Переночевав у часовни Георгия Змееборца в Усть-Яндоме, на следующий день я собирался радиально сбегать до деревни Яндомозеро и обратно. Смысла идти с туда с рюкзаком не было никакого. В интернете я натыкался на какие-то обрывки информации о том, что Варваринская церковь разобрана и перевезена, да и дачники вчера упоминали об этом, но я все равно решил прогуляться и осмотреть все своими глазами.
Идти до деревни около 10 км, и столько же обратно. Предупреждали меня и о не очень хорошей дороге, но после
Вепсского леса, меня уже сложно удивить. Прохожу мостик через Яндому и сворачиваю налево, в лес. Начинается все не так плохо, но со временем переходит в траву человеческого роста. Впрочем, колея еще не совсем заросла и дорогу видно почти везде
При приближении к деревне, среди полей все чаще встречаются гряды валунов - ровницы. Крестьяне сначала при разработке участка, а затем каждую весну, убирали камни со своей земли и выкладывали их вдоль участков, как бы ровняя их границы.
Непонятное сооружение посреди полей (качели? виселица? ворота в деревню? ритуальные огненные врата?)
Деревня Яндомозеро на горизонте. Сама деревня очень сильно разбросана и от первых домов до церквей идти еще около трех километров. Связано это было с тем, что формировалась деревня вокруг нескольких хуторских хозяйств, выстроенных по берегам озера. Сейчас многие дома разрушены и деревня выглядит полузаброшенной, но есть несколько жилых дворов. А в восемнадцатом веке приход состоял из 83 дворов с населением 903 человека.
Поклонный крест под крышей с главкой
И как раз последние несколько километров до церквей особенно неприятны - начинается лесная топь и болотца, дорога залита водой. Особо хреновое место в (62.237449, 35.219538), несмотря на засушливое лето без сапог здесь по дороге пройти никакого шанса, нужно идти по берегу. Но и там пройти проблематично, и я уже раздумывал, не повернуть ли обратно. Но до цели оставалось чуть более километра и было банально обидно разворачиваться. Пришлось немного поиграть в бобра, и построить переправы и запруды из поваленных веток и деревьев, а потом идти с палкой. Кроме того, комары здесь атакуют совсем нещадно, просто стукнув по затылку, прихлопываешь штук 7 тварей.
Ну а достигнув места, где были обозначены церкви на карте (62.247022, 35.206023) я увидел то, что в общем-то и ожидалось. Варваринской церкви с колокольней(начало XVII века) здесь уже нет. Вот так она выглядела когда-то
А вот что осталось от нее сейчас
Позже узнал эту достаточно неприятную историю с переносом церкви. В 2015 году было принято решение о том, чтобы перенести церковь в более доступные туристам Типиницы. “Деревня Яндомозеро, - поясняет Минкультуры Карелии, - является нежилой, находится в труднодоступном месте, что вызывает серьезные затруднения для проведения современной и качественной реставрации одного из уникальных памятников деревянной культовой архитектуры и не позволит использовать его по первоначальному назначению и в качестве объекта туристического показа”.
На проект переноса было выделено 34 миллиона рублей, ну а дальше все в лучших традициях. Состояние церкви было недооценено и часть бревен просто разрушилась при разборке. Еще часть сломали и побросали при перевозе по зимнику через Яндомозеро. Оставшаяся часть просто лежит и гниет уже который год посреди деревни Типиницы на месте предполагаемой установки. Почитать подробнее можно здесь:
раз,
два,
триЧто касается меня, то даже не беря в пример этот крайний случай, я крайне отрицательно отношусь к переносу церквей. Они должны стоять там, где их поставили древние мастера, а не там, где их удобнее показывать массовому туристу за деньги. Кто хочет, тот обязательно дойдет и посмотрит. Да и деревня эта не такая уж необитаемая, смотрителя можно найти.
Внутри огрызка
Погост рядом с церковью. Одна из могил выглядит ухоженной, лежат цветы. Границы погоста обозначены валунами, как и в Усть-Яндоме.
