О болевой ЧЭ по-обывательски

Apr 04, 2013 14:14

 Наконец-то я решила написать пост на тему, наиболее сложную для свободного и грамотного рассуждения. Напишу я сегодня о своей болевой. Вернее, даже не столько о болевой ЧЭ в общесоционическом смысле, сколько о моём личном понимании и восприятии этого аспекта.
 Сразу скажу, что я никогда не осознавала своего дефекта по ЧЭ (точнее будет сказать, не осознавала до тех пор, пока не взялась за детальный разбор собственных функций). Не знаю, у всех ли подобным образом обстоят дела с болевой, но думаю, что всё-таки неспроста четвёртая функция модели А названа этим страшным словом. Неадекватность действий по ней осознаётся плохо, а критика воспринимается очень болезненно и зачастую кажется необоснованой.

Так что же включает в себя болевая ЧЭ в моём понимании:

1. Неспособность рассчитать силу и качество эмоционального воздействия, адекватные в той или иной ситуации.

"Не будите мою болевую. Там спит Гамлет. Разбудите - пожалеете" (с)То, что хотелось бы сказать по данному пункту, уже всем известно. Сюда мы отнесём и известную легенду (именно легенду) о Бальзачно-Габенистых камнемордах, и уже опостылый пример неуместного выражения эмоций - смех на похоронах. Ну, впрочем, примеры можно приводить бесконечно.
 Не стоит считать, что мёртвое спокойствие с камнемордной мимикой - единственное агрегатное состояние болевого ЧЭ-шника. Если хорошо постараться, можно увидеть нечто прямо противоположное (иногда и стараться не нужно: всё зависит от того, какой опыт по болевой получил и использует каждый конкретный индивидуум).
 Болевая функция - одномерная (т.е., ориентирована только на имеющийся у субъекта опыт), продуктивная.  Это - своего рода рычаг, имеющий только две позиции для переключения: 0 и максимум. Человек сам решает, какую позицию выбрать, и - о, чудо - иногда даже прокатывает.
 Но повседневность изобилует различными, совершенно не похожими одна на другую ситуациями, и понятно, что на этих двух позициях не вырулишь при всём желании.  Когда мы переводим рычаг в позицию  "максимум", начинается гонка по оживлённой трассе на максимальной скорости без возможности затормозить. А позиция "0" - это как стоять на этой же трассе.
Приходится выбирать из двух зол меньшее. А это не всегда получается без ущерба себе, так как самооценка по данной функции не отличается адекватностью и объективностью. Вот и выходит, что мы либо стоим на оживлённой трассе в час пик, вызывая недоумение других водителей, либо гоним на полной скорости, периодически заруливая на встречную полосу и собирая бампером встречные столбы (в лучшем случае) и другие автомобили (в худшем).
 По этому же принципу, не располагая промежуточными вариантами, мы и проявляем свои эмоции. Понятно, что первый вариант более безопасен. Наверное, именно поэтому большинство болевых ЧЭ-шников пытаются максимально скрыть свои эмоции под холодной оболочкой. Но, впрочем, всегда следует помнить, что у заевшего рычага болевой ЧЭ есть и максимальная, опасная позиция.
 Качество проявляемых эмоций у болевых ЧЭ-шников, впрочем, тоже не всегда адекватно ситуации. И, думаю, это опять исходит из того, что они не могут похвастаться адекватностью самооценки и правильностью восприятия информации по данной функции. И, кстати, вполне уместные вопросы (вербальная реакция на неадекватно проявленную  эмоцию в той или иной ситуации), вроде "Что ты смеёшься-то?" или "Почему ты такую морду скорчил?", вызовут у болевого ЧЭ-шника лишь ступор да недоумение.
Кстати, проявляться всё это может не только в повседневном общении, но и в творчестве. Я немного рисую. Недавно  получила абсолютно адекватное замечание со стороны сразу нескольких людей к одной из новых работ (http://www.flickr.com/photos/venenawinterhearted/8552985202/in/photostream). "Парню ведь руку отрубило, почему он смеётся?". Действительно, почему? А я не знаю, почему. И, рисуя работу, уж точно не задумывалась над этим (даже несмотря на то, что намеренно приняла во внимание и прямо-таки выдраила эмоцию девушки).

2. Неспособность понимать эмоции других людей, цели и задачи их эмоциональной экспрессии.

Попадая в среду, пресыщенную эмоциями и полную накала, болевой ЧЭ-шник чувствует себя как слепец в чаще ночного леса.

