В преддверие Самайна, более известного в широких кругах как Хеллоуин… наступает время немножко страшных историй. Которые, впрочем, не так и страшны. Накануне преддверия мы с друзьями, следуя древней традиции, послали всех в баню, а сами пошли в сауну. Где ненароком сотворили любопытнейший, по-моему, кино-список. По просьбам «постоянных радиослушателей» публикую его здесь.
Он отвратителен. Но эта отвратность притягивает взгляд, побуждая зрителя следить за острыми разворотами психологического абсурда, вершащегося на экране. Словно фальшивая конфетка в яркой или прилизанной обертке, за которой скрывается нечто безвкусное, а то и вредное, шаг за шагом персонаж разворачивается перед вами во всём гротеске духовной ущербности. Да, это история о психопате. Она завладеет вашим вниманием на часок-другой, может чуть дольше. И время пролетит нескучно.
5 драматических триллеров, сюжеты которых способны захватить ваше внимание...
Ингрид Бергман, Шарль Буайе и Джозеф Коттен. «Gaslight».
«Газовый свет». Классика жанра 1944 года рождения, подарившая миру термин «газлайтинг». Что, по сути, означает «запутывание». Специфическая форма психологического насилия, выражающая во лжи с целью заморочить, вселить неуверенность, свести объект действий с ума, убедив в том, что он (она) уже не в себе. «С тобой что-то не так», «тебе всё кажется», рояль не стоял в кустах… кусты стояли в рояле и поставил их именно ты, ты просто не помнишь. «Да» и «нет» не говорите, черный-белый - не берите. Как-то так и в том же духе.
Сюжет картины незамысловат, но испещрен множеством тонких деталей. Не лишенный некоего обаяния мошенник на всю голову женится на очаровательной молодой леди и начинает… медленно и планомерно вскапывать её мозг. Всякий раз как ненаглядному супругу захочется вечерком пошарить на чердаке в поисках заветных драгоценных камней, бедняжке начинает казаться, что свет в доме как-то потускнел, а сверху поскрипывают чьи -то шаги… С чего бы это, право? Да, она явно сходит с ума. И дело пахнет газовой лампой. Но в игру вмешивается герой, и хэппи-энд гарантирован. Героиня тоже немножко проявит характер. Всё обязательно будет хорошо, только не у того супруга на всю голову.
Весь смак картины кроется в деталях, здесь главное - психологизм.
Николь Кидман, Риз Уизерспун и Шейлин Вудли. «Big little Lies».
«Большая, маленькая ложь». Яркая психологическая драма 2017 г., охватывающая широкий спектр человеческих отношений. Семья, любовь, дружба, социум… Переплетение женских судеб. В центре сюжета - тема разнопланового «абъюза», насилия и домашней тирании. На публике он появляется как профессионально успешный человек и чуть ли не идеальный семьянин. За кадром - садист, склонный проявлять разного рода жестокость. Впрочем, он бывает и весьма милым… И, кажется, обожает своих детей. Да и жену… в исполнении Николь Кидман. Это может свести с ума?... Или нет. Здесь не стоит ожидать появления нового героя. Героини и случай возьмут ситуацию в свои руки.
История, выпущенная в форме мини-серий по мотивам романа Лианы Мориарти, займет у вас несколько больше одного-двух часов. Но вопреки психологической напряженности действа смотрится легко. И если кино-блюдо придется по вкусу, можно продолжить «банкет». Испробовав вторую часть, поданную на экраны в 2019 году.
Джуд Лоу и Гвинет Пелтроу. «The Talented Mr. Ripley».
«Талантливый мистер Рипли». Это произведение Патриции Хайсмит было экранизировано дважды. Французская версия 1960 года, где главную роль исполнил Ален Делон, носила название «На ярком солнце» и была далека от оригинала. Её задумали иначе. И взору зрителей явился довольно плоский бесчувственный негодяй, жаждавший извилистым путем извращенно-преступных ухищрений занять чужое место под солнцем. Присвоить жизнь, невесту, деньги… Главное - деньги. У его ущербности нет даже глубины. Она плавает наверху, как то, что не тонет. И итогом, сгорает… на том самом, манящем яркостью солнце. Ладно слаженный триллер своей эпохи. Не более.