Еще одной проблемой было то, что всю захваченную питьевую воду я выпил по дороге, не особо экономя, поскольку понадеялся на Яндомозеро. Но по факту, из-за сильной жары вся вода в нем (и вообще во многих мелких озерах) у берегов сильно цветет. Да и подходов к берегу очень мало, все заросло камышами. Спустя пару часов без воды, на жаре, я постучался в ближайший дом с лодкой рядом, выглядящий обитаемым. Выглянул местный житель, Олег, и я попросил стакан воды, утолить жажду. Сначала он показал мне родник, но тот пересох из-за жары, и тогда пригласил меня к себе на кофе. Рассказал о том, что родился здесь, немного посидел и вернулся на родину. Избе его больше 150 лет. Поговорили о людях, что живут здесь, о переносе церкви, о том, как возил недавно туристку по озеру на погост, к могиле родственников. Предложил даже остаться и посмотреть финал ЧМ у него, но мне малоинтересен футбол, и, напившись кофе и набрав кипяченой воды, я двинул в обратную дорогу. Теперь мне понятно, почему дорога в столь ужасном состоянии, смотреть здесь стало нечего, дорога разбита и никто сюда больше не ездит. Рыбаки же предпочитают добираться сюда на лодках от Великой Губы.
Береза, видимо, пользуется почитанием, среди местных жителей
Несмотря на то, что церкви в конце не оказалось, я абсолютно не расстроился, ибо считаю, что более важна не цель, а Путь. Хотя дорога по жаре, высокой траве и болотам была не особенно приятной. Частенько в Заонежье я слышу предостережения о змеях, не знаю уж часть это местного фольклора или мне сильно повезло, что не наступил на гадов за 20 км пути по высокой траве.
Я вернулся к своей стоянке уже под вечер, но под солнцем местность вокруг все еще пылала. Хорошо, что я спрятал сигнальные ракеты и газ для горелки в тени от палатки, в траве. Находится под солнцем было больше решительно невозможно, в палатке и вовсе, и я спрятался на крыльце часовни. Немного поколебался, о этичности распивания чая, сидя на ступенях часовни, но в конце концов позволил себе это. Во-первых, это не церковь, а часовня, здесь не проводится богослужений. Во-вторых, на мой взгляд одной из функций таких вот придорожных часовен и является укрытие путников от сложных погодных условий
На следующий день выдвигаюсь в Типиницы, следуя дальше по запланированному кругу. В восемнадцатом веке приход насчитывал семьдесят дворов с населением 797 человек. Сейчас Типиницы достаточно населенная дачниками деревня. Приезжают сюда не по той лесной дороге что я пришел, а по хорошей грунтовке с севера, сворачивая с трассы Медгора - Великая Губа. Да, в деревне есть несколько колодцев, и я рекомендую пользоваться не приметным посреди деревни, с журавлем, а небольшим, на окраине (62.18697, 35.413832)
Разваливающийся красивый дом с мансардой
Собакен прячется от жары в траве
Бабочка поглощает Дэту с моего рюкзака
А вот и разобранная Варваринская церковь из Яндомозера. Дела с 2015 года не очень то продвинулись, хотя вроде какой-то прогресс со времен статей выше есть. Но к обозначенному сроку все равно не успеют, как мне кажется.
Да, храм ставится на месте деревянной Вознесенской церкви(1781), утраченной в результате пожара в 1975 году. В ней было 3 престола: во имя Вознесения, Ильи Пророка и Богоявления, видимо поэтому на бочке храма на алтарном прирубе размещалось сразу три главки.
Следующая деревня на пути имеет красивое название - Вороний остров, и не менее красивую резную табличку на вьезде
В самой деревне сохранилось несколько больших старинных крестьянских домов. В центре поселения расположена часовня Усекновения Главы Иоанна Предтечи (XVIII-XIXвв). Звонница очень похожа на ту, что я видел в часовне святого Георгия в Усть-Яндоме
Интерьер
Часовня стоит в створе небольшого залива, разделяющего деревню.