- И зачем это люди сыплют эмоциями направо-налево? Ах, оказывается, эмоции ещё можно как-то использовать... Понятное дело: надо же как-то отстаивать своё мнение тем, у кого нет и никогда не бывает логичных аргументов в свою защиту.
- Зачем решать противоречия истериками? Это, как минимум, глупо. Сами подумайте: как может эмоциональная экспрессия повлиять на исход ситуации? Лучше от дикого ора ещё никому никогда не становилось... Стало? Как же так? Где здесь логика?
- Почему за километр от этой небольшой компании молодых людей слышен громкий смех? Почему этот смех кажется мне зловещим и немотивированно агрессивным? Обойду-ка я лучше их, да так, чтобы не заметили.
- Чей-то внезапный смешок за спиной... Электрический разряд по спине: опять надо мной смеются. Что во мне смешного, скажите? Что, оказывается, они просто так смеются? Только непонятно, почему это обязательно нужно делать рядом со мной.
- Друг захотел смачно сморкнуться вам в жилетку и пришёл в гости. Во время задушевного разговора, он внезапно начинает плакать. Глаза на лоб: зачем он так, я-то ничем его не обижала! Что делать-то? И вообще, как в такой ситуации себя вести? Подбодрить, наверное, нужно. Вот только подходить ближе, чем на метр, почему-то совсем не хочется.
- Вообще, дети - милейшие создания. Просто смеются они слишком громко. А уж если в плаче заходятся, то пиши пропало...
- Нет, я не пойду на вечеринку в клуб. Ко мне вечером приезжает троюродная тётя шестой племянницы маминой двоюродной бабушки. А ещё моё платье в стирке, и я не пью. И у туфель набойки совсем стёрлись. И ключ от квартиры я потеряла. Да и вообще, я хочу уже дочитать эту книжку! А какой смысл бестолково махать руками среди орущих пьяных идиотов?
- Да, мне не нравится эта вокалистка. И плевала я, что её признали одной из лучших в своём жанре. Как вообще можно терпеть эти заунывные, замогильные интонации с непрерывно нарастающей громкостью... Что, это называется эмоциональным пением? Оказывается, если выйти на сцену и устроить истерику, можно и в рок-дивы попасть... Это точно эмоциональное пение, а не истерика? Я что-то не понимаю в этой жизни...

3. Неспособность разобраться в собственных чувствах и эмоциях, их глубине и силе; дать им название.

Эмоциональное восприятие болевых ЧЭ-шников хромает не только тогда, когда информация по аспекту поступает от других людей. Оценка собственных эмоций и чувств также не всегда бывает правильной и адекватной. Здесь, для иллюстрации того, что я хочу сказать, лучше всего подойдёт личный пример.
Итак, я оттипировалась и более или менее хорошо изучила свой социотип. Но даже после этого одна несостыковка долго не давала мне покоя. "Разве у меня нет эмоций и чувств?! - думала я возмущённо, - Да у меня их столько... столько, что я, порой, захлёбываюсь в них!" У меня действительно достаточно эмоциональное поведение, хорошая жестикуляция, яркая мимика... Но есть одна маленькая деталь: я практически никогда не понимаю, что именно я чувствую в настоящий момент.
  Мне бывает чрезвычайно сложно распутать  клубки своих эмоциональных нитей. Я часто не понимаю, как озаглавить те эмоции, что я ощущаю, наиболее корректно, как описать то, что я чувствую, словами. Сила испытываемого чувства, эмоции также не всегда оценивается мною адекватно.
 Раньше я объясняла это чрезмерным  богатством и насыщенностью палитры собственных эмоциональных ощущений. Теперь понимаю: именно неспособность разобраться в том, что именно ты чувствуешь - верный признак того, что ЧЭ "болит". По аналогии: Дон, например, не понимает, кто и как к нему относится (болевая БЭ); Гам, испытывая какие-либо неприятное ощущение, не может определить, что именно беспокоит его на физическом плане (болевая БС).
 Вот как всё запутано. Как же болевому ЧЭ-шнику ориентироваться в мире, пресыщенном человеческими эмоциями (которые даже используются, зачастую, как оружие)? У каждого, думаю, здесь работают свои методы. Можно включить логику и подчинить логическим законам имеющиеся этические головоломки. Можно отрывать у ромашки лепестки, причитая: "Люблю - не люблю - ненавижу - презираю". Можно наблюдать за своими внутренними ощущениями, оценивать, что проходит со временем, а что - нет, и делать соответствующие выводы. Факт остаётся фактом: любую болевую можно (и нужно) прикрыть за счёт более сильных функций модели А.

