Недавно посетила выставку художницы-авангардистки Натальи Гончаровой «Между Востоком и Западом», которая проходит с 16 октября по 16 февраля 2014 года в Третьяковской галерее на Крымском валу.
Откровенно говоря, после первого посещения я не совсем ее поняла, осознала и прочувствовала, ощущала только какую-то неясность, сумбур, круговерть потока мыслей, чувств в моей голове, теле, к тому же, поскольку выставку огромная, я не успела все посмотреть, поэтому после второго посещения, наконец-то, все стало на свои места, во мне что-то щелкнуло. Мое тело отзывалось почти на каждое произведение, иногда с болью, иногда с легкостью, иногда с отвращением, но, все же, отзывалось. Стараясь по возможности абстрагироваться и полностью погрузиться в созерцание картин, выключив ЭГО и посторонние шумы, я полностью погрузилась в эту атмосферу свободных форм, яркости и сочности повествования, детскости, исконно русской созерцательности духовных исканий, однако мои предпочтения проникли в список того, о чем я бы хотела поведать в своем рассказе.
Меня очень тронула испанская тема. Известно, что Гончарова в своих путешествиях, побывав в Испании, раз и навсегда влюбилась в нее, ощущая «какие скрытые силы таятся в ней, как в России». Тема проявлена по-разному, самобытно, но особенно выделяются несколько картин, о которых я бы хотела рассказать.
Прежде, чем погрузиться в чтение, рекомендую включить и слушать попутно прекрасную музыку Сары Вон, одной из величайших джазовых вокалисток XX-го века, наряду с Билли Холидей и Эллой Фицджеральд
http://music.yandex.ru/#!/album/1139085, которая помогает окунуться в эти ощущения вечного праздника жизни!
Наталья Гончарова «Весна. Белые испанки», 1922
Смотря на эту картину, чувствуется лиричность, романтичность, спокойствие, достоинство, но, в то же время, хаотичность, движение. Мне все это очень близко, я всегда ощущала себя где-то рядом, но, то, что я увидела, безусловно, привлекает своей декоративностью форм, содержательностью, емкостью, простотой и очарованием, ты словно входишь в полотно, становясь его частью (к тому же, это позволяет композиция). Можешь проникнуть в это интимное пространство, наполненное истинно гордым звучанием, чистотой девичьих сердец и их достоинством, насладиться вышивкой, кружевами, колоритом костюмов местных дам ушедшей эпохи, полюбоваться на изящные мантильи, но особенно меня впечатлил пейзаж на заднем плане, как оказалось, нежнейшие лепестки, которые придают картине романтичность и трепет, это цветущая вишня (хотя поначалу подумала, что сакура). Всем известно, что цветущая сакура воспевается в культуре Японии, но и в Европе цветение вишни не проходит незамеченным. Так, в Испании в долине Херте, где вишнёвые сады насчитывают более миллиона деревьев, ежегодно проводится «Фестиваль цветущей вишни». О боже, как это красиво! К сожалению, не была на этом фестивале, но даже по фото, могу судить насколько это потрясающе, нежно, проникновенно, и этот вишнево-сладковатый аромат, разносящийся повсюду, наверняка заставляет кружиться голову. А ведь вишня такая разная!
Хотела бы я пройтись по этой дорожке…
Что еще привлекло мое внимание на этой картине, посмотрите слева, чуть поодаль стоящая девушка, она выделяется закрытой позой, и темным цветом платья, и презрительно-оценивающем выражением лица, словно смотрит на рядом стоящих девушек, которые не приняли ее в компанию и завидует им, а дерево на заднем плане словно разделяет картину на две части. Темное и светлое - все это немыслимым образом завязано в натуре человека. Еще по пропорциям, фигуры огромны, когда стоишь и смотришь на них, они словно довлеют над тобой, ты задыхаешься, за счет вытянутости форм, даже деревья с ними наравне. И какой же еще поразительный ажур у мантильи и на подолах на платьях… ммм… Картина выполнена в пастельных тонах, что придает романтичность, нежность, но этот трепет, за счет подвижных фактур, мельтешения форм, цвета и линий. Ритмы острых углов цветов на подоле, локтей, накидки на голове, ветвей деревьев уравновешиваются за счет округлости форм лепестков вишни, форм лица девушек, платьев.
И при этом странное изображение испанок на другой картине.
Вглядитесь в эти формы, они словно режут, отрывают куски от плоти, и эти пустые черные глазницы пугающе смотрят на тебя, полуоткрытый рот что-то хочет сказать или прошептать. Острые углы сразу бросаются в глаза, но все гармонично за счет округлых ритмов. Я бы сказала, что по духу ближе к конструктивизму, как конструктор лего, припаянные головы и неживые деревья на заднем плане. Другое пространство - другие ощущения и эмоции.
Или еще одно занимательное полотно.
Тема собак, почему-то очень трогала Гончарову. Заметила, что на многих ее произведениях они с огромной пастью и очень острыми клыками во весь ряд.