Набрав вкусной, холодной воды из очередного колодца прямо у церкви, двигаюсь дальше по дороге, намереваясь остановиться на песчаном пляже. Мало того, у берега оборудована туристическая стоянка, правда, порядком загаженная нерадивыми туристами. Я не знаю, что нужно иметь вместо головы, чтобы вырыть яму посреди стоянки, выстлать ее полиэтиленом, скидывать туда органические отходы, типа рыбьих голов и потрохов, да еще потом и не засыпать.
У воды на лодке сидят двое парней и пьют пиво. Перед тем, как ставить палатку, отправляюсь поговорить с ними, и это одно из моих лучших решений за все время. Разговорились, парни приезжие (Петрозаводск и Калининград), сейчас отдыхают в одном их домов. Впечатлившись моим пешим одиночным этнопоходом мне предлагают рыбу, пиво, а потом бесплатно отвозят на сам Вороний остров, посмотреть на часовню. К слову, за подобные услуги в соседнем гостевом комплексе просят около 2000 рублей.
Остров недалеко отстоит от берега, летом до него можно добраться по отмели. Вот что рассказывают об острове местные жители: "Вороний, потому как на нем всегда полно ворон. На острове часовня деревянная, в ней каменный чудотворный крест из серого гранита. Летом на остров много паломников приезжают со всех концов, к кресту прикладываются".
Относительно этого креста существует предание, что он к острову приплыл. При этом сам крест гранитный и на вид весит не одну сотню килограмм. По состоянию на 2008 год найдено три похожих креста в разных районах Карелии. По предположениям археологов крест был изготовлен из известняка привезенного из Новгородской области, но смело можно предположить, что данный крест был высечен из известняка с острова Северный олений, т.к. всем известно, что там имеются выходы известняковых пород возрастом более 2 мл. лет.
Любопытны и дореволюционные надписи на стенах часовенки, и обклееные газетами стены
Рядом с часовней "над крестом" расположена Часовня Иоанна Предтечи (1750-1770 гг). Играет роль ориентира при подъезде к деревне со стороны озера. Относится к типу клетских культовых построек
Внутри пусто, в углу сложены главки
Вернувшись, обосновался на стоянке, искупался. Чуть дальше по пляжу звериный водопой и на пляже много звериных следов, что заставляет меня немного беспокоиться
Наутро, я думаю подкинуть парням немного денежек, чтобы они подкинули меня хотя бы до деревни Поля, ибо неохота терять день и идти 20 км по абсолютно неинтересной грунтовке, еще и вдали от источников воды. Но, заехав искупаться с утра, они сами предлагают немного подвезти меня, говоря, что им скучно и самим по кайфу немного покататься. При этом я несколько раз прошу остановиться у интересных мне объектов
Придорожная часовенка Святого Духа на выезде из Типиниц, в деревне Задние (конец XIX в). Состоит из объединенных общей двухскатной крышей помещения молельни и примыкающего к нему с западной стороны открытого крыльца-галереи. На крыше установлена лемеховая главка с крестом.
Следующая остановка - полузаброшенная деревня Поля, слева от дороги на Типиницы. Ребята ждут меня в машине, а я убегаю осмотреть деревню. Все вокруг сильно заросло травой, многие дома брошены и разрушены, хотя и тут живут люди. Мне не особо понятно, чем обусловлена заброшенность, ведь она гораздо ближе к трассе, чем Типиницы, Вороний и Тамбицы, а рядом есть озеро.
Ильинская церковь построена в 1873 году. До нее на этом месте уже стояла церковь. Возобновлена "по тому же плану", на средства купца Пименова, в формах старинных клетских церквей. Стоящая до этого церковь была "строена, по преданиям, в царствование Государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича Грознаго".