4. Неспособность предугадать эмоциональную и чувственную реакцию людей в различных ситуациях.
"Я пытался их до смерти рассмешить,
Но пришлось, как в старой сказке, просто задушить"
(с) КиШЕсли у Вас предельно расшатана болевая ЧЭ, и Вы, порой, закатываете гамлетообразные шоу и истерики, не обольщайтесь. Это не значит, что Ваша болевая прокачана. Это не значит, что Ваша ЧЭ "болит" меньше, чем у тех, кто предпочитает вообще не выражать эмоций. И это уж точно не означает, что Вы владеете техникой эмоциональной манипуляции.
 Такое поведение, конечно, может нести определённый профит (если оно используется с целью оказать влияние, давление на кого-либо), ведь действие по болевой не всегда ведёт к провалу. Но оно может и поставить Вас в крайне неловкое положение. Как ни крути, Вы и рядом с Гамлом не валялись ))
 Вся разница в том, что Гамлет точно знает, когда нужно остановиться. Он хорошо рассчитывает силу своих эмоций и их качественную характеристику. И не менее точно предугадывает  реакцию на сиё действо объекта своего эмоционального воздействия. Болевой ЧЭ-шник же, включив свою ЧЭ, остановиться уже не сможет, даже когда логически поймёт необходимость этого (не верите? Проверьте!) И предугадать эмоциональную и поведенческую реакцию зрителя  на этот дурацкий концерт, увы, тоже не в его власти.
 Именно поэтому мы можем расстроить или взбесить кого-то нечаянным словом или действием, совершенно не желая этого. И в ответ, кстати, с большой вероятностью получить по болевой (как Вы, например,  отреагируете на возмущённое и громогласное  "Я расстроился"?). Именно поэтому при попытках коряво описать свои чувства и эмоции в каком-либо тексте, сочинении, стихотворении, мы зачастую не получаем желаемой ответной реакции (или же получаем её в извращённой и гипертрофированной форме).
Вы можете сколько угодно подкалывать бета-виктимов и их интеллектуальные способности, но их методы эмоциональной манипуляции Вам не по зубам (что, впрочем, трагедией вовсе не является). Спокойно, им наши методы тоже не по зубам.

5. Страх проявлять эмоции. Страх быть поднятым на смех.

Уверена, что каждый болевой ЧЭ-шник неоднократно накалывался, когда проявлял эмоции "не в кассу". И в этом нет ничего особенного или постыдного: такие ситуации - основа нашего опыта по болевой. Именно на основании этого опыта человек делает выводы, как вести себя со своей ЧЭ в дальнейшем.
 Однако, такие ситуации никогда не обходятся без минусов. Кто-то ведь непременно будет присутствовать рядом, и не упустит возможности высказать своё мнение о случившемся. А критика по болевой воспринимается... сами знаете как. Неадекватно, болезненно и, порою, травматично. А если ещё и по активационной пройдутся, списав неадекватно проявленные эмоции на неэтичность и невоспитанность - травматично вдвойне.
 Я объяснила бы страх и нежелание проявлять эмоции у болевых ЧЭ-шников формирующейся в таких случаях причинно-следственной связью: "если я попытаюсь выразить то, что чувствую, меня поймут неправильно и будут критиковать". Действительно, легко быть понятым неправильно, если не умеешь адекватно выражать свои эмоции, да и вообще, порою, не понимаешь, что чувствуешь.
 Но даже это не самое страшное. Если мы (даже осторожно) откроем миру свои чувства, нас могут, вдобавок ко всему,  высмеять. А это - дополнительный удар по болевой (даже сейчас, когда это всё пишу, не по себе как-то). Мы  вряд ли поймём и осознаем, почему нам в ответ смеются. Наверное, нет ничего страшнее, чем открыть душу миру (пусть даже ты открываешь её не совсем обычным способом, так, как умеешь) и в ответ получить лишь истеричный, пафосный хохот.
 Даже когда понимаешь, благодаря своему логическому мышлению, уместность эмоциональной реакции в конкретной ситуации, ты всё равно вряд ли рискнёшь её проявить.  Потому что этот страх постоянно тебя сопровождает.

6. "Синий экран" при вербальном запросе на ЧЭ.

Этот простой факт о болевой функции - уже классика. Болевая функция - одномерная, невербальная. Это значит, что при вербальном (словесном) запросе на неё человек выдаст "синий экран". Ну или, проще говоря, зависнет.
 Вербальный запрос на ЧЭ - та же банальная и безобидная фраза "Как настроение?". Или "Почему ты такой недовольный?". Или "У тебя так сияют глаза, что тебя так обрадовало?" Если эти фразы не вызывают у вас недоумения и ступора, значит, с вашей ЧЭ всё в порядке.

психология, Габен, мысли, Соционика, Бальзак

Previous post Next post
Up