Современная автомобильная промышленность своим появлением обязана в том числе Ивану Петровичу Кулибину. В 1791 году во времена царствования Екатерины II нижегородский механик-самоучка, а к тому времени заведующий механической лаборатории Петербургской академии наук, изобрел первую в мире коробку передач и рулевой привод.
Эти узлы были частями т.н. трехколесной «самокатки». И хотя она приводилась в движение механической тягой, т.е. была ближе к велосипеду, в ней были заложены базовые принципы будущего автомобилестроения. Так, ведущее колесо вращалось с разной скоростью. Менять ее можно было с помощью барабана с с тремя венцами. Движение на барабан передавалось через зубчатую передачу, в которой шестерня могла цепляться за какой-либо из венцов. Это фактически полный аналог коробки передач. А рулевое управление осуществлялось с помощью двух рычагов тяги и поворотного круга, связанного с передним колесом.
Удивительно, что сам Кулибин вовсе не считал «самокатку» своим наиболее выдающимся изобретением.
Иллюстрация: Графическое изображение «самокатки» Кулибина.
- здесь:
Манеж