Ритмы-ритмы упругой линии и острых углов, привлекает твой взор. Заметна любовь Гончаровой к русскому самобытному стилю. Узорчатость, красочность, фактурность. Определенно она черпала свое вдохновение именно в своей культуре, своих корнях, изображая цветы, как это раньше делали в росписи по дереву, лаковой миниатюре, вышивке на одеждах, платках и т.п.
Какой похожий колорит!
А вот такая шкатулочка у меня дома. От бабушки осталась!
Она смогла уловить и выразить эту тонкую связь между самобытностью культур России и Испании!
Сравните с еще одним цветочным орнаментом у Гончаровой!
А вот еще испанки.
Гордость, величие, сосредоточенность, кружевные мантильи, ритмы форм, фактур и линий. Интересный черно-белый контраст! От всего это создается впечатление, хоть и монументальности, но все двигается, закручивается и резкий переход одного в другое. Можно заметить эту резкость линий, чего не скажешь об этой картине.
Плавные линии, светлый тон, и только эти красные губы горят на розоватом лице. Спокойная сосредоточенность, взгляд как бы направлен внутрь себя, величественная поза аристократки. Все та же мягкая округлость форм гармонирует с острыми углами. Мягкий, нежный колорит.
Побродя по залу, я с удивлением обнаружила интересный портрет Гончаровой.
Он приковывает к себе внимание, за счет резкости, угловатости, размашистости, коллажной темой, но главное - это вдумчивое лицо, строгое к себе, к жизни, упрямое и своевольное, эти глаза, которые уводят нас куда-то в далекие дали, она не смотрит в глаза, словно пребывает в другом, своем мире. Яркая картина, такая же, как и творческий талант самой Гончаровой, несомненно, она была яркой, неординарной художницей, которая провела около 60 лет с автором этой картины Михаилом Федоровичем Ларионовым.
Кстати, на фото она раскрасила лицо, чтобы привлечь внимание к своей персональной выставке, которая проходила осенью 1913 года, где основная тема картин была лучизм. Более того Ларионов полагал, чтобы быть модным, женщине надо ходить с обнаженной или татуированной грудью и лицом, а мужчинам с тем же самым, но на ногах. Прогулка на Кузнецком мосту с раскрашенными лицами, которая прошла накануне открытия выставки, весьма удивила прохожих, недоумевающих, почему стали выпускать не долеченных пациентов. Удивительно! Вот такая она была эпатажная и уникальная пара.
Муж Гончаровой Ларионов был один из основоположников русского авангарда.
Портрет Михаила Ларионова, 1913
Им суждено было быть вместе, он был ее учителем, ее вдохновителем, ее лучшим другом и спутником жизни. Посмотрите документальный фильм об этой удивительной паре
http://old.tvkultura.ru/news.html?id=690770&cid=10564 и вы узнаете много нового, например то, что Гончарова причисляла себя к «всёчеству», т.е. она творила во многих жанрах, будь то импрессионизм, футуризм, лучизм, кубизм, примитивизм, поэтому она была первым «всёком», и не причисляла себя ни к какому отдельному творческому сообществу. Девиз ее направления: «Все, что до меня - мое!»
Моргунов А.А. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, 1913
Понравилось одно изречение Михаила Ларионова: «Не забыть, став взрослым, ощущения детства», поэтому он учился у детей новым формам, обратясь к детским наивным рисункам, а также говорил, что надо учиться у самобытных художников-самоучек, солдат, что пишут на заборах и уличных вывесочников.
Не правда ли, они так похожи на ларионовские картины?!
Ярко, сочно, красочно, по-детски наивно и образно. Но зато, сколько здесь родного! И в простоте есть знания о наших корнях, о наших мечтах, когда переносишься в детство, становится так хорошо на душе, спокойно…
Особенно меня привлекла эта фигура льва.
Ммммм… прекрасное существо, но, все же, что таится за этой улыбкой? Контраст противоречий: острые углы и округлые формы. Он в своей природной стихии, он король джунглей. Почему-то хвост в виде проросшего ростка, и непропорционально большие лапы. Холодный и теплый колорит, все колышется и дышит.
«Мы не видим сами предметы, а видим отраженные от предметов лучи», - говорили физики, так Ларионов, а вслед за ним и Гончарова обратились к лучистому рисунку. Поэтому свет увидел такие картины Гончаровой, как:
Лучистые картины не менее привлекают своим колоритом, бьют в глаза эти лучики, дробят пространство, формы, это словно взрыв! Все двигается, искрится и мерцает…
Все двигается, искрится и мерцает, как в детском калейдоскопе, который я так обожала в детстве!
Гончарова любила рисовать натюрморты. Обожала цветы, самые разные, и могла передать эмоции каждого лепестка и листочка. Подсолнухи (к сожалению, не смогла найти в интернете), отчасти напомнили мне Ван Гога.
Ван Гог «Ваза с пятью подсолнухами», 1888
И каждый раз новая эмоция, лирическая, веселая или меланхоличная, наполненная звуками, тишиной, созерцательностью, звучанием ритмов, фактур, линий и образным решением. Каждому настроению вторит свой колорит.