Создатели экранизации «Мистера Рипли» 1999-го г. подошли к воплощению и раскрытию образов более чутко. Здесь вы увидите, может, и не всю, но некую глубину падения. Этот убогий, закомплексованный, постоянно ощущающий свое ничтожество Том Рипли (в исполнении Мэта Деймона)… как он хотел слиться с состоятельным, притягательным, обласканным любовью прекрасной девушки красавчиком Дики. Стать его другом?... или стать им. Нереализуемое безумие. Конечно, но. Спонтанно-извращенная изощренность больного ума в комплекте с трусливой подлостью - тот еще преступный винегрет. Который, впрочем, закономерно быстро прокиснет.
...Спустя время первое, что всплывает в памяти при упоминании «Мистера Рипли»… Джуд Лоу сыграл Дики Гринлифа, Гвинет Пелтроу - его возлюбленную Мардж. И в отличие от своей французской предшественницы, изобразившей героиню-куклу в триллере по верхам, Гвинет довелось воплотить на экране - чувство. Многогранную гамму эмоций любящей женщины, чье сердце даже гипотетически не могло бы открыться этакому «Рипли». Джуд Лоу же, по сведениям источников, сниматься в картине не хотел. Из-за фокусировки акцентов на внешних данных героя, а, может, и еще по каким-то дополнительным причинам. И его можно понять. Видимо, режиссеру понять удалось, а заодно и уговорить. Фильм состоялся. И качественно. Теперь каждый имеет возможность сказать: «Помните, да, ну надо же, там снимался Лоу…»
Психоанализ же криминальной составляющей фата-морганы сюжета, более походящей на воспаленный сон писательницы П. Хайсмит, хочется сложить в ироничную фразу: «Испробуйте отвращение на вкус. И забудьте».
Бен Аффлек и Розамунд Пайк. «Gone Girl».
«Исчезнувшая» (2014г.). И снова нашумевшая экранизация, на сей раз романа-триллера автора Гиллиан Флинн. Главные роли в картине исполнили Бен Аффлек, Розамунд Пайк. И вот как это было. Жили-были муж с женой, красивая и будто бы счастливая пара. И однажды миловидная супруга, страдавшая психопатией в скрытой форме, решила отомстить мужу за измену. Она инсценировала свое исчезновение, чтобы на ненаглядного пали подозрения в убийстве. И чем дальше вы станете углубляться в дебри дневников героини… тем толще будут партизаны ее искаженного сознания.
Эми в исполнении Пайк постарается сделать всё возможное, чтобы сочувствие зрителя прочно закрепилось за героем Аффлека. Но ощущение гротескной абсурдности происходящего от этого не померкнет. Фильм качественно поставлен, четко отработан… и словно сюрреалистичен. Всё происходящее на экране кажется далеким от естественной реальности, этаким взглядом на мир сквозь призму остро-бредового видения. Где затаенная дикость с женским ликом нарушает законы здравой логики и выходит за границы разума, словно не имея человеческих чувств. Весь этот «дикий психологизм» картины со множеством логических несостыковок можно было бы воспринять как «трэш», если бы действо не было подано столь серьезно. Но нескучные «часа полтора +» практически гарантированы.
Хелен Миррен и Иэн МакКеллен. «The Good Liar».
«Хороший лжец», явившийся миру в 2019 году, был поставлен по одноименному бестселлеру Николаса Сирла. И есть в этом полотне этакая английская неспешность. Фильм интригует без суеты - с первых нот и до финальных аккордов.
Прожженный пожилой мошенник Рой Кортни знакомится в интернете с импозантной обеспеченной вдовой Бетти Маклиш. И в фантазиях своих уже того гляди нагреет леди на тепленькую сумму. Однако в сознании хронического лжеца, как видно, лишенного способности чувствовать людей, не возникает и тени мысли, что дама не та, кем представляется. И всё вокруг нее не то, чем кажется.
Если вам мгновением представилось, что старичок столкнулся с ловкой аферисткой, превзошедшей его собственные «таланты». То направление неверное. «Все на пол, руки за голову, это Интерпол…» - тоже не совсем то. Однако будет интересно. Игра Хелен Миррен здесь уверенна и органична. Возможно, уже в начале вам захочется подметить, дескать, «она взяла его за нос и водит». Но вот куда и почему она ведет… завладев вниманием зрителя. Ответы могут оказаться неожиданными. И, может быть, эта авантюрно-психологическая драма оставит вам на память привкус легкого удовлетворения от просмотра.