Великие изобретения: Велосипед.
Велосипед (из фр. vélocipède, от лат. velox - быстрый и pedes - ноги) - транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Большинство велосипедов имеют два колеса, но бывают и трёхколесные, и четырёхколесные, и даже одноколёсные велосипеды. Прототипы велосипеда - 4-колёсные повозки-самокаты - строились изобретателями разных стран: Г. Гантшель (Германия, 1649), Р. Ла Рошелли (Франция, 1693), Л. Шамшуренков (Россия, 1752), Овенден (Англия, 1761) и др. Первый двухколёсный велосипед с педалями, большим ведущим передним колесом и малым задним был построен в России крепостным мастером E. М. Артамоновым.
На этом велосипеде он проехал от Верхотурья (под Пермью) до Петербурга (1801). В 1808 в Париже появился двухколёсный велосипед без рулевого управления. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. К. Драйз (Германия) снабдил этот велосипед рулевым управлением (1815), а в 50-х гг. 19 века немецкий механик Ф. М. Фишер приделал к переднему колесу шатуны и педали.
Так сложилась модель велосипеда, названная boneshaker ("костотряс".), - тяжёлая жёсткая конструкция с равновеликими деревянными колёсами, усиленными железными обручами. Со временем деревянные колёса были заменены колёсами с тонкими металлическими ободами, проволочными спицами и сплошными резиновыми шинами. Для повышения скорости движения был увеличен диаметр ведущего колеса.
Появился велосипед новой конструкции - "паук", у которого диаметр переднего (ведущего) колеса иногда достигал 180 см, а заднего 30 см. Этот тип велосипеда просуществовал около 20 лет. В 1893 в Англии был создан велосипед safety - безопасный, в общих чертах сохранившийся до настоящего времени.
В конце 19 века в конструкцию велосипеда ввели цепную передачу, шарикоподшипники (1877), пневматические шины (1889), свободный ход (1894) и механизм переключения передач (1899). Началось промышленное производство велосипедов. Тогда же велосипед начинают применять в военном деле для связи, перевозки раненых, лёгких орудий и военного имущества; в европейских армиях появились самокатные роты.
Первые советские велосипеды были выпущены в 1924 Харьковским велосипедным заводом в количестве 2200 шт.; в 1969 выпуск велосипедов в СССР составил свыше 4 млн. шт. В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеда подразделяются на дорожные, легкодорожные, подростковые, спортивные, детские и специальные.
Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль, масса около 16 кг; легкодорожные велосипеды отличаются меньшей массой (14 кг), уменьшенным сечением шин, обычно оснащаются ручными тормозами.
Для спортивных велосипеда характерны облегчённая конструкция (8-11 кг) из легированных сталей и дюралюминия, низко опущенный руль, наличие переключателя скорости и ручных тормозов (у шоссейных) или без тормозов и свободного хода (у трековых).
Разновидность спортивных велосипедов - тандем - двухместный двухколёсный велосипед с двойной сблокированной передачей. Такая конструкция позволяет экипажу тандема развивать скорость до 70 км/ч. К группе специальных велосипедов относятся цирковые, грузовые, трёхколёсные (для людей пожилого возраста), велоколяски и др.