А вот еще одна интересная картина, которая отчасти похожа на Ван Гога (это пришло в голову, как только я взглянула на нее).
Помните?
Ван Гог «Прогулка заключенных», 1890
Но смысловая нагрузка иная. Нет этой обреченности, усталости, непонимания, поиск смысла жизни, отчаяния, здесь, скорее, мы можем наблюдать за тихим сельским вечером, когда усталые труженицы собираются вместе и проводят время вместе (поют, играют, прядут, шьют, вышивают и т.п.). Хотя лица едва обозначены, но чувствуется, что добрые, а та, что ближе к нам, обернулась и смотрит на нас, даже слегка приподнимает руки навстречу нам, как бы приглашая присоединиться к их хороводу.
Кстати, Ларионов сначала ценил творения импрессионистов, но после посещения Парижа, где обошел все музеи и побывал на выставках, высоко оценил творчество Ван Гога, Сезанна и Гогена. Конечно же, после этого он заразил своими идеями и Гончарову.
Меня также особенно поразили несколько работ в стиле пуантилизм, который подразумевает использование чистых, не смешиваемых на палитре красок, наносимых мелкими мазками прямоугольной или круглой формы. Такие картины хорошо воспринимаются глазом на некотором отдалении. Этот жанр позволяет создать яркие, контрастные по колориту, тонко передающие нюансы цвета пейзажи, а также повысить декоративность картин. Полотна, написанные в пуантилистической манере, воспринимается как декоративные, практически близкие к орнаментике. В ней есть что-то сродни вышивке и гобелену.
Убедитесь сами!
Какой же это невероятный живописный сюжет, подчёркивающий контрасты цвета и формы, и в то же время смягчающий контуры и пластику.
Религиозная тема стоит немного особняком, но насколько же она колоритна, значима и так одухотворенна, за счет детсковатой наивности форм, робости, кротости, русской открытости, наивности, но полная такой житейской мудрости, чувствуется, с какой любовью автор подошел к написанию картин, вложив частицу своей души.
По духу схоже со старорусской иконой великого мастера иконописца Дионисия.
Дионисий «Богоматерь Одигитрия», Третьяковская галерея, 1482
Феофан Грек. Фреска Архангел, 1378. Фрагмент фрески в Церкви Преображения, Новгород
Как согбенны эти фигуры, а лица преисполнены страдания. Они каются, они скорбят, от этого их линии вяло стекают вниз, тогда как фигура ангела резка и стремительна.
Можно наблюдать всё ту же декоративность, красочность, где-то тона теплые, где-то холодные, и эти острые углы, необычный наклон тела. Последняя фигура преисполнена резкостью и угловатостью.
Некоторые образы мрачны, полны страшных опасений и взволнованы, причем каждый в своем пространстве и со своей эмоцией.
Вы только посмотрите на эти вытянутые образы, как на старорусских иконах великих мастеров Андрея Рублева, Дионисия.
Дионисий
Андрей Рублев «Андрей Первозванный», 1408
Ну и напоследок, хочется осветить немного тему театра, так тесно связанную с именем Гончаровой и Ларионова, поскольку они создавали прекраснейшие декорации и костюмы к «Русским сезонам» Дягилева, вдохновленные русским народным творчеством, кроме того Гончарова работала с известным дизайнером начала XX века Надеждой Ломановой и создавала модели для других Домов Моды в Париже.
О! Это кузнечик-царь меня покорил!
Насколько все передано красочно, с русской душой, с размахом, каждый персонаж в своем мире, кто-то спокойный. Кто-то меланхоличный. А кто-то веселый и жизнерадостный, трагичный, быть может, немного сердитый, но все они такие разные и тем более, очень занимательно их разглядывать!
Но особенно (как вспышка!) меня поразила эта композиция.
«Она же из детства, такое родное-преродное!» - сказала я себе и умильнулась. Все-таки все мы, рано или поздно, возвращаемся к своим истокам.
Еще удивительнее, что Ларионов заинтересовался хореографией (!), настолько этим увлекшись, что Дягилев разрешил ему ставить балеты и обучать молодых хореографов авангардным звучаниям.
А вот и они, известные модели от Гончаровой! Она была очень популярна в свое время, и многие парижские модницы (в Париж она вместе с Ларионовым уехала по приглашению Дягилева, и так и осталась здесь до конца жизни), мечтали носить именно такие платья!
Сколько в них шарма и очарования, игры и озорства, элегантности и манер. Прослеживаются все те же узоры, гармония острых и округлых форм, ярко выраженная эмоция, русские мотивы.
Кажется, пора заканчивать, я уже многое написала, а сколько еще хотелось бы сказать, но пока это больше на стадии вихреобразного потока мыслей в голове и сумбурно-неясных желаний. Я довольна, что посетила эту выставку, кто там еще не был, не знает или сомневается - гоните сомнения прочь, идите не раздумывая!