особенно в бурные времена освободительных войн во второй половине XIX века. Книги горели на кострах безумья, изымались разными способами. Часто не помогали предупреждения переписчиков, в которых они извинялись за ненамеренные ошибки, и грозили проклятиями тем, кто решит похитить книги из их местонахождения. Многие экземпляры в итоге попали в большие мировые библиотеки и так, по крайней мере, сохранились для научных исследований. Известно, что Гильфердинг, русский консул в Боснии, забрал из заброшенной Доволи книги, «...которые мог унести (особенно писанные на коже), но множество их пришлось бросить... »45 После посещения Гильфердингом Доволя была разрушена. Вук Караджич добрался до старых книг из Черногории и Герцеговины через своего соратника Вука Поповича, возмещая их новыми русскими изданиями. О состоянии, в котором книги чаще всего находились, Попович говорит образно: «... без хвоста и без головы, потертые и растрепанные». 46 Насколько был сложен и непредсказуем путь книги видно из судьбы тринадцати книг из Цетиньского монастыря, которые, после ограбления Махмудом-пашой Бушатлием, оказались в Скадре. Выкупил их один христианин, оставивший о том исчерпывающую запись. Многие книги страдали и от самих черногорцев - при стечении суровых исторических обстоятельств, о чем говорит Негош в предисловии к Шчепану Малому, в котором он говорит: «Документы у нас сохранились слабо, так как по недостатку бумаги часто и листы святых книг использовались в качестве пыжей для ружей».47
Большие монастырские центры, которые обошли военные разорения, сыграли еще одну важную культурную миссию. Кроме того, что они сохранили свои ризницы, они собирали предметы из близлежащих территорий, особенно из заброшенных или подвергающихся угрозам монастырей. При стечении исторических событий в Савине сохранились драгоценности из Милешево, Бани и герцеговинского Твердоша; в Никольце - из Равне Реки - Майстровины и Добриловины; в Цетиньском монастыре - из Пивы и Станевичей.
Что характеризует все монастыри Черногории, невзирая на время их возникновения - это продуманный выбор места размещения. Возведены они на местах, подходящих для духовной жизни и медитирования. Для них подобраны скрытые, освещенные солнцем поляны, защищенные от холодных ветров, размещенные в речных долинах, на морском берегу, на островах озера. К этим благоприятным условиям присоединялось еще одно основное - наличие источников пресной питьевой воды.
Перечисляются и другие преимущества, которые делали возможным ведение монастырского хозяйства. В зависимости от климатических условий и положения монастыри владели лугами, лесами, полями, садами, оливковыми рощами, пасеками и водяными мельницами. В свое время до них можно было добраться лишь по трудно проходимым тропам, и такая намеренная удаленность была одновременно и защитой от неприятеля. В случае если само место расположения не обеспечивало достаточную защиту, наблюдается появление комплекса подчеркнуто оборонительного характера. Подострог, Станевичи и миниатюрный монастырь Введения Богородицы на острове Жаньица 48, наряду с массивными стенами, укрепленными воротами, имеют и оборонительные угловые башни.
……
В архитектуре однонефовых купольных храмов Св. Петра и Джурджевых столпов можно обнаружить близкую связь с которскими романскими строениями, особенно с кафедральным собором Св. Трипуна (Трифона - прим.пер.) и церковью Св. Луки49. Морача относится к зрелым достижениям рашской школы. В основе строения - однонефовое здание с низким поперечным трансептом, куполом на квадратной опоре и притвором50. Градация вертикального вида, внешняя обработка фасада и порталов произведена в стиле романики51. Храм Морачи, построенный на одном дыхании и сохранившийся почти в первоначальном облике, значительно повлиял на церковную архитектуру в последующие века, особенно в применении хорового поперечного трансепта, что встречается в церкви Св. Николая, выстроенных по обету Балшей III, в Прасквице, и в Св. Николае Ивана Црноевича на Ободе в Риечком граду 52. Архитектуру Морачи, как говорят, «повторила» Добриловина, названная по этой причине «малая Морача» 53. Напоминание еще более далекое по времени - о помещениях хоров Морачи - находятся в Челии Пиперской, в Цетиньском монастыре, в Бане и Жупе Никшичкой.
Другую выделяющуюся группу монастырских зданий, построенных в последней четверти XIV и в начале XV веков, представляют собой триконхосы (трилистники - прим.пер.) на островах Скадарского озера и его прибрежье. Традиция трилистных церковных планов присутствовала в Зете еще от периода раннего христианства, что подтверждают исследования триконхосов в Долянах около Подгорицы, и в Баре, оба объекта XVI века 54. Восстановление этой специфичной формы было вдохновлено как традицией, так и влияниями афонской архитектуры - что донесли до Зеты многочисленные монахи со Св. горы Афон. В трилистниках Балшича обнаруживается логичное влияние Зетской, приморской строительной традиции, которая видна в технике кладки, формах арок, сводов, в обработке проемов и звонниц, произошедшей из современной готики 55.
…….
В монастырских ризницах Приморья присутствуют, от XVI и XVII веков, предметы итало-критского искусства, особенно иконы. Одновременно с этими роскошными иконами, которые прибывали на нашу землю благодаря более состоятельным заказчикам - мореплавателям и торговцам - для бедной сельской среды и далее работали мастера из художественной династии Рафаиловича - Димитриевича. С начала XVIII века, когда Черногория установила прочные связи с Россией, начинается ввоз богослужебных книг, икон и обрядных предметов из мастерских и типографий Киева, Москвы и других русских и украинских центров. Во времена князя/короля Николы присутствие обрядных предметов российского производства таково, что каждая обновленная сельская церковь имела главные предметы для совершения обрядов.
В монастырях Черногории собрано все прошлое её народа, который и в бедах и во славе благодаря православному тождеству смог сохранить своё достоинство, в чем монастырские святыни помогали, давая народу силу в моменты испытаний.