Война как бы левых против откровенно неправых.

Oct 04, 2012 20:22

Оригинал взят у avderin в Война как бы левых против откровенно неправых.
Оригинал взят у avderin в Война как бы левых против откровенно неправых.
19 лет назад, 4 октября 1993 года в Москве из танковых орудий было расстреляно здание парламента - Белый дом.
Если воюют две стороны, то по сложившейся (странной для меня) традиции одну из них принято считать правой, другую - неправой. Хотя лично у меня обе стороны большинства конфликтов вызывают одинаковое омерзение. Это и война на Кавказе - между зажравшейся и заворовавшейся промосковской элитой, с одной стороны, и отмороженными религиозными фанатиками и законченными бандитами - с другой. И война в Сирии, и война в Ливии… И московские события октября 1993 года. Когда из танковых орудий расстреляли Белый дом.
Я этот расстрел смотрел по телевизору. CNN подсуетилась и организовала всемирное шоу - настоящая война в прямом эфире.
Я был около мэрии (книжка в конце Нового Арбата), когда её штурмовали толпы пассионариев. Изголодавшиеся без работы пролетарии в строительных касках и телогрейках отбирали у милиционеров автоматы. Хорошо хоть, обе стороны стреляли тогда лишь в воздух. А в Останкино, при штурме телецентра были убиты десятки безоружных людей.
Обе стороны были для меня несимпатичны тогда. Несимпатичны они и сегодня. Нам внушали, что парламентарии хотели установить красно-коричневую диктатуру. На самом деле экономические взгляды Чубайса и Гайдара, думаю, не сильно отличались от взглядов Хасбулатова или Румянцева. Наверняка были споры о методах достижения цели, но в направлении движения у них вряд ли были какие-то антагонизмы. Другое дело, чтобы противостоять ельцинской камарилье, последним пришлось блокироваться и с коммунистами, и с откровенными националистами.
А, в общем, шла обыкновенная борьба за власть. Каждому хочется рулить самому, а не быть на побегушках. Шла борьба за кормушку, за откаты… Парламент оказался ими обнесён - и парламентарии завидовали стремительно растущим состояниям людей из исполнительной власти. Когда какой-то тридесятый чиновник ездил на новеньком «мерсе», а известный всей стране парламентский демагог с трудом наскребал денег на банальную «Волгу».
Было бы хуже, если бы победил не президент, а парламент? Не знаю. Возможно, было бы лучше. Возможно - хуже. Возможно - сильно хуже. Возможно - так же. Существенно лучше не было бы точно. Обе стороны возглавлялись одинаково некомпетентной и жуликоватой публикой. Плюс - тогдашние оппозиционеры были очень, очень разными по своим воззрениям. Что не добавляло им предсказуемости. Победив, парламентарии неизбежно начали бы воевать друг с другом. Грузия, если я не ошибаюсь, после распада Союза пережила три гражданских войны. А какая по счёт революция разгорается сейчас в Киргизии? Так что, в длительный союз Баркашова, Руцкого и Зюганова я что-то не верю. Тем более, каждый из них хотел получить власть для себя. А не для кого-то другого. И каждый из них верил, что власти можно добиться силой. И опираться на силу в дальнейшем. О демократии подобная публика вспоминает и верещит только тогда, когда проигрывает. Когда они на коне: для них демократия - ругательство. И слова о том, что 4 октября 1993 года в России была расстреляна демократия, вызывают у меня лишь улыбку. К чести старого алкаша Бориса Николаевича следует заметить, что он быстро выпустил из тюрьмы всех своих противников и даже не препятствовал им в дальнейшем заниматься политикой. В отличие от своего преемника, дед не был злопамятным и был способен на широкие жесты.
Я ушёл от Белого дома, когда танки выходили на позиции для стрельбы. Бессонная ночь вымотала меня. А, что через несколько часов танки откроют огонь - в тот момент, думаю, ещё не знал никто.
Сперва бронетехника стояла на Арбатской площади. Вылезшие на воздух офицеры кучковались около машин. Разговаривали между собой, не обращая внимания на клубящуюся вокруг публику. Настроение у всех было очень подавленное. Обсуждались даже варианты - а может, бросить всё к чёрту и разойтись по домам. Вояки понимали, что, в случае чего, крайними окажутся именно они. Кто стреляет - тот и отвечает. А вовсе не тот, кто отдавал приказ. Тем более, приказы в такой ситуации отдаются обычно устно.
Вокруг начали собираться сторонники Ельцина. Зазвучали выкрики, типа: Покажите этим мерзавцам, где раки зимуют!
Потом, когда техника переместилась к Белому дому (я вслед за ней), вокруг стояла такая же публика и убеждала вояк, что они должны защитить свою страну и своего президента. Именно это давление толпы за несколько часов переломило настроение военных. У них появилась иллюзия, что они выполняют не только приказ начальства, но и, как бы, волю своего народа. Трудно сказать, за кого в тот день больше болел народ. Возможно, всё-таки за Ельцина. Но люди, которые были против, собирались тогда в других местах. А настроения толпы на мосту были однозначно проельцинские. Это всё и решило. Через несколько часов офицеры, которые утром были готовы разбежаться, открыли огонь по парламенту. Тем более, в придачу к народной поддержке появились ещё и обещания квартир и звёзд. Учитесь: вот так делается история.
Previous post Next post
Up