Исаак Левитан. "Что постигается любовью..."

Mar 31, 2011 19:52

«...никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий увидит, что даже и назвать нельзя, так оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого не может быть истинный художник».
Из письма И. Левитана к другу А. Чехову.

Живопись нужно чувствовать взглядом… ее суть невозможно передать словами. Хотя порой она питает слово и сама питается его образами. И все же - соприкасаться взглядом. С работами же этого художника лучше встречаться лично - тет-а-тет. Ни одна, пусть самая добротная, репродукция не способна передать всю гамму чувств, все краски души…
Но, безусловно, хорошие репродукции лучше, чем всякое их отсутствие.

Музой художника была российская природа, но и в своих путешествиях по Европе он находил вдохновение. Особой любовью его пользовались маленькие итальянские и французские городки и укромные уголки с их уютной красотой. 
Озеро Комо на севере Италии. Набережная. Одна из ярких, но малоизвестных работ И. Левитана.

 ...я была знакома с работами художника. Мы встречались в Третьяковской галерее и других интересных местах. Была знакома… Но я его не знала - чувством.
…и только теперь… на выставке около двух недель назад я осознала это имя - Исаак Левитан. Здесь были собраны его полотна из разных стран, музеев, частных коллекций… Сочная эмоционально-насыщенная гамма. Первое ощущение… наиболее близко к нему слово - восторг. Неожиданный восторг. В глазах проснулся блеск… Я проплывала от картины к картине, впитывая взглядом переливы настроений, музыку светотеней… Живое волшебство. По этой зелени хотелось сделать шаг, к воде - притронуться рукой…
...Современники находили, что в картинах Левитана кроется некая тайна. Его называли глубоким живописцем и описывали как человека тонкого, ранимого, впечатлительного… В кругу близких друзей он мог порой быть веселым шутником, но имел склонность к мечтательной грусти, любил долгие прогулки, уединение с природой. На планере он набрасывал этюды, а позднее превращал их в большие полотна. И посетителям выставки представилась возможность последить за движением мысли художника - от этюда к пространству глубины. Картины его были насыщены чувством живописца-лирика, владевшего искусством сквозь образы - пейзажа ли, цветка ли в вазе - передать тончайшие переживания души. Но несли они в себе и философское содержание.
«Над вечным покоем»… такое имя он дал одной из своих знаковых работ. И характеризовал ее словами: «В ней я весь». На полотне струился свет, белесый и небесный… в сияющем ореоле грозовых туч. Над беззвучным трепетом озера, пронзительно-умиротворенной зеленью холмов и равнин… и церковью, застывшей в молчаливом обращении к небесам.
Неутомимый искатель совершенства… Художник находил неземную красоту в простых, бесхитростных видениях… ту красоту, которую иной порой и не заметит. Он же, реалист в высоком смысле слова, был одержим жаждой воплотить в красках, передать свое чувство мирозданья.
Он прожил всего 40 лет, но сколько он успел, сколько создал… что иной не успеет, кажется, и за несколько жизней. При этом художник оставался требователен к себе. И если его творение не соответствовало его же ожиданиям в полной мере - он переделывал все заново. Искатель совершенства… «Как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира - земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны…».
©

image Click to view

грани искусства, галерея отражений

Previous post Next post
Up