На дверях достаточно оригинальной запор, церковь открыта, как и все остальные здесь
Виды с колокольни. Деревня оправдывает свое название, и правда - поля и луга
Далее мои новые знакомые довозят меня до трассы Медгора - Великая Губа, где я благодарю их и мы прощаемся. Отдельно доставляло музыкальное сопровождение, совпадающее с моими вкусами: Сплин, ДДТ, Летов. Хоть я и не в восторге, от осмотра церкви бегом(о чем я говорил ранее), но все же сильно выручили, особенно в условиях дикой жары и проблем с водой. Классные ребята, хотя на мой взгляд пить теплый спирт в 30градусную жару - очень сильно на любителя.
Пройдя по трассе пару-тройку километров, внезапно ловится попутка, которая довозит меня до отворотки на Космозеро, откуда нужно пройти еще 3-4 км до села. Космозеро уже цивилизованное, населенное и относительно большое село, есть даже два магазина. Обидно лишь только, что достигнув магазина в 14:02, я попал на двухчасовой перерыв.
Село стоит на берегу узкого и очень длинного озера с одноименным названием (при длине 20 км озеро имеет ширину 200-500 метров). Возраст села свыше пятисот лет. Крестьяне-землепашцы, рыбаки и охотники жили в нем еще во времена царя Ивана Грозного. Село Космозеро являлось центром Космозерского прихода. Оно состояло из трех деревень: Артово, Демидово и Погост. Приход насчитывал в XVIII веке 87 дворов с населением в 675 душ.
В Космозере был целый ансамбль приходских церквей - один из красивейших в Заонежье. Обнесенный высокой рубленой оградой, он состоял из Успенской церкви (1720 года), церкви Александра Свирского (1769 года) и колокольни. Обе церкви по своей архитектуре принадлежали к храмам типа восьмерик на четверике. Обе были крыты высокими шатрами, так же как и колокольня, расположенная рядом с церковью Александра Свирского, ближе к озеру.
Сейчас осталась в живых и отреставрирована только летняя церковь Александра Свирского, а остальное сгорело в 1942 году
В отличие от предыдущих, эта церковь под замком, и я иду искать ключ. Первый же встреченный человек показывает нужный мне дом, и говорит спросить Татьяну Мартынову. Но я вначале стучусь не в тот дом, и мне указывают на неприметную сначала нужную калитку.
В храме гнездо, и первое, что я вижу, отомкнув замок, это летящая на меня птица
Похоже, в каждом поселении был(либо сохранился) только один такой типовой дом с мансардой. Видел идентичные в Великой Губе, Типиницах, а теперь еще и здесь
Возвращаюсь вернуть ключ, и меня внезапно приглашают на чай с пирогами из дома, куда я по ошибке постучался вначале. До открытия магазина еще час, я не знаю, куда мне деваться и кроме того хочется пить, поэтому я с радостью принимаю приглашение семьи. Заодно пользуюсь очередной возможностью осмотреть избу, печь, и процесс приготовления в ней шанежек с картошкой. Люди здесь гостеприимные, и, как я уже отмечал, отношение к путнику с рюкзаком совсем иное, нежели просто к туристу: и подвезут бесплатно, и на чай пригласят.
После чая, часть семьи собирается на озеро и меня зовут с собой. Я только рад искупаться в посреди жаркого дня, и в середине пути.
Деревенские бани выстроились у воды, разумеется, чтобы не таскать воду из озера далеко. Люди купаются в озере, а потом тут же идут в баньку, топленную "по-черному". Для меня баня удобна тем, что в ней можно переодеться
Напоследок, гостеприимные люди еще и фотографируют меня на память, на фоне Космозера, причалов и купающихся деревенских девчонок
А вот чего нет в Космозере, так это автобусов. Поэтому, после, зарулив таки в магазин, я выдвигаюсь в длинный пеший путь до поселка Ламбасручей, намереваясь найти там лодку до Пегремы.
Да, и хотя я стараюсь особо не копипастить, но нельзя не отметить мое активное пользование
Туристическим порталом Карелии, поэтому оставлю тут ссылку на него.